Мастер-класс для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Березина Людмила Ивановна

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

мастер-класс

для воспитателей дошкольных групп

 «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

   

Приветствую вас на мастер-классе, тема которого «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников при заучивании стихотворений»!  

Задачи:

  • уточнить теоретические представления по вопросу развития у дошкольников выразительной речи;
  • практическим путём закрепить навыки формирования просодической стороны речи.

 Предлагаю следующий план работы: 

- В ходе выступления попробуем вместе определить актуальность темы.

- В ходе работы мы вместе вспомним теоретические основы формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста.

- Вам будут представлены различные технологии формирования выразительности речи при изучении стихов с детьми: эффективные упражнения, игры, приемы работы с детьми.

А в ходе мастер-класса вы сможете одновременно быть специалистами, слушателями и воспитанниками.

- В результате нашего мероприятия я хотела бы услышать ваши впечатления и мнения о нашей сегодняшней работе.

По мнению многих исследователей детской речи (Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев и др.), интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным образом в процессе общения со взрослыми.

В то же время, многие педагоги ДОУ (думаю, и Вы в том числе) столкнулись с проблемой монотонности и не выразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх, инсценировках. Как вы думаете, с чем это связано?  

На мой взгляд, в большинстве случаев однообразие речи связано с тем, что дошкольники не понимают смысла интонации, чтобы передать смысл высказываний и свое отношение к происходящему. А также с невозможностью использовать другие выразительные средства языка.

Однако мы всегда должны понимать и помнить, что дошкольный возраст - это период интенсивного личностного развития, и речь, включая ее экспрессивную составляющую, играет особую роль в системе факторов, влияющих на формирование этой личности.  

Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации. Грамотное и обоснованное использование средств выразительности речи делает ребенка интересным собеседником и желанным участником различных мероприятий, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников, дошкольник с выразительной речью чувствует себя более спокойно и уверенно в любой ситуации.  

Выразительность речи позволяет дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре и искусстве.  

Думаю, все это делает актуальной тему развития, формирования выразительности речи у детей! Вы согласны со мной?

Тогда приступим к практикуму. Я просто хочу сообщить вам, что в нашей работе мы основывались на методиках развитии просодического компонента речи детей, разработанные авторами коррекционных педагогов: Лапаева Р.И. и Серебряковой Н.В., Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова и других авторов.

Думаю, вы заметили, что в каждой группе есть дети с эмоциональной, яркой речью, которые самостоятельно используют основные средства самовыражения, экспериментируют, пробуют варианты достижения наилучшего результата, часто помогают своим товарищам сказать то или иное замечание, показать ситуацию. Это так?

Мой опыт, педагогическое наблюдение позволяет выделить несколько групп среди дошкольников:

1) дети с выраженной, эмоциональной речью, не стесняющиеся и не комплектующие, готовые демонстрировать свою речь;

3) застенчивые в присутствии сверстников или взрослых;

4) дети, которые проявляют живость и выразительность только в кругу известных и близких людей; в новой ситуации они теряются, смущаются, закрываются;

5) детям не хватает инициативности, не экспрессивная речь и мало мимики, жестикуляции, но легко имитирующие средства самовыражения взрослых и во время тренировочных упражнений, с очень низкой внешней эмоциональной экспрессией, отказывающейся от публичных выступлений.

Есть ли такие дети в ваших группах? Какие вам чаще встречаются?

Довольно часто приходится отмечать, что эмоциональная выразительность речи, живость эмоций очень часто проявляется у дошкольников как в игре, так и в свободном общении (радость, волнение, обида, разочарование, гнев) и угасает, теряется в вынужденной ситуации (например, учитель говорит: "Расскажи мне историю выразительную, красиво передающую характер и настроение героев"). То же самое происходит при сочинении историй, связанной речи или при построении ответов во время разговоров со взрослым, когда ребенок замыкает комплекс (его речь становится тихой, однообразной, метамодулирующей).  

Бывает так, что проявление эмоций, очень живо и выразительно это делают младшие дошкольники (в случае имитации взрослого: "вот как зол Михайло Иванович!"; "Теперь плачет Аленка!") в меньшей степени или вовсе не выполняется детьми старшего возраста.

- Как вы думаете, в чем причина?  

Это зависит от индивидуальных психических особенностей ребенка, регуляции всей деятельности дошкольников. А если не уделять особого внимания развитию эмоций, то речевая выразительность группы детей будет постоянно пополняться! Согласны со мной?

