Консультация для родителей Стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

По мнению В. А. Онищук стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста таковы:

  • Любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.
  • Любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;
  • Познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста.

По мнению В. А. Онищук стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста таковы:

  • Любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.
  • Любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;
  • Познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.

В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г. И. Щукиной рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса.

К ним относятся:

  • Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками).
  • Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач.
  • Регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это формирует познавательный интерес.
  • Творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения, поставленных задач в других условиях, на другом материале.

Таким образом, под понятием познавательный интерес мы понимаем – активную избирательную направленность личности к окружающему миру, а под процессом формирования интереса – изменение основных его компонентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Книга- как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Книга является неотъемлемой частью в воспитании и обучении детей. С ее помощью ребенок может найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазиро...

Консультация для родителей: «Как формировать познавательный интерес у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителейТема: «Как формировать познавательный интерес у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...

Консультация для родителей «Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста» Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, я...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»

1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.2. Развивать логическое и творческое мышление детей.3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставле...

Консультация для родителей "Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста"

Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира....