Консультация для родителей «Особенности и одна из методик заучивания стихотворений детей в старшей дошкольной группе»
консультация (старшая группа)

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Для методики заучивания стихов необходимо знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми

 

Особенно это касается детей с особыми возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи (ОВЗ, ТНР). Легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью, стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.

Память ребёнка — дошкольника развивается постепенно.

Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Дети слабо запоминают стихи, в которых много образных выражений, метафор.

Даже в старшем дошкольном возрасте дети с ТНР способны запомнить и потом воспроизвести небольшие по объему стихотворения с доступным их пониманию простым содержанием, это усложняет работу логопеда, воспитателя и музыкального работника. В связи с этим особо актуальным остается вопрос развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР посредством заучивания стихов на основе зрительных опор, т. к. наглядный материал усваивается лучше вербального.

Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов, приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по развитию связной речи – мнемотехника или метод иллюстрации.

Воспринимая стихотворение, обучающиеся мысленно «рисуют» его содержание. Здесь на помощь приходит мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается или подбирается картинка (изображение, т. о. все стихотворение зарисовывается схематически. После этого обучающийся по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе логопед предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы и сможет самостоятельно это сделать.

 

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ

Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Обратить внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

Затем уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dekabr.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности и одна из методик заучивания стихотворений детей в старшей дошкольной группе»

https://www.maam.ru/images/users/avatars/830edcf8127add231419658ae0f0b886.jpg 

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Для методики заучивания стихов необходимо знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми

Особенно это касается детей с особыми возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи (ОВЗ, ТНР). Легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью, стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью.

Память ребёнка — дошкольника развивается постепенно.

Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Дети слабо запоминают стихи, в которых много образных выражений, метафор.

Даже в старшем дошкольном возрасте дети с ТНР способны запомнить и потом воспроизвести небольшие по объему стихотворения с доступным их пониманию простым содержанием, это усложняет работу логопеда, воспитателя и музыкального работника. В связи с этим особо актуальным остается вопрос развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР посредством заучивания стихов на основе зрительных опор, т. к. наглядный материал усваивается лучше вербального.

Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов, приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по развитию связной речи – мнемотехника или метод иллюстрации.

Воспринимая стихотворение, обучающиеся мысленно «рисуют» его содержание. Здесь на помощь приходит мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается или подбирается картинка (изображение, т. о. все стихотворение зарисовывается схематически. После этого обучающийся по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе логопед предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы и сможет самостоятельно это сделать.

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ

Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Обратить внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

Затем уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т. к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

На примере ниже показана картинно-графическая схема к стихотворной загадке «Тигр»

Так через зрительные опоры — картинки — иллюстрации мы материализовываем для детей содержание стихотворения.

Такой подход помогает детям с ОНР вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий

Использование данного метода в работе с детьми с ТНР повышает эффективность заучивания стихов, значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, т. е. качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению. Данный метод активизирует речь детей в целом: пассивный словарь переводит в разряд активного, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащает словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающего группу компенсирующей направленности для детей с ТНР

В практикуме для методического объединения учителей-логопедов раскрыта технология использования мнемотехники при заучивании стихотворений....

Эффективные методики заучивания стихотворений наизусть детьми старшего дошкольного возраста с учетом модальности восприятия.

В данном материале акцентирую Ваше внимание на важности выстраивания образовательного процесса по заучиванию стихотворений с учетом модальности восприятия....

Проект: «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стих...

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРОВАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ  ЗАУЧИВАНИЯ  СТИХОТВОРЕНИЙС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...