Организация коррекционной работы учителя-логопеда в формате ФГТ
консультация по логопедии по теме

Пальмова Вера Николаевна

Организация коррекционной работы учителя-логопеда в формате ФГТ

учитель – логопед МБДОУ д/с № 45

комбинированного вида Пальмова В.Н.

Сегодня дошкольное образование и обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в школе рассматриваются, как необходимые предпосылки общедоступности качественного общего образования. Наше дошкольное учреждение  посещают дети с нарушением зрения. Содержание коррекционной работы в нашем дошкольном учреждении в  соответствии с федеральными  государственными  требованиями дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушением зрения  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Основное направление коррекционной работы в соответствии с ФГТ: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей и оказание помощи воспитанникам с нарушением зрения в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с нарушением зрения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для общеразвивающих групп, так и для детей с нарушением зрения. Коррекционная  работа в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.

В связи с этим логопедическая работа с детьми с нарушением зрения направлена на решение задач:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

4. Развитие навыков связной речи.

Программа коррекционной работы для детей с нарушением зрения направлена на реализацию задач:

1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребёнка с нарушением зрения  в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми с нарушением зрения  в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами;

4. Оценка результатов помощи детям с нарушением зрения  и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с нарушением зрения  основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с нарушением зрения по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

Принципы коррекционной работы для детей с нарушениями зрения.

Одним из принципов коррекционной работы является её превентивная направленность, которая решает задачи опережающего характера для предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. Успешность реализации превентивной роли коррекционной работы во многом зависит от раннего выявления детей с нарушением зрения, эффективности методов клинико-психологической диагностики и, соответственно, ранней и своевременной организации коррекционной помощи ещё в семье, а затем в условиях детского сада.

Другим является принцип пропедевтической роли коррекционной  работы, который имеет большое значение для введения ребенка в различные виды деятельности: игру, непосредственно-образовательная деятельность, труд, экспериментирование, поисковую деятельность и другие. Пропедевтические курсы нужны, например, для введения ребенка в игру, когда его следует научить игровым, ролевым действиям, развить представления об окружающем мире для сюжетного обогащения игры.

Принцип преобразующей, трансформирующей роли коррекционной работы в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда у детей появляются специальные знания, навыки и умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций.

Принцип оптимальной информационной направленности коррекционной работы. Реализация данного принципа коррекционного воздействия основывается на информативной обеднённости познавательного процесса и имеющемся разрыве между ребенком и его окружением. Критериями доступности и целесообразности информационного обеспечения коррекционной работы является её адекватность потребностям ребенка с нарушением зрения.

Принцип единства педагога и ребенка, он включает в себя такие критерии, как:

- адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушением зрения;

-  оптимальная направленность коррекционной работы и её процессов на достижение объективно оправданных целей;

-  обеспеченность практическим взаимодействием, приводящих ребенка к осознанию своих потенциальных возможностей.

Педагог внимательно изучает ребенка в процессе организованной деятельности, которая строится на основе его интересов, склонностей и психических возможностях. При этом педагогу важно использовать все способности ребенка, и это является принципиальной основой нормализации и стабилизации его психического развития.

Направления работы:

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушением зрения, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением зрения и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением зрения, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Коррекционно-логопедическая работа ведется по парциально используемым программам:

- Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» ;

- Г.А Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи »;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И Плаксиной.

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с нарушением зрения  коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушением зрения;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушения зрения.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, ЦОР). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с нарушением зрения, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. Благодаря комплексному воздействию на развитие речи дошкольников с нарушениями зрения, отмечается положительная динамика в коррекции речи у детей.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционной работы учителя-логопеда в формате ФГТ

учитель – логопед МБДОУ д/с № 45

комбинированного вида Пальмова В.Н.

