Консультация для родителей ДОУ «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
консультация (подготовительная группа)
Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Решать эту проблему необходимо в сотрудничестве с семьёй. Сегодня я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые способствуют активизации речевого развития детей. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:
1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).
2. Пауза (временная остановка голоса в речи).
3. Мелодика (движения голоса по высоте и силе).
4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).
5. Изменения громкости голоса.
6. Тембр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 35»
Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 206.
Тел/факс 8(86553) 5-57-02, эл. почта – svetlanagudim19754@mail.ru,
официальный сайт https://ds35.stv.prosadiki.ru/
ОКПО 43369282 ОГРН 1202600001670 ИНН/КПП 2623030977/262301001
Консультация для родителей
(законных представителей)
«Формирование интонационной
выразительности речи у дошкольников»
Подготовил:
учитель- логопед
высшей кв. категории
Еременко Н.И.
МБДОУ «Детский сад № 35»
Дата: 23.01.2024 г.
Консультация для родителей ДОУ
«Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Цель: распространение опыта работы по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-привлечь внимание родителей к рассматриваемому вопросу;
-повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Уважаемые родители, я хочу поделиться с вами опытом работы по формированию интонационной стороны речи у дошкольников.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней
Чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать:О! Как же ты красива!
Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться.Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Решать эту проблему необходимо в сотрудничестве с семьёй. Сегодня я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые способствуют активизации речевого развития детей. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:
1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).
2. Пауза (временная остановка голоса в речи).
3. Мелодика (движения голоса по высоте и силе).
4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).
5. Изменения громкости голоса.
6. Тембр.
Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно и законченно.
1.Предлагаем детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (карточки-эмоции) «Удивилки» - поднять брови; «Поразилки» - поднять брови, открыть рот; «Хмурилки» - нахмурить брови; «Сердилки» - нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п. Произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление)
2. Упражнения на развитие высоты и силы голоса. Упражнение «Эхо»: произносим звук « А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Ребёнок повторяет. Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе и наоборот. Произнеси чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья опять громко, четвертая тихо. Предлагается послушать текст, подумать, где нужно изменить силу голоса. Упражнение « Комар - медведь».Произнести заданную фразу либо высоким голосом ( «как комар»), либо низким голосом («как медведь»), используя картинки. Я предлагаю Вам произнести стихи с заданной интонацией.
Прочитайте стихотворение, как “робот”. | Идет бычок, качается, |
Прочитайте стихотворение, как “новый русский”. | Наша Таня громко плачет: |
Прочитайте стихотворение, как “школьник, не выучивший урок”: | Я люблю свою лошадку, |
Прочитайте стихотворение, как “сентиментальная дева”: | Постой паровоз, не стучите колеса. |
Прочитайте стихотворение, как “дошкольник”: | У меня живет козленок, |
Ещё одни великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи - это скороговорки . Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. (читают скороговорки)
Работа над интонацией всегда идёт параллельно с работой над логическим ударением. Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой!
Прочтите предложение по разному, выделяя логическое ударение.
Наша Таня громко плачет.
Детям нужно тренироваться и учиться выделять логический центр в предложениях. Хорошо эту тренировку применять на пословицах и поговорках.Давайте мы с вами попробуем закончить пословицы, поговорки и интонационно выделим логические ударения в них.
- ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО- ( СТОЙ СМЕЛО)
- ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ-…(ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ)
- ЖИЗНЬ ДАНА…..( НА ДОБРЫЕ ДЕЛА)
Следующий элемент выразительности - это пауза. Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Помните,? Известная фраза из сказки «Казнить нельзя помиловать»
Хорошо тренироваться на стихах, так как именно стихи определяют где нужно сделать паузу(строчку прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи. Темп тоже играет важную роль в передаче эмоций.
Темп бывает медленный, быстрый и средний. Он зависит от индивидуальности говорящего и содержания, смысла высказывания.
- Отгадайте, пожалуйста, стихотворение – загадку, написанную Даниилом Хармсом «Что это было?» И найдите в стихотворении слова, которые помогают определить темп речи.
Я шёл зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.( Средний темп)
Вдруг по реке пронёсся кто-то
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес, (Быстрый темп)
К ногам приделал две дощечки,
Присел, подпрыгнул и исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки: (Замедленный темп)
Какие странные дощечки
И непонятные крючки!»
И, наконец, Тембр-это окраска нашего голоса.
Умение изменять свой тембр требуется при выразительном чтении вслух литературных произведений. - Сейчас я предлагаю прочесть выразительно стихотворения (обмен мнениями).
Давайте будем учить наших детей выразительной и эмоциональной речи. Работа эта очень трудна, но очень необходима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)
Данный материал напомнит педагогам о том, что представляет собой интонация; рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с методическими ...
Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"
В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.
У детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительнос...
Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией
У дошкольников с дизартрией обнаруживаются стойкие нарушения тех или инных компонентов просодической стороны речи. ...
Консультация "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников"
Консультация предназначена воспитателям ДОУ. Она познакомит их с просодическими компонентами, формирующими интонационную выразительностьречи детей, поможет выстроить систему работы, сделать ее л...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников»
Правильно выражать свои мысли, чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее яр...
Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Игры, развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть с ребёнком дома...