Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
консультация по психологии

Тулаева Ольга Юрьевна

Уже в дошкольном возрасте у ребенка могут формироваться его глубинные убеждения, которые будут влиять и на формирование его ежедневных автоматических мыслей. Иными словами - все, что закладывается в дошкольном возрасте, во многом находит свое отражение и во взрослом возрасте, проявляться в его мыслях, которые присутствуют у человека каждый день. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0a8a-00061181-168daddc.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоциональный интеллект маленьких детей полезно и важно развивать уже с самого раннего возраста. И в данном модуле мы будем разбирать эмоциональный интеллект детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Зачем же развивать эмоциональный интеллект так рано? Дело в том, что в течение всей своей жизни малыш наблюдает эмоции, эмоциональные реакции и проявления окружающих его людей. И на основе этого у него формируется картина мира, развивается мышление и другие психические процессы.

Более того - уже в дошкольном возрасте у ребенка могут формироваться его глубинные убеждения, которые будут влиять и на формирование его ежедневных автоматических мыслей.

Иными словами – все, что закладывается в дошкольном возрасте, во многом находит свое отражение и во взрослом возрасте, проявляется в его мыслях, которые присутствуют у человека каждый день.

Более того - и у дошкольников, и особенно у младших школьников эмоциональный интеллект может повлиять на формирование их отношений с окружающими и сверстниками. Ведь если мы посмотрим на маленького ребенка, который часто проявляет агрессивное поведение, то мы увидим, что он нередко играет один, так как с ним не хотят общаться другие дети.

Другой пример можно привести с ребенком, который наоборот - проявляет чрезмерную застенчивость, и из-за этого также не может чувствовать себя комфортно в коллективе. Все эти проблемы исходят в том числе и из-за того, что ребенка не учат контролировать свои эмоции и регулировать на основе этого свое поведение.

И поэтому у маленьких детей необходимо развивать все те же самые элементы эмоционального интеллекта:

  • Самосознание;
  • Самоконтроль;
  • Эмпатия;
  • Социальные навыки.

Все вышеперечисленное свойственно как взрослым людям, так и маленьким детям. Разница заключается в том, что некоторые из данных элементов ребенок, в силу возраста, не может воспитывать в себе сам, а может это делать и осуществлять только лишь с помощью взрослых.

Например, ждать от дошкольника полного понимания своих эмоций нельзя. Но взрослый может помочь ребенку, успокаивая его, не ругая за проявление отрицательных чувств в том случае, если они не причиняют вреда окружающим. Например, если ребенок грустит, что у него сломалась игрушка или не получилось нарисовать красивый рисунок, то родитель может его успокоить, обнять, поцеловать, сказать что-то ласковое и ободряющее. В будущем, когда малыш вырастет, он будет успокаивать себя уже самостоятельно. И тогда подросший ребенок, в случае если у него не будет что-то получаться или он не сможет справиться с какими-то нахлынувшими на него эмоциями, то он не станет винить себя за их наличие и проявление, а позволит им просто быть, ведь он знает, что рано или поздно они просто пройдут.

То же самое касается и самоконтроля. Маленький ребенок не может в полной мере контролировать проявление своих эмоций. Если малыш очень бурно реагирует на различные события и проявляет свои эмоции таким образом, что они вредят ему или окружающим или совершенно не соответствуют ситуации, то родитель, помимо валидации, может помогать ребенку находить подходящие способы успокоения.

Иными словами - родитель может предложить ребенку отвлечься, если его что-то расстроило. Либо же, если у ребенка не получается что-то сделать, то он может предложить ему попробовать еще раз, пока не добьется положительного результата. Либо же, если ребенок проявляет агрессию или его гнев «выходит из берегов», то родитель может объяснить ребенку правила поведения в том или ином месте, рассказать про правила общения с окружающими людьми. Если родитель проявляет терпение, не срывается на ребенка, а занимает позицию помощника и проводника в этом мире, то ребенок постепенно обучается контролировать проявление своих отрицательных эмоций в зависимости от различных ситуаций.

