Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
консультация по логопедии
Игры, развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть с ребёнком дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intonatsionnaya_storona_rechi_detey.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Уважаемые родители, хочу поделиться с вами опытом работы по формированию интонационной стороны речи у дошкольников.
Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.
Предлагаю вам ряд способов и приемов, которые помогут активизировать речевое развитие детей.
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:
- Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).
Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой!
Предложите ребёнку произнести предложение по-разному, выделяя логическое ударение.
Наша Таня громко плачет. (наша, а не чужая)
Наша Таня громко плачет. (Таня, а не Маша)
Наша Таня громко плачет. (громко, а не тихо)
Наша Таня громко плачет. (плачет, а не кричит)
- Пауза (временная остановка голоса в речи).
Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Помните, известная фраза из сказки «Казнить нельзя помиловать»?
Хорошо тренироваться на стихах, так как именно стихи определяют где нужно сделать паузу (строчку прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи.
- Мелодика (движения голоса по высоте и силе).
Предложите ребёнку заменить вопросительные предложения восклицательными.
Звери все построили сами? – Звери все построили сами!
Они дружно работали? – Они дружно работали!
Дом красивый? – Дом красивый!
И наоборот.
Лето наступило. – Лето наступило?
На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.
Произнести данное предложение с восклицательной интонацией.
Лето наступило. – Лето наступило!
На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.
4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).
Темп бывает медленный, быстрый и средний. Он зависит от индивидуальности говорящего и содержания, смысла высказывания.
Отгадайте, пожалуйста, стихотворение – загадку, написанную Даниилом Хармсом «Что это было?» И найдите в стихотворении слова, которые помогают определить темп речи.
Я шёл зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках. (Средний темп)
Вдруг по реке пронёсся кто-то
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес, (Быстрый темп)
К ногам приделал две дощечки,
Присел, подпрыгнул и исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки: (Замедленный темп)
Какие странные дощечки
И непонятные крючки!»
5. Изменения громкости голоса.
Предложите ребёнку считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).
Упражнение «Ау!». Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.
6. Тембр.
Тембр окрашивает голос. Голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.
1.Предложите ребёнку выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений.
«Удивиться» - поднять брови, открыть рот;
«Нахмуриться» - нахмурить брови;
«Рассердиться» - нахмурить брови, надуть щеки;
«Огорчиться» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п. Предложите ребёнку произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление).
Произнесите сами фразу с разным настроением, пусть ребёнок попробует угадать вашу эмоцию.
Проговаривайте с ребёнком любимые стихи как:
- дряхлый старик;
- робот;
- хитрая лиса;
- школьник, не выучивший урок;
- злая ведьма.
Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! | Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плач: Не утонет в речке мяч. |
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. | У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду – Я в траве его найду. |
Давайте будем учить наших детей выразительной и эмоциональной речи. Работа эта очень трудна, но очень необходима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)
Данный материал напомнит педагогам о том, что представляет собой интонация; рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с методическими ...
Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"
В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....
Консультация на тему: "Формирование интонационной выразительности речи дошкольников"
Содержит работу по формированию выразительности речи дошкольников. ...
Консультация "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников"
Консультация предназначена воспитателям ДОУ. Она познакомит их с просодическими компонентами, формирующими интонационную выразительностьречи детей, поможет выстроить систему работы, сделать ее л...
Н Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"
Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников" ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников» 13.12.22
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ«Развитие интонационной выразительности речиу дошкольников»...
Консультация для родителей ДОУ «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подгото...