Конспект занятия "Весенние картинки"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме
Представлен конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы по теме клмплексно-тематического планирования "Теплые шаги Весны".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 49.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Весенние картинки»
Подготовительная к школе группа.
Цель занятия.
Комплексное развитие музыкальности детей; объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира; создание условий для творческой работы с различными образами.
Задачи.
1. Сопоставлять протекание сезонных явлений на территории своего города с другими регионами.
2. Развивать творческое воображение, способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (эмоционально – двигательными, зрительными, слуховыми) и звуковыми, пластическими, графическими образами.
3. Вызвать эмоциональный отклик:
а) на контрастную выразительность звучания инструментальных пьес;
б) при выполнении творческих заданий;
в) при исполнении песен.
4. Развивать способности к певческой, танцевальной, изобразительной импровизации.
5. Активизировать и обогащать речь детей.
6. Выявлять индивидуальные склонности детей к музыцированию, ее поддержание и развитие.
Предварительная работа.
Наблюдение детей за сезонными изменениями в природе.
Разучивание детьми стихов и песен о весне поэтов В. Спепанова, В. Суслова, Н.Ашукина, П.Образцова.
Рассматривание картин: «Март» И Левитан, «Ранняя весна» И.С.Остроухов,
«Весна» С.А.Виноградов; фотоальбома «Весна в Воркуте», видеофильма «Воркута».
Слушание инструментальных произведений: «Зимнее утро», «Декабрь» П.И.Чайковский,
«Весна» А.Вивальди, «Весенние голоса. Вальс» Штраус.
Слушание фонограммы «Звуки природы».
Рисование детей с использованием разных изобразительных техник на темы: «Весна», «Подснежник», «Бегут ручьи».
Оборудование и материал.
Стулья (по кол. детей), 2 зеркала размером 2Х2метра( для коллективной работы), гуашь и вода в баночках, кисти, пианино, влажные салфетки, ритмические палочки (по кол. детей), магнитофон, синтезатор.
Грамзапись «Апрель» и «Зимнее утро» П.И.Чайковского, диск «Звуки природы»: «Журчание ручейка».
Дети заходят в зал, останавливаются в центре, исполняют песню- приветствие
«Добрый день»
М. р.: Ребята! Мы пригласили сегодня к нам гостей, что бы рассказать им о весне и показать им весенние картинки, которые нарисуем стихами, пением, танцем и красками.
«Вешний ветер» П.Образцов.
На березе ветер вешний, пролетел, качнул скворечник,
Покачался на сосне, нам поведал о весне,
что весна не за горами, к нам шагая налегке,
Зажурчит в полях ручьями, лед взломает на реке,
Что вернутся легкой стаей, полетят во все концы,
Звонко песни распевая, голосистые скворцы.
«Март» П.Образцов.
Улеглись в полях метели в белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора.
У крыльца звенят капели, воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора.
М.р.: …а увидим ли мы такие же весенние приметы, какие описал нам коми-поэт П. Образцов, если понаблюдаем из наших окон?
В: Я предлагаю подойти к окнам и проверить.
Наблюдение (рассказ детей о приметах северной весны)
Дети рассаживаются на ковре.
М.Р: Хотите узнать, что случилось на нашей весенней полянке?
Растопило весеннее солнышко снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где упала капля, показалась зеленая стрелочка, а на ней- бутончик цветка. Смотрит он на снег и удивляется: «А не рано ли я проснулся? Везде еще снег» Вдруг туча заволокла солнышко, стало холодно и ненастно. Встревожился бутончик: « Как бы не замерзнуть? Наверно, рано я появился». Но туча ушла. Опять выглянуло ласковое солнышко, запели птицы, зажурчал ручеек и бутончик понял, что появился как раз во время. Стал он пробиваться сквозь снег, раскрыл лепестки и показался нежный голубенький цветок – подснежник. Осмотрелся он и увидел, что рядом из-под снега тянутся к солнышку такие же, как он, цветочки, робко покачиваясь на ветру. «Как замечательно, - подумал цветочек, что пришла весна, ведь только весной появляемся на свет мы, первые цветы – подснежники!»
Я предлагаю вам послушать, как о весне и подснежнике рассказывает музыка П.И. Чайковского из муз. альбома «Времена года»
Звучит «Апрель. Подснежник»» муз. П.И.Чайковского.
Вы услышали, что вначале музыка звучит трепетно, нежно по-весеннему взволнованно (мелодия исполняется муз.руководителем на синтезаторе). Появляется подснежник. Мелодия звучит в высоком регистре и поднимается все выше и выше – подснежник тянется к солнышку. Музыка переходит в средний и низкий регистр. Звучит более тревожно, ведь не всегда весной светит солнце, бывает и ненастно и холодно. Потом зазвучала трепетная и легкая, как дуновение ветерка устремленная вверх, полетная мелодия. Вся природа оживает, а подснежники робко и несмело покачиваются от весеннего ветерка и растут, растут. Вы бы хотели еще раз послушать эту пьесу?
Звучит «Зимнее утро» П.И. Чайковского.
Дети: Это совсем другая музыка.
М.Р.: Почему вы так думаете?
Дети: Музыка звучит тревожно, смятенно, жалобно.
Музыка быстрая, вьюжная.
М.Р: Какая картина возникла у вас при слушании?
Дети: Картина ненастного зимнего утра, холодного, неприветливого, темного, ненастного.
Пьеса называется «Зимнее утро» П.И. Чайковского из Детского альбома.
М.Р: А что общего между этими пьесами?
Дети: Сочинил П.И.Чайковский, музыка инструментальная, рисует картины природы.
М.Р: Какая из нарисованных музыкой картин вам нравится и почему?( Ответы детей)
Мы обязательно еще раз услышим эту пьесу на занятии.
