Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях детского сада
консультация
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_kor.raboty_v_detskom_sadu.pptx | 447.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков. Коммуникативная функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку. Интеллектуальная функция речи заключается в том, что для человека она также служит средством мышления. Она проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Регулятивная функция речи выражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и поведением других людей. Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь к тому, что они говорят, и пытаясь по высказываниям человека судить о нем самом как о личности. Языковая - любая речь принадлежит какой-либо языковой культуре (русский язык, украинский язык, татарский язык, немецкий язык и т.д.)
Нормы по развитию речи 1 – 2 месяц - голосовые реакции. с 2 до 5 месяцев – гуление . с 5 до 11 месяцев – лепет. К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении гласные звуки: а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г. 9 месяцев - 1 год 2 месяца – первые слова . Запас слов у годовалых детей неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 10 – 15. 1 – 1,5 года - интенсивно развиваются понимание речи, активная речь; Понимание резко опережает активную сторону речи; До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение . Словарный запас увеличивается от 6-10 до 40-50 слов; 1,5 – 2 года - появляется фразовая речь. 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами, предложениями из трех слов;
Нормы по развитию речи 2 года 6 мес. – многословные предложения; 2,5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – м огут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков; 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – составляют короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. 6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ с развитием сюжета.
Нормы по становлению звуков речи В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. В период от года до трех лет усваиваются другие артикуляторно простые звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. От 3 до 5 лет появляются более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч). До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. В период от 5 до 6 лет появляются самые артикуляторно сложные звуки (Р, Л). Оптимальный возраст для коррекции и развития речи – дошкольное детство
Можно выделить некоторые виды нарушений речи: Задержка речевого развития (ЗРР); О бщее недоразвитие речи (ОНР); Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); Фонетическое нарушение ( ФНР )
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) ФФНР Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Основные проявления: • Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", " ш " ребенок произносит звук " ть ": " тюмка " вместо "сумка", " тяска " вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка"; • Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию , т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и " д ", " р " заменяется на "л", " ш " заменяется на " ф ". "Табака" вместо "собака", " лыба " вместо "рыба", " фуба " вместо "шуба"; • Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки " р ", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит " старял стлагает дошку ";
ОНР - общее недоразвитие речи ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики, связной речи. У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: Н арушение звукопроизношения, Н едоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), О тставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи , Н едоразвитие связной речи. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной школе.
Логопедические занятия Цели: Коррекционная (устранить, компенсировать дефекты речи) Образовательная (научить, как правильно) Оздоровительная (нормализация работы органов речи, мышц языка и т.д.) Воспитательная (бережное отношение к книгам, пособиям, ведение тетради – привитие учебных навыков)
Задачи логопедических занятий : К оррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста; Ф ормирование и развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя у детей с нарушениями речи; С воевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; В оспитание стремления детей к преодолению недостатков речи; Р азвитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи; В заимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по совершенствованию речевого развития детей.
Основная задача - формировании звуковой стороны речи Включает в себя: Комплекс подготовительных артикуляционных и дыхательных упражнений; К оррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; Р азвитие фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность занятий зависят от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка (10-20 минут – индивидуальные занятия и з анятия в микрогруппах , 25-30 минут – подгрупповые занятия, 2-3 раза в неделю).
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Общая продолжительность логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляе т: 6 – 12 месяцев – с детьми, имеющими ФФН и ФФНР; 2 года – с детьми имеющими дизартрию, ОНР 3 уровня. Свыше 3 лет – с детьми, страдающими ОНР 2 и 1 уровня, при обязательном сотрудничестве со специалистами: неврологом, психоневрологом, психологом, психотерапевтом, сурдологом , дефектологом и др.
Спасибо за внимание Материалы подготовлены: учителем-логопедом Теленченко Татьяной Анатольевной МАОУ «Гимназия г. Троицка» дошкольное отделение № 7 г. Троицк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения
Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....
Организация коррекционной работы учителя-логопеда в формате ФГТ
Организация коррекционной работы учителя-логопеда в формате ФГТучитель – логопед МБДОУ д/с № 45комбинированного вида Пальмова В.Н.Сегодня дошкольное образование и обеспечение равных стартовых возможно...
Годовой план организации коррекционной работы учителя-логопеда на 2013 – 2014 учебный год
Годовой план организации коррекционной работы учителя-логопеда на 2013 – 2014 учебный год...
"Работа учителя-логопеда с ребёнком в детском саду"
///Работа учителя-логопеда с ребёнком в детском саду (информация для родителей)...
Примерный перспективный план работы учителя-логопеда с педагогами в детском саду
Примерный пективный план работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ разработан для подготоительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с общим недоразвитием речи): мероприятия распре...
Справка совместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы.
Справкасовместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы....
Использование элементов биоэнергопластики как один из современных подходов к организации коррекционной работы учителя – логопеда.
Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением упражнений на развитие силы голоса и выдоха....