Методическая разработка "Мастер класс для родителей ДОУ "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Смирнова Диана Николаевна

Распространение опыта работы по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_mk_po_razvitiyu_rechi.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

Мастер класс для родителей ДОУ

«Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Воспитатель: Смирнова ДН

2024

 Цель: распространение опыта работы по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Ход мастер класса:

    Уважаемые родители, я хочу поговорить с вами о формировании интонационной стороны речи у дошкольников.

    Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка — это цель, к которой мы должны стремиться. Умение говорить выразительно дает детям преимущества в различных аспектах их жизни, от развития коммуникативных и социальных навыков, до повышения самооценки и успеха в будущей учебе. Сегодня я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые вам в этом помогут. 

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

2. Пауза (временная остановка голоса в речи).

3. Мелодика (движения голоса по высоте и силе).

4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

5. Изменения громкости голоса.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно и законченно.

1.Предлагаем детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (карточки-эмоции на электронной доске«Удивилки» - поднять брови; «Поразилки» - поднять брови, открыть рот; «Хмурилки» - нахмурить брови; «Сердилки» - нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п.  Предложить произнести одну и ту же фразу («Я пришла», «Открой дверь»), передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление).

2. Упражнения на развитие высоты и силы голоса. Упражнение «Эхо»: вы произносите звук «А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Ребёнок повторяет. 

3. Упражнение для детей «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе, и наоборот.

4. Упражнение для родителей и детей: Произнесите чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья опять громко, четвертая тихо. (по ролям), затем поменяйтесь с ребенком местами. (Дети знают чистоговорку, для родителей она выведена на слайд)

Жу-жу-жу — как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи — мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу — я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа — ёж уходит от ужа.

 5 Работа над интонацией всегда идёт параллельно с работой над логическим ударением.  Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой!

Прочтите предложение по-разному, выделяя логическое ударение.

  1.  Ты нашел щенка? (здесь самое главное. Что щенка нашел ты, а не кто-нибудь другой);
  2. Ты нашел щенка? (здесь главное, что кто-то нашел щенка, а не купил и его не подарил);
  3. Ты нашел щенка? (здесь главное, что нашли именно щенка, а не кошку или кого-то еще).

  Детям нужно тренироваться и учиться выделять логический центр в предложениях. Хорошо эту тренировку применять на пословицах и поговорках. Давайте мы с вами попробуем закончить пословицы, поговорки и интонационно выделим логические ударения в них.

- Добро побеждает зло.

- Как аукнется, так и откликнется

- Любишь кататься- люби и саночки возить.

6. Следующий элемент выразительности — это пауза.  Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Помните? Известная фраза из сказки «Казнить нельзя помиловать» (Фраза вывеяна на экран, просим прочитать родителя: «Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпичи там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна») 

Хорошо тренироваться на стихах, так как именно стихи определяют, где нужно сделать паузу (строчку прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи. 

7. Темп тоже играет важную роль в передаче эмоций.

 - приведите примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.));

- приведите примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда вам что-то объяснять, когда вы загадать загадку и т. д.));

- вспомните четверостишие и произнесите его сначала в медленном, а затем в быстром темпе;

- произнесите фразу с заданной скоростью (быстро, медленно, нормально)

7. И, наконец, тембр — это эмоциональная окраска нашего голоса.

Умение изменять свой тембр требуется при выразительном чтении вслух литературных произведений.  Сейчас я предлагаю прочесть выразительно всем знакомые стихотворения Агнии Барто. Сначала мы сделаем это удивлено, затем радостно, недовольно, испуганно, ласково и восторженно.

8. Когда мы с вами что-то эмоционально рассказываем, мы это показываем мимикой и, часто, пантомимикой. Предлагаю немного поиграть в игру «Море волнуется»

Цель: упражнять в выражении различных эмоциональных состояний мимическими и пантомимическими средствами.

Описание: Дети стоят и проговаривают слова:

Море волнуется, раз,

Море волнуется, два,

Море волнуется три,

Веселая фигура на месте замри. (грустная…)

Ведущий выбирает ребенка или родителя, который, по его мнению, более выразительно передал предложенное настроение.

Вы все отлично справились, большое спасибо, что нашли время и пришли к нам в гости. Давайте будем учить наших детей выразительной и эмоциональной речи. Работа эта очень трудна, но очень необходима.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников" ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников»

Правильно выражать свои мысли, чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее яр...

Мастер - класс для педагогов в детском саду. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников

Мастер - класс дает возможность педагогам поиграть, выполненяя различные задания, вспоминая компоненты "выразительности речи" интонацию. В итоге воспитателям предлагаю самим составить компле...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников» 13.12.22

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ«Развитие интонационной выразительности речиу дошкольников»...

Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Игры, развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть с ребёнком дома...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе выс...

Консультация для родителей ДОУ «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подгото...