М.Р: Мы с вами можем нарисовать веселую, радостную картинку весны используя наши голосовые упражнения?
Голосовая картинка «Весна пришла» (упражнения по методике Емельянова)
М.Р: Предлагаю на время покинуть нашу весеннюю полянку и пройти к стульям, потому что там нам будет удобно поиграть с ритмом весенних слов.
Проводится «Игра с весенними словами» муз. Поплянова.
Дети самостоятельно придумывают весеннее слово и пропевают. Выстукивают ритмический рисунок слова ритмическими палочками)
Звучит фонограмма «Журчание ручейка»
М.Р: Послушайте, кто это запел свою песенку?
Дети: Ручеек.
М.Р: Прислушайтесь, как он журчит: песенка ручейка звучит живо, жизнерадостно, весело.
Дети: А мы знаем песню «Шор». На коми языке «шор» - это ручеек.
М.Р: Мы с удовольствием послушаем ее в вашем исполнении, но прежде предлагаю вспомнить какой характер у песни и как надо ее исполнять. Где ваши копилочки? Класть в копилку будем только нужные утверждения.
«Копилка муз.знаний» (метод Ш.Амонашвили)
1Я утверждаю, что это Коми песня, но мы исполняем ее на русском языке.
2Я утверждаю, что музыку песни написал коми-поэт ……….
3 Я утверждаю, что стихи сочинил коми-композитор……..
4 Я утверждаю, что характер песни веселый.
5 Я утверждаю, что характер песни жизнерадостный.
6Я утверждаю, что о зиме надо петь громче и смелее.
7Я утверждаю, что мелодия этой песни льется как ручеек, но есть скачки, как будто ручеек перескакивает с камешка на камешек.
8Я утверждаю, что петь песню надо на высоком звучании голоса.
Исполняется песня «Шор» муз. А.Осипова, сл. С.Попова, пер. А.Вавиловой
Песенки поют и перелетные птицы, вернувшись с юга. Вот скворушка к нам прилетел.
В народе говорят, что скворушка приносит весну в наш Коми край на своих крыльях. Я предлагаю вам сейчас стать композиторами и сочинить свою собственную песенку для скворушки на фразу «Весна. Зиме конец. Свистит, поет скворец» (начинает воспитатель)
Песенная импровизация «К кому скворец прилетел, тот и песенку запел»
Оценка педагога и детей.
М.Р: Как вы думаете, ребята, а кто еще становится композитором весной?
Дети: Сосульки.
М.Р: А почему вы так считаете?
Дети: Каждая сосулька, если прислушаться, поет свою песенку. Крупная сосулька большими каплями поет низким звуком, а небольшая – маленькими капельками высоким звуком. Они любят пошалить и бросают капли на прохожих.
М.Р: Предлагаю вам стать шаловливыми сосульками, но наши сосульки будут еще и очень внимательными и ловкими.
Вокальная физ.минутка «Шаловливые сосульки» (гентерная)
Дети: Мы хотим загадать гостям загадку – спеть песню - картинку.
М.Р: Тогда я предлагаю вернуться на нашу весеннюю полянку.
Исполняется песня « Весенний будильник»
М.Р: Уважаемые гости! Вы догадались о каком будильнике пели дети в этой песенке – картинке. (Ответ гостей)
М.Р: Я обещала, что мы с вами еще раз услышим пьесу П.И.Чайковского «Апрель» Сейчас предлагаю вам не только ее послушать, но и нарисовать своими движениями весеннюю картинку.
Пластическая импровизация под музыку П.И.Чайковского «Апрель»
веселая птичка, которая радуется весне;
жучок, выползающий из-под коры;
паучок, плетущий паутинку;
расцветающий подснежник;
дерево, которое спало зимой и проснулось весной;
снеговик, который тает и превращается в ручеек;
солнышко, согревающее все вокруг;
медведь, который спал зимой и проснулся от капели.
( в середине музыки дети изменяют образ; нужно узнать: что показал каждый из них по сигналу)
М.Р: Как вы считаете, получилась у нас весенняя картинка?
Но увидели ее только мы и наши гости. Хотите ли вы нарисовать красками весеннюю картину, которую увидят все, кто придет в этот зал. Она станет праздничным оформлением нашего зала.
Рисование (на зеркалах) «Весенняя картинка»
М.Р: У вас получились замечательные картины. Как вы считаете, дети, справились вы с заданием? Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий?
Ответы детей
Я думаю, что ваши картины стали достойным украшением нашего зала.
Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект тема: "Картинка про лето"
План- конспект итогового мероприятия в старшей группе . Первая неделя сентября лексическая тема "До свидания, лето"...
Конспект «У КАРТИНКИ – ДВЕ ПОЛОВИНКИ»
Конспект «У КАРТИНКИ – ДВЕ ПОЛОВИНКИ»Данный материал предназначен для педагогов,которым необходима информация для занятия в детском саду. ...
Конспект НОД "Картинки с выставки"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию...
Конспект (технологическая карта) познавательно-речевого занятия с использованием здоровье-сберегающих технологий и квест - игры во 2 младшей группе.
Мною представлена подробная технологическая карта познавательно-речевого занятия для малышей с элементами квест-игры, в котором активно используются здоровье-сберегающие технологии (самома...
Конспект технологической карты НОД "Фликеры" для подготовительной группы
в помощь педагогам...
Конспект, технологическая карта и самоанализ подвижной игры «У медведя во бору» для 2 младшей группы.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект, технологическую карту и самоанализ игры "У медведя во бору" 2 младшая группа....
Конспект (Технологическая карта) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В данном конспекте дети учатся составлять звуковой анализ слова «дом» и «дым». Осваивают действия звукового анализа слов, сравнивают слова по звуковому составу. А также знакомя...