Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.
презентация по коррекционной педагогике на тему
Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29 ноября 2015 года.
В данной презентации рассказывается об одном из детских домов, даётся краткая характеристика контингента воспитанников. Раскрывается работа педагога-психолога в учреждении такого типа, направленная сохранение и укрепление здоровья детей путем коррекции эмоционально - личностного развития дошкольников через использование различных форм и методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forum_prezentatsiya_master_klass.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Магаданский областной детский дом для детей дошкольного возраста» Создан в 1947 г. в п. Таскан Ягоднинского района Магаданской области. Переведен в г. Магадан в 1998 году, где и находится по сегодняшний день.
В детском доме воспитываются дети от 3х до 7-8 лет. Дети, живущие в нашем детском доме, очень разные, в основном это дети с ОВЗ. Большую часть составляют дети с ЗПР различного генеза, а также есть дети с лёгкой и умеренной умственной отсталостью, дети – инвалиды, дети с разным уровнем речевого развития. Количество детей с выявленной неврологической симптоматикой с каждым годом увеличивается. Группа здоровья варьируется от второй до пятой, первой нет ни у одного ребёнка.
Комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья воспитанников, происходит через реализацию принципа командного подхода и использование современных здоровьесберегающих технологий. Команда детского дома включает медицинский и педагогический персонал. Остальные работники тоже не могут остаться в стороне и принимают посильное участие в оказании ухода, воспитания и обучения « наших » детей. Именно реализация принципа командного подхода способствует получению эффективных результатов нашей деятельности в воспитательно – образовательном процессе детского дома. Я, как представитель данной команды и психологической службы, работаю в детском доме с 2006 года.
Цель работы: Способствовать социально-психологической адаптации воспитанников. Основные задачи: -выработка навыков конструктивного взаимодействия, произвольного поведения; развитие и овладение эмоционально-волевой сферой. Дети, поступившие в наш детский дом, как правило, имеют в своём опыте разлуку с близкими, негативный опыт общения с близкими людьми; поступив к нам, они испытывают тревогу - это создаёт почву для негативных эмоциональных проявлений как страх, агрессия, замкнутость, повышенная тревожность . Пребывание в детском доме само по себе является психотравмирующим фактором, поэтому важно знать, как чувствует себя ребёнок в его месте проживания.
В своей работе для выявления самочувствия ребёнка , определения уровня тревожности я использую тест ТРЕВОЖНОСТЬ В. Амен , М. Дорки , Р. Теммел . (США)
Дети, которые испытывают тревогу , порою проявляют повышенную агрессивность, плаксивость и другие негативные проявления эмоциональной сферы. Их объединяет то, что они не всегда правильно (адекватно) могут оценить происходящую эмоционально наполненную ситуацию , имеют мышечные зажимы ( напряжение ), всегда «начеку» и не могут расслабиться, имеются проблемы с самооценкой . Такие дети требуют помощи со стороны взрослых. Моя помощь как педагога – психолога заключается в проведении с ними работы по коррекции психологических затруднений и образовательной деятельности по формированию и расширению представлений о внутреннем, эмоциональном мире человека , развитии способности управлять своими эмоциями. Формы работы с детьми: групповая 6-7 человек, малыми подгруппами 2-3 человека, индивидуальная.
Коррекция эмоционально - личностного развития дошкольников проходит через использование различных форм и методов: 1. Психогимнастика – комплекс упражнений, игр предназначенный для улучшения состояния здоровья детей. 1.1. Мимические и пантомимические этюды . Цель - выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства; познакомиться с моделями выражения основных эмоций (радость, грусть и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, и др.); с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой. 1.2. Этюды и упражнения на выражение отдельных качеств характера и эмоциональных состояний . Цель-научить выразительному изображению чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральной оценке; моделированию поведение персонажей с теми или иными чертами характера; закрепление полученных ранее детьми сведений, описывающих их социальную компетентность. 1.3. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность. Строятся на мимических и пантомимических способностях детей для естественного воплощения в заданный образ. Цель-коррекция настроения и отдельных черт характера, тренинг стандартных ситуаций. 1.4. Психомышечная тренировка . Цель-снятие психоэмоционального напряжения; внушение желательного настроения, поведения; воспитание отдельных черт характера.
