Мастер - класс для педагогов в детском саду. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников
консультация

Орлова Галина Богдановна

Мастер - класс дает возможность педагогам поиграть, выполненяя различные задания, вспоминая компоненты "выразительности речи" интонацию. В итоге воспитателям предлагаю самим составить комплекс игр или упражнений направленных на формирование интонационной выразительности речи для своей возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonatsiya.docx55.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

Мастер – класс для педагогов

Тема: Формирование интонационной выразительности речи

Выступление на педагогическом часу

Подготовила учитель-логопед:

Орлова Галина Богдановна

Декабрь, 2021

Интонация

Цель: создание условий для расширения у педагогов представлений о способах формирования интонационной выразительности речи у детей дошкольного и младшего дошкольного возраста.

Задачи:
- уточнить теоретические основы формирования выразительности речи;
- закрепить навыки формирования выразительной речи практическим путем.

Под интонацией понимается совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи. Интонация включает ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика речи – это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи – это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп – это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы – остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр – эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста. Логическое ударение – смысловое выделение слова во фразе усилением голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:

Речевой слух – такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса (повышение и понижение);

Основные качества голоса – силу и высоту;

Речевое дыхание – его длительность и интенсивность.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что такое мимика?
Мимика (греч. — подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека, один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, мимика способствует выразительности.
Далее: Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом. Бернард Шоу говорил: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как написать эти слова можно только по разу». 

Задание: Покажите, пожалуйста, жестами сигналы, написанные на ваших карточках:
•У меня есть свободное время;
• Я иду на помощь;
• У меня есть вопрос;
• Разрешите пройти.
Следующее упражнение:
Передайте друг другу этот карандаш, используя только мимику и жесты, как будто это:
1 Тяжелый камень. 2 Грязная тряпка. 3 Стакан, до краев заполненный водой.
4 Горячая печеная картошка. 5 Змея.

 Николай Сергеевич Рождественский (педагог, методист рус.яз.) писал " Выразительность речи – это умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли, чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя". Определим компоненты «выразительности речи». Это интонация, мелодика, логическое ударение, пауза, ритм, темп и тембр. Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной.
- Вопрос: Так что же такое интонация? (Это то, как мы произносим предложения).
Интонация – это единство взаимосвязанных компонентов, качественных изменений тона, тембра, мелодики, интенсивности, длительности звуков, служащих для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

Задание: произнести гласные с разной интонацией, как будто вы хотите:
• Сказать комплимент
• Поделиться секретом
• Оправдаться перед начальством
• Доказать свою точку зрения.

Работа над интонацией всегда идёт параллельно с работой над логическим ударением. Мы знаем, что в каждом слове есть ударение, которое делает один из слогов ударным. Есть свое ударение и в предложении. Оно падает на слово, которое несет главный смысл в предложении, слово, которое говорящий считает наиболее важным. Это слово и является логическим центром предложения. Его нужно произнести громче и длительнее остальных слов. Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой!  Задание: Прочитайте предложение, сделав логическое ударение на выделенном слове: Онегин, добрый мой приятель.

Следующее интонационное средство - пауза. Наша речь не сплошной поток и значение паузы в речи огромно! Во время неё человек вдыхает воздух, без которого он не может говорить, во время паузы отдыхает речевой аппарат. Чем чаще говорящий делает паузы, тем меньше он устает. Пауза дает возможность подумать о том, что нужно сказать дальше, четко сформулировать мысль. Кроме того, паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Пауза играет большую роль при передаче смысла – классический пример «Казнить нельзя помиловать»…
Задание: Прочитайте предложение, делая паузы так, чтобы его смысл изменялся: Отправляйте детей вечером встретим.

Темп речи – принято определять как число звуков, произносимых в единицу времени. Выделяют три основных темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп играет значительную роль в передаче эмоциональной информации. Резкие отклонения темпа от средних величин – как ускорение, так и замедление – мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Задание: Прочитайте одну и ту же фразу, как будто вы:
- объявляете о прибытии поезда;
- читаете рекламу на радио.
На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате.

Темп во многом определяет своеобразие другого параметра речи – ритма. Ритм представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. И, наконец, ещё один компонент – тембр, который определяется как индивидуальная окраска нашего голоса. Суть работы по формированию навыков воспроизведения тембра заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т.п.
Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, передает информацию о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Пример игр с детьми:

Игры и упражнения на развитие восприятия тембра голоса

«Кто боится прививки?»

Цель: учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Оборудование: Картинки – символы-маски, изображающие чувства: грусть, удивление, радость, гнев, страх.

Описание: предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?».

Формирование умения произвольно изменять силу голоса. Игра “Ветер”

Подул ветер. Сделайте вдох, на выдохе произносите гласный звук [у], постепенно увеличивая громкость голоса.

https://urok.1sept.ru/articles/663971/img3.jpg

Приложение

На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате.

На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате.

На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате.

На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате.

На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате.

На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате.

На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате.

Онегин, добрый мой приятель.


Онегин, добрый мой приятель.


Онегин, добрый мой приятель.

Онегин, добрый мой приятель.

Отправляйте детей вечером встретим.


Отправляйте детей вечером встретим.


Отправляйте детей вечером встретим.

Отправляйте детей вечером встретим.

•У меня есть свободное время


• Я иду на помощь


• У меня есть вопрос


• Разрешите пройти.

А

О

У

И

Источник: Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольников в детском саду (kladraz.ru)

Мультимедийные игры для формирования интонационной выразительности речи у детей 6–7 лет с ОНР (1sept.ru)

Игры и упражнения на развитие компонентов интонационной стороны речи - «Дошколёнок.ру» (dohcolonoc.ru)

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения – М.: Просвещение , 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"

В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.

У детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительнос...

Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

У дошкольников с дизартрией обнаруживаются стойкие нарушения тех или инных компонентов просодической стороны речи. ...

Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников

Важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты и интонацию....

Консультация для педагогов ДОО по теме: «Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкльного возраста»

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путём в процессе общения со взрослыми. В то же время м...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе выс...