"Развитие эмоционального интелекта у детей"
статья

Дмитриченко Татьяна Владимировна

В статье рассказывается об основных направлениях развития интелекта. Предложены игры на развитие интелекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта у детей

        Воспитатель Дмитриченко Татьяна Владимировна,

 МБДОУ детский сад № 16 «Алёнка»

Спасск-Дальний

Долгое время в нашем обществе основное внимание в развитии детей уделялось в основном интеллектуальной сфере, но в последние годы все чаще можно услышать о пользе эмоционального интеллекта.

Что же это такое - эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих и чужих эмоций и к управлению ими.

        Важно уметь различать эмоции, ведь управлять можно только тем, что ты знаешь и понимаешь. Важно знать, как работать с эмоциями, уметь принимать и выражать их.

          Когда ребенок не понимает своих чувств и эмоций, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.
         Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.        На опыте «проживания» своих чувств и эмоций, наблюдения за своей реакцией, ребенок учится понимать чувства и эмоции других людей.

Почему это важно?

  • В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты.
  • Развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств и эмоций, осознанное сопереживание и сочувствие способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями, и является неизменной частью успешной жизни в будущем.
  • Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

        Работать над эмоциональным интеллектом необходимо для того, чтобы обрести стабильность в различных повседневных ситуациях. Например, справиться с гневом, грустью или страхом, снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Человек, обладающий эмоциональным интеллектом, будет знать, как контролировать и направлять эмоции для достижения определённой цели, а также научится выражать эмоции здоровым для себя и окружающих способом.

        Эмоциональный интеллект важен и в отношениях с окружающими, он позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей. Установлено, что люди, обладающие более высоким эмоциональным интеллектом, проявляют большую эмпатию, они эмоционально стабильнее, более открыты и сознательны. При достаточном уровне эмоционального интеллекта будут наблюдаться: доверие, любопытство, самоконтроль, креативность, способность общаться и сотрудничать с окружающими на более высоком уровне, эмпатия и уважение по отношению к другим людям. А все эти качества способствуют достижению успеха в разных областях деятельности.

         Развивать эмоциональный интеллект можно в любом возрасте, но лучше начинать его формирование еще в детстве.

          Первый и основной навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он еще не знает, что каждое его состояние имеет определенное название. Раз за разом сознавая их, малыш понимает, что чувства бывают разные и он имеет право на каждое из них.
         Когда у ребенка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начинать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы: «Тебе весело или грустно?», «Интересно или скучно?»

          Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается он или злится, испытывает радость или восторг, грусть или разочарование.
         И, наконец, познакомившись с различными эмоциональными оттенками, научившись распознавать и проживать их, ребенок сам сможет ответить на вопрос «Что ты чувствуешь?».

          В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно, чтобы знакомство с миром эмоций проходило постепенно, от простого к сложному:

  • Рассказывайте ребенку о чувствах и эмоциях, проговаривайте их вслух, наглядно показывайте эмоциональные проявления при помощи различных игр и бесед.
  • Учите распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение: - далеких по значению чувств (радость – печаль, гнев – ликование, зависть – восторг, ненависть – любовь и прочие)
    - близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, любовь – нежность, радость – восторг, злость – раздражение и прочие). Побуждайте ребенка самостоятельно выражать свои чувства и эмоции. Интересуйтесь, что чувствует ребенок в различных жизненных ситуациях.

Предлагаем вашему вниманию несколько простых игр и упражнений, которые можно использовать родителям для развития эмоционального интеллекта у детей.

        

1.  Игра «Продолжи фразу» – для развития умения выражать собственные эмоции.

Участники игры передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации бывают такими: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», и т.д.

2. Игра «Тренируем эмоции» – для  умения выражать собственные эмоции и чувства и понимать эмоции других людей.

Здесь можно потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным. Задания нужно подготовить заранее на небольших листочках. Примеры заданий:

  • улыбнитесь как кот на солнышке;
  • улыбнитесь как счастливая мама;
  • покажите, как рассердился ребенок, у которого отобрали игрушку;
  • покажите, как испугался котенок, на которого лает собака;
  • удивитесь как лисенок, который впервые увидел снег;
  • огорчитесь как белка, которая забыла, куда спрятала орех;
  • расстройтесь как ослик, который потерял хвост;
  • порадуйтесь как Карлсон, который задумал пошалить и т.д.

Участники по очереди вытягивают из мешочка/коробочки задания и выполняют их.

3. Игра «Найди и определи эмоции» – учимся замечать эмоции других людей.

Выбираем и смотрим мультфильм, в котором герои часто выражают разнообразные эмоции. Можно устроить семейные соревнования – кто найдет больше всего эмоций у героев мультфильма за время просмотра.

        4. «Шкала эмоций». Осознание интенсивности и причины эмоций – важный аспект развития эмоционального интеллекта у детей. Например, когда ребенок сердится, спросите его, насколько он сердит. Или насколько ему грустно, если ребенок выглядит печальным. Для этого можно договориться использовать шкалу эмоций от 1 до 10, при этом для маленьких детей лучше всего предварительно оформить ее и разместить на видном месте в доме. Поинтересуйтесь, что вызвало у ребенка данную эмоцию. Учите понимать соотношения между тем, что он думает, и как себя чувствует. Можно использовать подобную шкалу и для того, чтобы сообщить ребенку о своих эмоциях.

5. Игра «Чудесный мешочек» -  игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Перед ее началом уточните у ребенка, что он чувствует на данный момент, например, он на кого-то обижен. Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть. Крепко завяжите этот мешочек и уберите его. Затем возьмите еще один волшебный мешочек и попросите ребенка взять из него любые положительные чувства, которые он хочет.

        Подобные простые игры и подсказки помогут родителям использовать время, проведенное с ребенком, интересно и с пользой. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития"

В презентации раскрыты особенности эмоционального развития детей и использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы....

Развитие эмоционального интелекта

В брошюре представлена информация о том, что  такое эмоциональный интелект и какими способами можноего его равивать...

План-конспект психокоррекционного занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития Тема: «Я и мое здоровье»

План-конспект психокоррекционного занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детейс задержкой психического развитияТема: «Я и мое здоровье» Возраст: 5-6 летПредварительная работа:...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Картотека игр на развитие эмоционального интелекта дошкольников

Картотека игр на развитие эмоционального интелекта дошкольников  направлена на понимание детьми эмоций и настроения других людей на вербальном и невербальном уровне....

Опыт работы воспитателя Паткиной С.Д. МБДОУ №3 по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию  «Развитие  эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»...

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие  эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»Игровая деятельность...