Сегодня дошкольное образование и обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в школе рассматриваются, как необходимые предпосылки общедоступности качественного общего образования. Наше дошкольное учреждение  посещают дети с нарушением зрения. Содержание коррекционной работы в нашем дошкольном учреждении в  соответствии с федеральными  государственными  требованиями дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушением зрения  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. Коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Основное направление коррекционной работы в соответствии с ФГТ: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей и оказание помощи воспитанникам с нарушением зрения в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с нарушением зрения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины как для общеразвивающих групп, так и для детей с нарушением зрения. Коррекционная  работа в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.

В связи с этим логопедическая работа с детьми с нарушением зрения направлена на решение задач:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

2. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

4. Развитие навыков связной речи.

Программа коррекционной работы для детей с нарушением зрения направлена на реализацию задач:

1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребёнка с нарушением зрения  в ДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми с нарушением зрения  в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами;

4. Оценка результатов помощи детям с нарушением зрения  и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с нарушением зрения  основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК);

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с нарушением зрения по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

Принципы коррекционной работы для детей с нарушениями зрения.

Одним из принципов коррекционной работы является её превентивная направленность, которая решает задачи опережающего характера для предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения. Успешность реализации превентивной роли коррекционной работы во многом зависит от раннего выявления детей с нарушением зрения, эффективности методов клинико-психологической диагностики и, соответственно, ранней и своевременной организации коррекционной помощи ещё в семье, а затем в условиях детского сада.

Другим является принцип пропедевтической роли коррекционной  работы, который имеет большое значение для введения ребенка в различные виды деятельности: игру, непосредственно-образовательная деятельность, труд, экспериментирование, поисковую деятельность и другие. Пропедевтические курсы нужны, например, для введения ребенка в игру, когда его следует научить игровым, ролевым действиям, развить представления об окружающем мире для сюжетного обогащения игры.

Принцип преобразующей, трансформирующей роли коррекционной работы в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда у детей появляются специальные знания, навыки и умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций.

Принцип оптимальной информационной направленности коррекционной работы. Реализация данного принципа коррекционного воздействия основывается на информативной обеднённости познавательного процесса и имеющемся разрыве между ребенком и его окружением. Критериями доступности и целесообразности информационного обеспечения коррекционной работы является её адекватность потребностям ребенка с нарушением зрения.

Принцип единства педагога и ребенка, он включает в себя такие критерии, как:

- адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушением зрения;

-  оптимальная направленность коррекционной работы и её процессов на достижение объективно оправданных целей;

-  обеспеченность практическим взаимодействием, приводящих ребенка к осознанию своих потенциальных возможностей.

Педагог внимательно изучает ребенка в процессе организованной деятельности, которая строится на основе его интересов, склонностей и психических возможностях. При этом педагогу важно использовать все способности ребенка, и это является принципиальной основой нормализации и стабилизации его психического развития.

Направления работы:

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушением зрения, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением зрения и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением зрения, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Коррекционно-логопедическая работа ведется по парциально используемым программам:

- Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» ;

- Г.А Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи »;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И Плаксиной.

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с нарушением зрения  коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушением зрения;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушения зрения.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, ЦОР). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с нарушением зрения, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. Благодаря комплексному воздействию на развитие речи дошкольников с нарушениями зрения, отмечается положительная динамика в коррекции речи у детей.

Resource id #3078

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план организации коррекционной работы учителя-логопеда на 2013 – 2014 учебный год

Годовой план организации коррекционной работы учителя-логопеда на 2013 – 2014 учебный год...

Организация индивидуальной коррекционной работы учителя – логопеда.

С учетом современных подходов и требований к организации коррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление  планов индивидуальной коррекционной работы. Коррекционная ...

использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда дошкольной образовательной организации

В статье представлены здоровьесберегающие технологии, используемые на коррекционно-развивающих занятиях в дошкольных учреждениях....

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

Использование элементов биоэнергопластики как один из современных подходов к организации коррекционной работы учителя – логопеда.

Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением упражнений на развитие силы голоса и выдоха....