Таким образом, у ребенка сама собой развивается и эмпатия, которая может быть заметна даже у детей в возрасте уже двух-трех лет. Если маленький ребенок видит, что его брату или сестре больно или плохо, он может подойти и попробовать его успокоить, погладить. Такое поведение возможно лишь в том случае, если он чувствовал на себе проявления подобного поведения у взрослых, либо же видел его в отношении других. То есть, если малыш сам плакал и расстраивался, а родитель подходил к нему, обнимал, гладил, успокаивал, то ребенок, перенимая эту модель поведения, начинает использовать ее в отношении окружающих уже самостоятельно. И на основе этого у него также формируются и социальные навыки.

Ребенок может найти свое место в коллективе – выбрать, с кем ему общаться комфортно, а с кем не очень; как ему вести себя с теми или иными одноклассниками или одногруппниками. Постепенно он учится устанавливать полезные для себя контакты с окружающими, а также поддерживать их.

Развивая эмоциональный интеллект, ребенок развивает у себя следующие навыки:

1. Управление собственным поведением

Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.

Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.

2. Понимание чувств других людей

Когда ребенок наблюдает за собственными переживаниями, когда он учится понимать себя, то в то же время у него развивается и его навык эмпатии. Иными словами – ребенок учится понимать эмоции других людей. Почему важно развивать эмпатию у маленьких детей?

- Понимание чувств и эмоций других людей способствует тому, что ребенок становится более компетентным в общении. Он более умело устанавливает связи с комфортными людьми, благодаря чему лучше чувствует себя в обществе и меньше тревожится за свое будущее. Более того – эмпатия способствует тому, что у ребенка выстраиваются более доверительные и теплые отношения именно с близкими ему людьми – будь то семья или друзья. Таким образом, когда ребенок подрастет и станет взрослым человеком, то сможет настраивать свой «внутренний фильтр» таким образом, чтобы доверяться и налаживать коммуникацию с теми людьми, с которыми ему будет легче создавать крепкие и стабильные отношения.

  1. Развитие способности к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями, и является неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.
  2. Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

Влияние родителей на развитие эмоционального интеллекта у маленьких детей

Одним из наиболее важных аспектов, на который необходимо обращать внимание родителям дошкольников - развитие эмоциональной сферы, а также двигательной активности и речи у ребенка. Это крайне важно в нынешних реалиях, потому что большинство современных родителей в последнее время, в большей степени, сосредотачиваются на интеллектуальном развитии своих детей, в то время как их моторное развитие может хромать.

В рамках развития эмоционального интеллекта это большое упущение, ведь ребенок не может полноценно изучать свои чувства и эмоции, когда он не играет в подвижные игры, не ощущает радости от движения, не исследует, в каком положении тела ему комфортно, в каком нет. Когда он мало фантазирует, читает мало сказок и редко играет в ролевые игры, не проявляя всю гамму эмоций и чувств, доступных ему. Довольно сложно представить развитие эмоционального интеллекта, если ребенок постоянно решает примеры, сидит за книжками и учится только писать и считать.

Для дошкольников очень важны ролевые игры и общение с родителем, в котором, в первую очередь, и развивается его эмоциональный интеллект.

Как связаны интеллект и эмоциональный интеллект?

EQ и IQ — не противопоставляются, а развиваются параллельно. Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше учатся в школе, легче находят общий язык с окружающими и уже в малом возрасте являются более успешными.

Эмоциональный фон — ключевой фактор интеллектуального развития, благодатная почва, на которой остальные таланты ребенка и знания, которые мы хотим до него донести, эффективно прорастают.

Признаки того, что у ребенка низкий уровень эмоционального интеллекта

Обычно малышу тяжело знакомиться и общаться с другими людьми, он пассивен или, наоборот, агрессивен, плохо засыпает из-за напряженного состояния, не умеет расслабляться, не понимает эмоции своих родителей, эмпатия не развита, есть признаки депрессии, замкнутости, закомплексованности, ребенок может долго пребывать в состоянии истерики.

