Н Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"
консультация (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие интонационной выразительности речи
у дошкольников»
Выразительность речи – это умение внятно,
убедительно и в то же время по возможности
сжато выражать свои мысли и чувства;
умение интонацией, выбором слов,
построением предложений, подбором фактов,
примеров действовать на слушателя и читателя
(Н. С. Рождественский).
При обследовании дошкольников обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи:
• недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий высотный диапазон голоса);
• нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий);
• недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;
• нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);
• трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
• нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма речи (скандированный, растянутый);
• нарушения дыхательной функции (ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта).
Выразительность является качественной характеристикой речи, это важный показатель речевой культуры личности.
Ребенок с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи.
Эффективность формирования выразительной речи во многом зависит от организации активного участия родителей в процессе формирования выразительной речи у дошкольников.
Родители смогут принять активное участие в развитии выразительной речи у своих детей, если воспользуются следующими эффективными приёмами формирования выразительной речи.
- Упражнение «Покажи губами звуки»
Цель: развивать артикуляционную моторику.
Взрослый показывает на символы гласных звуков, а ребёнок должен показать эти звуки губами, беззвучно.
- Упражнение «Потяни звук»
Цель: развивать речевое дыхание.
Ребёнок делает вдохи, а на выдохах произносит ряд гласных звуков: а-у-и и т. п.
- Упражнение «Машины»
Цель: развивать у детей восприятие ритма и умение воспроизводить заданный ритм.
На стоянку приехали 2 машины: синяя и красная.
Синяя сигналит: би-биби, а красная – биби-би.
Взрослый «сигналит» то за красную, то за синюю машины.
Ребенок должны угадать, какая по цвету машина просигналила.
Затем ответить на вопросы:
- Как сигналит синяя машина?
- Как сигналит красная машина?
- Упражнение «Самолёт»
Цель: развивать чувство ритма, закреплять умение соединять речь с движением.
Сам, сам самолёт. / Два хлопка, руки в стороны.
Тут и там самолёт. / Два хлопка, руки в стороны.
Самолёт низко – высоко. / Руки вниз, вверх.
Самолёт близко – далеко. / Руки к себе, от себя.
- Упражнение «Артисты»
Цель: развивать умение владеть силой и высотой голоса, мимикой, жестами.
Дети становятся артистами и превращаются в разных животных: медведя, мышку, лису и др. Они произносят потешки. Например:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка!
- Прослушивание литературных произведений в исполнении артистов с аудиокассет и дисков.
- Образец взрослого выразительного чтения произведения.
- Характеристика персонажа, помогающая подобрать нужную интонацию.
- Напоминание похожего случая из жизни ребёнка, оживляющего его эмоции.
- Заучивание произведений с использованием мимики, движений, жестов.
- Специальные задания учителя- логопеда.
Данные приёмы будут результативны, если соблюдать некоторые условия. А именно:
! систематически работать над выразительностью речи;
! быть личным примером для ребёнка;
! выполнять рекомендации педагогов;
! закреплять поставленные логопедом звуки;
! быть по отношению к ребёнку терпеливым, доброжелательным, не скупиться на похвалу;
! создавать мотивацию для занятий с малышом.
Желаю вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)
Данный материал напомнит педагогам о том, что представляет собой интонация; рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с методическими ...
Консультация "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников"
Консультация предназначена воспитателям ДОУ. Она познакомит их с просодическими компонентами, формирующими интонационную выразительностьречи детей, поможет выстроить систему работы, сделать ее л...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников»
Правильно выражать свои мысли, чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее яр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников» 13.12.22
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ«Развитие интонационной выразительности речиу дошкольников»...
Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Игры, развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть с ребёнком дома...
Консультация для родителей ДОУ «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»
Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подгото...
Консультация для педагогов "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"
Помощь педагогам в обучении дошкольников выразительному чтению и рассказыванию....