Консультация для родителей "Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Белкина Светлана Владимировна

Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnoe_razvitie.doc881.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста»

        Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человечку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Малыш нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Обратите внимание, как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить. «Формирование познавательного интереса у детей 2-3х лет»

  Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

 Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется  с радостью  познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.

Дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

   Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.

  Начиная со второго года жизни объектами познания детей становятся окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

  Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования.

   В 2 года ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно, он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее. На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом.

  Самой эффективной формой занятий на данном этапе становится игра. При этом важно сочетать развлечение и дело так, чтобы одно не мешало другому. Интерес ребенка надо поддерживать заинтересованностью взрослого, а также характером его речи: она должна быть эмоциональной неторопливой, достаточной громкости, состоять из коротких фраз и простых понятных малышу слов. Важно предоставлять ребёнку пространство в разговоре, принимать любой его ответ, при этом предлагать правильные образцы речи. Для успешного усвоения знаний необходима повторность, благодаря которой растёт активность малыша, он легче справляется с заданием. Но при этом снижается заинтересованность. Чтобы такого не произошло, на практике лучше использовать новые игрушки, менять какую – нибудь одну деталь, демонстрировать предметы в движении, озвучивать предметы, сочетать наглядность со словом.

  При подборе и  проведении игр на формирование зрительного восприятия, внимания, запоминания  необходимо учитывать особенности раннего возраста:

 - Эмоциональность - ребёнка привлекает только то, что ему нравится и в данный момент представляет для него более значимый интерес.

- Ребёнок  становится способным чётко выполнять инструкцию, задания по образцу, слушать словесные пояснения, понимать взрослого.

  В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные образы. Взрослый должен стремиться к тому, чтобы образы были объединены словом с обозначением. Если этот процесс пройдёт успешно, то ребёнок сможет по слову вызывать представления о цвете предмета, о котором говорит взрослый и в дальнейшем употреблять эти слова самостоятельно. Этот процесс не происходит спонтанно, этому ребёнка необходимо обучать.

  Ежедневно проводя игры – занятия, мы увеличиваем запас представлений ребёнка о свойствах предметов, что будет способствовать дальнейшему умственному развитию  малыша.

Picture background

Игры на развитие познавательной сферы ребенка:

«Нанизываем бусы»

Предложите детям изготовить «бусы» для большой игрушки (медведя, тигра, бегемота и т. п.). Подготовьте тесьму или толстую нить и «бусины» — разнообразные предметы с большими отверстиями. Это могут быть катушки, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора, обрезанные с двух сторон пластиковые бутылки и пр.

«Шнуровка»

Для этого вида игр можно использовать разнообразные приспособления: большие деревянные пуговицы и деревянная иголка со шнурком, деревянный «сыр» с дырками, набор для «вышивания» - натянутая на рамку канва с большими ячейками и деревянная игла со шнурком и др.

«Игры с кубиками»

Разнообразные наборы кубиков из дерева, пластмассы, поролона и др. Желательно, чтобы были кубики с предметными или сюжетными картинками, для распознавания и запоминания основных цветов лучше использовать просто цветные кубики. Прежде чем организовывать игры-занятия с кубиками, необходимо дать малышам возможность свободно поиграть с ними: взять в руки, попередвигать, побросать, постучать, поставить друг на друга и т. д.

«Составные картинки»

Более сложным вариантом плоскостного конструирования является работа с разрезными картинками. Собирая картинку по образцу, ребенок подбирает детали по цвету, рисунку, прикладывает их друг к другу, путем проб и ошибок отыскивает правильный вариант их соединения.

«Мозаика»

Занятия с мозаикой очень полезны как для познавательного развития ребенка, так и для развития целенаправленности. Детям раннего возраста следует предлагать мозаики, состоящие из крупных элементов, которыми легко действовать, состоящие из небольшого числа деталей. Это могут быть домик с прямой крышей, цветок с тремя-четырьмя лепестками или простой геометрический узор.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста

я представляю материалы, которые могут  пригодиться педагогам для работы. Надеюсь, что этот раздел будет интересен и востребован....

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Индивидуализация образовательного процесса через развитие познавательного интереса у детей раннего возраста

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях....

Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год

Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

   «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ   РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраст...

Консультация для родителей «Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Особенности развития познавательного интереса у детей раннего возраста» Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, я...