Н Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие интонационной выразительности речи

у дошкольников»

                                                Выразительность речи – это умение внятно,        

                                              убедительно и в то же время по возможности                      

                                     сжато выражать свои мысли и чувства;      

                              умение интонацией, выбором слов,

                                               построением предложений, подбором фактов,        

                                                 примеров действовать на слушателя и читателя

                                                                                    (Н. С. Рождественский).

При обследовании дошкольников обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи:

• недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий высотный диапазон голоса);

• нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий);

• недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;

• нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);

• трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;

• нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма речи (скандированный, растянутый);

• нарушения дыхательной функции (ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта).

Выразительность является качественной характеристикой речи, это важный показатель речевой культуры личности.

Ребенок с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи.

Эффективность формирования выразительной речи во многом зависит от организации активного участия родителей в процессе формирования  выразительной речи у дошкольников.

Родители смогут принять активное участие в развитии выразительной речи у своих детей, если воспользуются следующими эффективными приёмами формирования выразительной речи.

  •  Упражнение  «Покажи губами звуки» 

            Цель: развивать артикуляционную моторику.

Взрослый показывает на символы гласных звуков, а ребёнок должен показать  эти звуки губами, беззвучно.

  • Упражнение   «Потяни звук» 

Цель: развивать речевое дыхание.

Ребёнок  делает вдохи, а на выдохах произносит ряд гласных звуков: а-у-и и т. п.

  • Упражнение   «Машины» 

Цель: развивать у детей восприятие ритма и умение воспроизводить заданный ритм.

На стоянку приехали 2 машины: синяя и красная.

Синяя сигналит: би-биби, а красная – биби-би.

Взрослый  «сигналит» то за красную, то за синюю машины.

Ребенок должны угадать, какая по цвету машина просигналила.

Затем ответить на вопросы:

- Как сигналит синяя машина?

- Как сигналит красная машина?

  • Упражнение «Самолёт» 

Цель: развивать чувство ритма, закреплять умение соединять речь с движением.

Сам, сам самолёт.                  /     Два хлопка, руки в стороны.

Тут и там самолёт.                 /     Два хлопка, руки в стороны.

Самолёт низко – высоко.       /     Руки вниз, вверх.

Самолёт близко – далеко.       /    Руки к себе, от себя.

  • Упражнение «Артисты» 

Цель: развивать умение владеть силой и высотой голоса, мимикой, жестами.

Дети становятся артистами и превращаются в разных животных: медведя, мышку, лису и др. Они произносят потешки. Например:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!

  • Прослушивание литературных произведений в исполнении артистов с аудиокассет и дисков.

  • Образец взрослого выразительного чтения произведения.
  • Характеристика персонажа, помогающая подобрать нужную интонацию.
  • Напоминание похожего случая из жизни ребёнка, оживляющего его эмоции.
  • Заучивание произведений с использованием мимики, движений, жестов.
  • Специальные задания учителя- логопеда.

Данные приёмы будут результативны, если соблюдать некоторые условия. А именно:

! систематически работать над выразительностью речи;

! быть личным примером для ребёнка;

! выполнять рекомендации педагогов;

! закреплять поставленные логопедом звуки;

! быть по отношению к ребёнку терпеливым, доброжелательным, не скупиться на похвалу;

! создавать мотивацию для занятий с малышом.

Желаю вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Консультация "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация предназначена воспитателям ДОУ. Она познакомит их с просодическими компонентами, формирующими  интонационную выразительностьречи детей, поможет выстроить систему работы, сделать ее л...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников»

Правильно выражать свои мысли, чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее яр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников» 13.12.22

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ«Развитие интонационной выразительности речиу дошкольников»...

Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Игры, развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть с ребёнком дома...

Консультация для родителей ДОУ «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подгото...

Консультация для педагогов "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"

Помощь педагогам в обучении дошкольников выразительному чтению и рассказыванию....