Из опыта работы могу сказать, что прежде чем развивать у ребенка общую выразительность речи, следует сначала научить его учиться, а затем воспроизводить, передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.  

Что такое мимика?  

Мимика - (от греч. mimikós — подражательный), выразительные движения мышц лица, которая является одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека.

В группе создана целая библиотека игр для развития мимики. Упражнения для внешнего проявления эмоций и интонации фраз можно выполнять как на специально организованной деятельности, так и в свободной деятельности. Многие из них, я думаю, вам знакомы.

Показать некоторые из Вашего опыта.

Вы наверняка заметили, что каждый из вас, читая помимо использования только мимики, пользовался особым выразительным средством-что? -…интонация.

- А какие еще выразительные средства языка вы знаете? - темп, ритм, пауза, логический акцент, голос, мелодия.

Если удалить хотя бы один из этих компонентов или нарушить технику его использования, что произойдет? (читайте "Зайку ..." медленный, отрывистый и т. д.).

Таким образом, человеческая речь богата различными интонационными характеристиками, читается выразительно.

Все предложения по цели заявления делятся на три группы:

1. Повествовательные предложения. Это предложения, которые о чем-то рассказывают, информируют, несут информацию для собеседника. Эти предложения имеют позитивную интонацию.

2. Вопросительное предложение. Это предложения, которые содержат вопрос.

3. Мотивационные предложения. Это предложения, которые заказывают или просят что-то сделать. Поощряют действия.

Придумайте сами предложения с разной интонацией.

Как правило, повествовательные короткие предложения без пауз посередине не вызывают трудностей у детей. Ситуация осложняется вопросительными и восклицательными предложениями. Чтобы ребенок смог легко говорить таким тоном, нужно потренироваться на большом количестве примеров: попросить узнать что-либо в другой группе, в мед кабинете, у детей, восхититься красивым платьем Ани, т.д. В дальнейшем задания можно усложнить.  

Можно использовать настольные игры: лото, домино, шахматы - где каждый ход необходимо проговаривать вслух. Хорошей базой для закрепления будут, конечно, стихи. Если ребенок научился выдерживать паузу, соблюдая при этом правильную интонацию, то паузы будут верными его союзниками в обучении красивой речи.

Вы можете использовать следующие упражнения: - определить на протяжении всей истории (стихотворение), как темп произнесения (сигнал флажком);

- приведите примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.));

- приведите примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда вам что-то объяснять, когда вы загадать загадку и т. д.));

- вспомните четверостишие и произнесите его сначала в медленном, а затем в быстром темпе;

- произнесите фразу с заданной скоростью (быстро, медленно, нормально);

- разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;

- моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной), речи-например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т. д.

Можно воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.

Давайте потренируемся: "мой веселый, звонкий мяч…»

Воспитатель имеет больше возможности повлиять на интонационную выразительность речи детей. Очень важно отрабатывать интонацию, которая будет необходима ребенку в его повседневной жизни. Вам нужно показать ему, насколько они могут быть добродушны и приветливы при гостеприимстве, и как правильно приглашать гостей, дружелюбно попросить что-то у друга, любезно убедить другого ребенка играть со всеми вместе.

Кропотливой ежедневной работой решаются и такие проблемы, как воспитание мягкого дружеского тона разговора. Во всех группах воспитатель следит за тем, чтобы во время ответа ребенок обращался к сверстникам, принимал спокойную позу, объяснял, почему это важно. Образец взрослого является примером выразительного чтения.

Словом, именно от планомерной и кропотливой работы педагога, требующей терпения и смекалки, зависит, овладеют ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли в ней использоваться все средства самовыражения.

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, в то же время, предоставляет информацию о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных проблем, для овладения интонационными характеристиками речи. Это происходит в деятельности детской игры.

Заканчивая свой мастер-класс хотелось бы сказать, что именно от систематичной и кропотливой работы педагога, требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладеют ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей.  

 

Список использованной литературы:

 

 

  1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» - М.: В.Секачев, 1998.
  2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М.: Издательство “Владос”, 2001.  
  3. Ястребова А.В, Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: Издательство “Аркти”, 2001.  

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"

В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.

У детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительнос...

Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

У дошкольников с дизартрией обнаруживаются стойкие нарушения тех или инных компонентов просодической стороны речи. ...

Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников

Важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты и интонацию....

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)

Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...

Мастер - класс для педагогов в детском саду. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников

Мастер - класс дает возможность педагогам поиграть, выполненяя различные задания, вспоминая компоненты "выразительности речи" интонацию. В итоге воспитателям предлагаю самим составить компле...