Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающего группу компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
В практикуме для методического объединения учителей-логопедов раскрыта технология использования мнемотехники при заучивании стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_dlya_interneta.docx | 260.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум по использованию технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающего группу компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: Автоматизация звука [Л] в стихотворении с помощью мнемотаблицы.
Цели:
Коррекционно-образовательные: закрепить правильное произношение звука [Л], обогащать словарь словами со звуком [Л], закрепить умение определять наличие звука в слове, выполнять звуковой анализ слова, определять количество слогов в слове, составлять предложения по схеме, употреблению предлогов, учить образованию слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбору слов-действий, выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа, ориентировку в пространстве, логическое мышление, память.
Оборудование: магнитная доска, мнемоквадраты для мнемотаблицы с недорисованными картинками, предметные картинки со звуком [Л], схемы для определения места звука в слове, звукового анализа слова, слоговые домики, лист в клетку для графического диктанта.
ТСО: «Говорящее зеркало», запись звуков окружающего мира.
Предварительная работа: слушание записи звуков окружающего мира.
План:
- Организационный момент
Мы сегодня будем учить стихотворение. Называется оно «Мила-помощница». Послушай:
Мила маме, как могла,
Хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала:
Полотенца полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела
От угла и до угла…
- О ком это стихотворение? (О маме и Миле)
- Выучить стихотворение нам помогут картинки, но каждая картинка не дорисована. Чтобы ее дорисовать, нужно выполнить задания.
- Возьми картинку для стихотворения, а я задание.
- Основная часть
Взрослый и ребенок одновременно берут по одной картинке.
- Посмотри: здесь нарисована ванная комната (сюжетная картинка). Найди предметы, в названии которых слышишь звук [Л] и назови: мыло, полотенце, зеркало, мочалка. У меня тоже есть такие картинки (логопед выкладывает цветной вариант названных картинок). Раздели на слоги, подбери слоговую схему и выбери самое длинное слово.
Делить на слоги, подобрать схему. Выбрать самое длинное слово, нарисовать его (ПОЛОТЕНЦЕ) – мнемоквадрат «тазик с водой» - «Полотенца полоскала».
- Посмотри внимательно еще раз на картину «Ванная комната» и назови предметы, которых не должно быть в ванной. (Вилка, ложка) Найди звук [Л] в слове ВИЛКА. (Звук [Л] в слове ВИЛКА стоит в середине слова.)
Определение местоположения звука в словах – ВИЛКА, ЛОЖКА и обозначение местоположения (фишкой на схеме). Рисование предметов в мнемоквадрате для стихотворения – «Вилки вымыла и ложки».
- Как зовут девочку в стихотворении, которая помогает маме? (Мила). Назови первый звук в слове МИЛА. (М) Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий) 2-й звук? 3-й? 4-? Сколько звуков в слове?
Звуковой анализ слова МИЛА. После выполнения звукового анализа – ребенок рисует девочку (к уже нарисованной маме в мнемоквадрате) - «Мила маме как могла».
- МАМА большая, а МИЛА маленькая. Поиграем. Игра называется «Большой-маленький»: разложить картинки со звуком [Л] и назвать. Дорисовать мнемоквадрат: маленькое платье около большого - «Хоть мала, а помогла».
- Послушай, что у нас получилось (показывает на первые две картинки):
Мила маме, как могла,
Хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала:
- Что значит «долго дела не искала»? Что Мила делала? (мыла, подметала, полоскала, поила кошку)
- «Молоком поила кошку». Кошка с Милой играет в прятки – найди кошку и составь предложение по схеме. (Игра с предлогами).
Логопед показывает картинку и схему предложения к ней, ребенок составляет предложение («Кошка сидит под столом», «Кошка спит на стуле» и т.д.) «Молоком поила кошку» - дорисовывают миску с молоком уже нарисованной кошке.
- Послушай, что делала Мила и назови.
Восприятие на слух звуков окружающего мира – ЗВУК лакающей кошки, ЗВУК воды, ЗВУК метелки. Рисуют метелку к нарисованному полу в мнемоквадрате.
- «Пол метелкой подмела, от угла и до угла» - слушай меня и рисуй по клеткам.
Графический диктант – нарисовать в мнемоквадрате дорожку «от угла и до угла», воспринимая на слух инструкцию взрослого (картинка в тетрадную клетку).
- Заучивание стихотворения с опорой на полученную в ходе занятия мнемотаблицу:
Мила маме, как могла,
Хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала:
Полотенца полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела
От угла и до угла…
- Итог
Ребенок рассказывает стихотворение, логопед записывает с помощью технического оборудования «Говорящее зеркало», которое затем воспроизводит стихотворение. Ребенок слышит, как он рассказывал и оценивает себя.
Используемые картинки:
учитель-логопед
Мельникова Ирина Валерьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей « Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
«Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста»
Тема: Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Грибочек»...
Конспект НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: "Новоселье"
Конспект НОД по теме "Новоселье". Цель занятия: совершенствование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи на начальном э...
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность, в котором определены наиболее оптимальные и эфф...
ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год
ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 ...