2. Игротерапия – игры направленные на стабилизацию психического состояния здоровья детей и снятие негативных проявлений личности: агрессивности, тревожности, замкнутости и др. 3. Арт-терапия - терапия искусством. В работе с детьми используются спектрокарты (фотографии) У. Халкола , А. И. Копытина, проводится рисование своих ощущений, настроений, сочинений историй, сказок. 4. Сказкотерапия – использование сказки для разрешения личностных и межличностных проблем, расширение знаний о мире, образования связи между сказочным событием и поведением в реальной жизни, процесса активизации ресурсов, потенциала личности. Используются готовые притчи, педагогические и терапевтические сказки, 5. Музыкотерапия – это особая форма работы в группе с использованием музыки в любом виде (прослушивание записей, пение и др.) 6. Песочная терапия – представлена в виде игр с песком и рисование на песке и с его помощью.
7. Телесно-ориентированная терапия. Метод БОС - биологически обратной связи. Автор Российский учёный-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкин А. А. Реализуется через программной- аппаратный комплекс ККПЭС. Биологически обратная связь или БОС – это передача человеку с помощью технических средств информации о том, как работают его органы и предоставление возможности самостоятельно корректировать их работу. Основная задача кабинета - выработка ребёнком навыка психоэмоциональной релаксации т.е. расслабления. 3 основных направления работы с ребёнком: - обучение ребёнка навыку диафрагмально-релаксационного дыхания (или дыханию животом). - обучение ребёнка произвольному снижению повышенного мышечного тонуса. - позволяет обучить человека самостоятельному управлению ритмами головного мозга (альфа, бета и тета ). Также коррекция эмоционально - личностного развития дошкольников проходит через использование программ коррекции определённой направленности, например по коррекции ТРЕВОЖНОСТИ, автор Астапов В. М. (доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой практической психологии Московского института открытого образования).
Развитие эмоционально – личностной сферы дошкольников происходит через специально организованную ОД. Количество детей принимающих участие в ней не превышает 6-7 человек. Продолжительность её 25-30 минут (т. к. старший дошкольный возраст). Периодичность – один раз в неделю (т. к. параллельно идет работа по развитию познавательных процессов). Каждая проводимая ОД имеет общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, которая соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Структура, алгоритм проведения ОД Она состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Часть 1. Вводная Цель вводной части — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами. Часть 2. Рабочая На эту часть приходится основная смысловая нагрузка. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на: - коррекцию тревожности, агрессивности, мышечного напряжения и других психологических затруднений; - развитие умения отличать эмоции, показывать их характерные отличия в мимике, пантомимике, отображать в речи. Часть 3. Завершающая Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы в ОД. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка, упражнение на релаксацию и успокоение.
Поскольку работа ведётся с маленькими детьми, то приходится постоянно следить за тем, чтобы участники были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждая ОД обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: — упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); — дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему); — мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей); — двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию); — чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности). Эти процедуры могут проводиться в любой части ОД, в зависимости от ситуации.
В каждой ОД, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, ОД с повторами становится близкой и понятной для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер. Во время ОД дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре, специальных подушечках. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план тренинговых занятий для профилактики нарушений в эмоционально-личностной сфере детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаю перспективный план тренинговых занятий, которые помогут педагогу-психологу детского сада оказать психологическую помощь детям для профилактики нарушений в эмоциональн...
"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...
Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста
Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, а развитие внимания к другому, чувства ...
Выступление "Изучение особенностей развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста"
В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личностной и эмоциональной сфер ребенка. Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком ...
Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.
Консультация для педагогов...
Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование прозрачного мольберта
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умения...