Автоматизация звука [Ж] в прямом безударном слоге
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

       Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

      К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochka_10.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 10

Автоматизация звука [Ж]

в прямом безударном слоге

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Жук».

3. Упражнение «Хлопушка» (выделение звука [Ж] в словах):

лежу, думаю, тружусь, крадусь, дрожу, брожу, дую, хожу, пою, гляжу, беру, тру, дружу, покажу, открою, уважаю, улетаю, кружу, бужу, накажу, подмету, вожу.

4. Повторение слоговых рядов, варьируя ударение:

                              ЖА — жа, жа — ЖА,

           Жа - жа — жа, жа — жа - ЖА, жа — ЖА — жа

                (то же самое со звуками [О], [У], [Э], [Ы]).

5. Упражнение «Повторялки»:

жара, кожа, лужа, лёжа, кожура, журнал, журавль, лыжи, ёжик, ужин, рыжик, живот, жираф, прохожий, животное, ежевика, даже, тоже, желе.

6. Спряжение глаголов в настоящем времени (я, ты, он, она, мы, вы, они):

                           ужинать, жалеть, зажимать, жить, дружить, сказать, вязать, мазать.

7. Исправить ошибки мышонка Валерика:

  • он живое, она живое,        
  • оно живая, они живой;        
  • он кожаная, она кожаное,        
  • оно кожаные, они кожаный;        
  • он рыжие, она рыжий, оно рыжая, они рыжий.

8. Игры с картинками

Жираф, журавль, рыжики, жонглёр, жеребёнок, жакет, жетон, жилет, жабо, ножик, лужа, желток, ёжик, жасмин.

Задания:

—отработать названия, уточнить понимание;

Отгадать загадки:       Не портной, а всю жизнь

                                        с иголками ходит.  (Ёжик)

       Остались от дождя следы,

       До верха полные воды.   (Лужа)

       Закурлыкали вдали,

       А зовут их ...  (Жкравли)

                                     Он ходит, голову задрав,        

                                     Не потому, что важный граф,        

                                     Не потому, что гордый нрав,        

                                     А потому, что он ... (Жираф)        

— назвать одежду, украшение одежды, птицу, грибы, цветок, профессию, животных;

— повторять фразу, меняя последовательность слов:

  • Жираф, ёжик и жеребёнок — животные.
  • Жираф, жеребенок и ёжик — животные.
  • Ёжик, жираф и жеребёнок — животные.
  • Ёжкик, жеребёнок и жираф — животные.
  • Жеребёнок, жираф и ёжик — животные.
  • Жеребёнок, ёжик и жираф — животные.
  • Животные: жираф, ёжик и жеребёнок.

— закончить предложения:        Эту сказку мы прочитали в детском... журнале. 

                                                       В вазе ветка... (жасмина). 

                                                       Сережа любит яичницу с целым... (желтком). 

                                                       Мамина блузка украшена кружевным... (жабо). 

                                                       Жора хочет стать... (жонглёром).

—назвать картинки со звуком  [Ж] в начале слова, в середине;

—называть по памяти серию картинок (2—4);

—игра «Вижу — не вижу»: перед малышом картинки (3-4), он называет: «Я вижу...». Затем закрывает глаза, взрослый одну картинку убирает. Малыш: я не вижу...».

— шуточная фраза: Сережа жалеет... (произносить с каждой картинкой);

—  произнесение фразы с наращиванием предметного ряда: у Сережи....

9.  Повторять фразы. Ответить на вопросы внутри фразы (к каждому слову):

       Женя любит жидкий желток. Под жасмином живет ёжик.  По лужам на лыжах не побежишь. Я увижу живого жирафа. В кустах ежевики живет какое-то животное. Ужин для Жанны я сложу в кожаную сумку. Анжела обожает ежевичное желе.

10. Выучить потешки:       Лежебока рыжий кот

                                                Отлежат себе живот.

       Подарил ежатам ёжик

       Восемь кожаных сапожек.

       Жук упал и встать не может,

       Ждёт он, кто ему поможет.

                                               Ель на ёжика похожа,

                                               Ель в иголках, ёжик тоже.

                                                                               (С. Маршак)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Автоматизация звука[л] в прямых открытых слогах»

Конспект ООД по коррекции звукопроизношения...

Автоматизация звука [Ш] в прямом ударном слоге в начале слова

     Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда ...

Автоматизация звука [Ш] в прямых ударных слогах в середине слова

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить ...

Автоматизация звука [Ш] в прямых безударных слогах

     Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда ...

Автоматизация звука [Ш] в обратном безударном слоге

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить ...

Автоматизация звука [Ж] в прямом ударном слоге в начале слова

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить ...

Автоматизация звука [Ж] в прямом ударном слоге в середине слова.

     Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда ...