Тема: « Автоматизация звука[л] в прямых открытых слогах»
план-конспект занятия по логопедии

Абрамова Елена Анатольевна

Конспект ООД по коррекции звукопроизношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект индивидуальной  организованной образовательной деятельности  по коррекции звукопроизношения

Образовательные области: « Познавательное развитие», « Социально-

 коммуникативное развитие», « Речевое развитие», « Художественно-эстетическое развитие», « Физическое развитие»

Тема: « Автоматизация звука[л] в прямых открытых слогах»  

Цель: автоматизировать произношение звука [л] в прямых открытых слогах 

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

1) продолжить формировать навык четкого произнесения звука [л] в прямых открытых слогах;

2) закреплять умение определять наличие и место звука в слове;

3) закреплять умение делать звуковой анализ прямого открытого слога.

Корекционно- развивающие:

1) развивать артикуляционную моторику;

2) развивать общую и мелкую моторику;

3) развивать фонематический слух ;

4) развивать просодические компоненты речи ( интонация, ударение, ритм);

5) развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление, восприятие, воображение.

Коррекционно- воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность;     

2) воспитывать навыки самоконтроля;                                                                      3) воспитывать усидчивость.

 Средства реализации:                                                                                                    

зеркало, игрушка-пчела, разрезная картинка с изображением пчелы, схема артикуляции и характеристики звука, музыкальное сопровождение к пальчиковой гимнастике « Дом для пчел» ( Е. Железнова), мяч, пособия

« Улей», « Соты с медом» ( Матыкина), «шапочка» пчелы, цветы с цифрами,  компьютер, игра « Мозаика» (компьютерная технология коррекции ОНР « игры для Тигры»), пенал для звукового анализа.

 

Лингвистический материал:

прямые открытые слоги со звуком [л ]

Интеграция образовательных областей:

« Познавательное развитие», « Социально- коммуникативное развитие»,

« Речевое развитие», « Художественно- эстетическое развитие», « Физическое развитие»

Ход ООД:   

                                                 

Организационный момент.

Собери картинку и ты узнаешь, кто сегодня у нас  в гостях ( разрезная картинка с изображением пчелы). Это пчела Мила. Сегодня мы узнаем  о ее приключениях.

Артикуляционная гимнастика.

Однажды пчела Мила вылетела из улья и увидела солнышко. Покажи, как солнышко улыбнулось пчелке ( губы в улыбке). Полетела  пчелка  к солнышку ( положить широкий язык на верхнюю губу), а потом к цветам ( широкий  язык тянется к подбородку).  Снова к солнцу  и к цветам, вот цветы и тут и там ( упражнение « Качели»). Села пчелка на цветок , попила  сладкий нектар ( широкий язык прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать) и полетела домой. По дороге она попала под дождь и крылышки у нее намокли. Давай поможем ей их высушить ( дуть на пчелку). Как- то раз к пчелке пришел медвежонок и заревел: ы-ы-ы.  Угостила пчелка медвежонка медом. Покажи , как он облизывал мед с верхней губы ( упражнение « Вкусное варенье» ).

Самомассаж лицевых мышц.

Покажем, как пчела трудится.

Ла-ла-ла - на цветке сидит пчела.                                                                 (Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам )                            Ул-ул-ул -  ветерок подул.                                                                                       (Провести пальцами по щекам сверху вниз )                                                                     Ала-ала-ала - пчелка крыльями махала.                                                                     (Кулачками энергично провести по крыльям носа )                                                       Ила-ила-ила - пчелка мед носила.                                                                                                  (Растереть лоб ладонями, риставленными к нему козырьком).

Пальчиковая гимнастка ( с музыкальным сопровождением)

« Дом для пчел»

Домик маленький на елке,                                                                                       Дом для пчел, а где же пчелки?                                                                             Надо в дом постучать    -                                                                                                   Раз, два, три, четыре, пять.                                                                                          Я стучу, стучу по елке,                                                                                                  Где же , где же эти пчелки?                                                                                         Стали вдруг вылетать -                                                                                             Раз, два, три, четыре , пять.

 Одна из рук на столе опирается на локоть, пальцы раздвинуты  (елки). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). « Улей» прижат к « елке», ребенок в него заглядывает. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руки, раздвигает пальцы и шевелит ими ( пчелы летают).

Уточнение артикуляции, характеристика звука.

Какой звук я выделяла голосом: пчеЛа МиЛа ( звук [ л ] )                                   Как мы произносим этот звук? ( губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, голос звучит, «ветерок» теплый, дует по бокам языка ).                                                                                                      Характеристика звука по схеме ( согласный , твердый, звонкий). Каким цветом обозначим звук [л]? ( синим)

Формирование фонематического слуха.

Игра « Заполни соты медом». Ребенок закрывает ячейки « сот», если услышит звук [ л ]:

[л], [у], [в], [л], [л], [ы], [л'];

ла, ва, ля, лу, ло, на ;

лыжи, вата, луна, ловит, воробей, ласточка;

Игра «Улей». В какой улей летит пчела?  Перед ребенком три улья. Он определяет место  звука в слове и помогает пчелкам «залететь» в  свой улей:

лак, ладонь, палка, лук, стол, укол, лопата, балкон

Автоматизация звука [л] в прямых открытых слогах

Пчела Мила очень любит петь песенки, когда собирает нектар. Давай ей подпоем.

Игра «Эхо» - повторение слоговых рядов:

 а) со сменой ударного слога, с различной интонацией

ла-ла-ла,     ла-ла-ла,     ла-ла-ла;

ло-ло-ло,    ло-ло-ло,     ло-ло-ло;   

лу-лу-лу,     лу-лу-лу,     лу-лу-лу;  

лы-лы-лы,  лы-лы-лы,  лы-лы-лы.

 б) со сменой гласного звука в слогах

ла-ло-лу,  ло-лу-ла,  лу-ла-лы, ла-ло-лу-лы  и т.д.

 

Игра «Спой песенку по нотам». 

Логопед «поет» песенку из четырех слогов, одновременно показывая на ноты:

ла-ла-лы-ла. Ребенок повторяет, затем называет лишний слог, показывает лишнюю ноту ( лы) и повторяет песенку без лишней ноты ( ла-ла-ла)

 

Динамическая пауза.

Ребенок «превратившись» в пчелу, «перелетает» с цветка на цветок повторяя заданный слог нужное количество раз ( в соответствии с цифрой на цветке).

Игра c  мячом « Закончи слово»

Ребенок,  поймав мяч договаривает начатое логопедом слово, добавляя нужный слог:

пче...( ла), мет...(ла), де...(ла), аку...(ла), пи...( ла);

сто...(лы), го...(лы). по..(лы), пена...(лы), бока..(лы);

теп...( ло), свет...( ло), дуп...( ло), вес...(ло), сед...(ло).

Игра « Мозаика» ( компьютерная логопедическая программа « Игры для Тигры»)

Подарим пчеле Миле картину. Ребенок ритмично произносит слоги и на экране

появляется  картина с изображением мира насекомых.

Звуковой анализ прямого открытого слога.

Сколько звуков в слоге ЛА? Назови первый звук ( [л]) Какой это звук?

( Cогласный — во рту есть преграда: язык упирается в верхние зубы, твердый, звонкий — голос звучит) Каким цветом обозначим звук [л ]? ( Cиним) . Назови второй звук в этом слоге ( [а]) Какой он? ( Гласный — во рту нет преграды). Каким цветом обозначим звук [ а ] ?( Красным). Ребенок выкладывает схему слога. Назови звуки по порядку. Какой  слог выложили?

Итог.

Пчела Мила прощается с тобой и благодарит тебя. Сегодня ты старался. Какой звук мы  учились произносить? Какие игры и упражнения понравились? Были ли трудности?

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на логопункте по теме: «Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах и предложениях»

Цель: Закрепить навык правильного произношения звука [Р]Программное содержание:Задачи:а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ...

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Автоматизация звука [P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях."

Подгрупповое занятие по логопедии по теме " Автоматизация звука [ P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях" проводится с использованием инновационных технологий ( ппроектор). На экран вывод...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста: Тема: «Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах».

Формировать  практические умения и навыки  пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,грамматически правильной) речью.  Воспитывать интерес к логопедическим заня...

Индивидуальное логопедическое занятие Тема: «Автоматизация звука [л] в прямых слогах».

Представлен план-конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [л] в прямых слогах», для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему «Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья»

Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему "Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья"...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в прямых слогах » для ребёнка старшего дошкольного возраста с дислалией.

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в прямых слогах » для ребёнка старшего дошкольного возраста с дислалией.Тема: «Автоматизация звука [С] в ...