Каким образом и в какое время развивать эмоциональный интеллект малышей?

В раннем возрасте (от 2 до 3 лет) самым главным в развитии эмоционального интеллекта у малыша является его непосредственное общение с близким взрослым. Чаще всего в качестве такого взрослого выступает мама, но иногда им может быть папа, бабушка, дедушка или любой другой взрослый, заменяющий мать и осуществляющий уход за ребенком.

В данном возрасте удовлетворение эмоциональной потребности в безопасной привязанности является самым главным в гармоничном психологическом развитии ребенка.

Каким же образом в данном возрасте развивать эмоциональный интеллект у детей? Самое главное - демонстрировать собственные положительные эмоции и заботливым, не вредящим способом предъявлять их ребенку. Родитель может проговаривать вместе с ребенком все свои чувства, которые у него есть.

Например, если ребенок не хочет идти в садик или оставаться с бабушкой или няней, то мама может сказать, что ей тоже очень грустно сейчас уходить, но она скоро обязательно вернется, а малыш может пока порисовать или позаниматься другим, приятным ему делом.

Если родителю по какой-либо из причин трудно осознавать и понимать свои эмоции, можно пробовать разные психотерапевтические способы: нарисовать или слепить свои чувства; послушать музыку, которая, как ему кажется, отражает его настроение и, таким образом, повысить свою осознанность. Либо же, если у родителя есть более серьезные трудности с проявлением эмоций, например, у него выраженная алекситимия или в анамнезе присутствуют травматические события, повлекшие за собой «эмоциональное онемение», то в этом случае лучше обратиться к специалисту в области ментального здоровья и работать с ним, учась более осознанно относиться к своим эмоциям, не нанося, таким образом, вред ребенку. Ведь отстраненная и не включенная в эмоциональное общение мать может сильно навредить эмоциональному развитию малыша.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка?

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми, и по мере взросления малыша уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

Родители принимают непосредственное участие в процессе развития эмоционального интеллекта ребенка. Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии с собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх.

Первые эмоции

Чувство голода и колики знакомят малыша с такими эмоциями, как страх, боль, любовь, доверие, растерянность, отчаяние. И задача родителя здесь – отвечать на них так, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, значимым и услышанным. Именно в этом случае происходит развитие эмоционального интеллекта в гармоничном направлении.

Отражение чувств ребенка

Чтобы помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Ведь когда малыш радуется, злится или боится, он еще не знает, что каждое его состояние имеет определенное название.

Чувства можно сравнивать со сказочными героями, животными, явлениями природы, лепить и рисовать их.

Показывайте свои чувства

Родитель для ребенка – модель подражания. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозленного, иными словами – естественного.

Побуждайте ребенка анализировать свое состояние

Когда у ребенка развивается речь и появляется возможность вести диалог, можно начать проговаривать эмоции через альтернативные вопросы:

«Тебе весело или грустно?»; «Интересно или скучно?»

Разобравшись с противоположными эмоциями, можно будет переходить к близким вариантам, уточняя у малыша, обижается он или злится, испытывает радость или восторг, грусть или разочарование.

И уже потом ребенок сам сможет ответить на вопрос: «Что ты чувствуешь?».

Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста

В каком бы возрасте взрослые не начали заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребенка, алгоритм его формирования будет един – важно, чтобы знакомство с миром эмоций происходило постепенно, от простого к сложному.

Для развития эмоционального интеллекта существует множество интересных и занимательных игр, подходящих для малышей. Рассмотрим некоторые варианты:

Игры для развития эмоционального интеллекта у детей

Игра с образом животных

Попросите ребенка представить какое-либо животное и эмоционально на него отреагировать. Пусть он даст название своей эмоции и объяснит причину ее появления.

Игра с мячом

Бросая ребенку мяч, говорите: «Я радуюсь, когда...», затем по очереди озвучивайте варианты: «...ем мороженое, светит солнце, гуляем в зоопарке, улыбается мама».

Игра с пиктограммами

Для этой игры понадобятся пиктограммы – карточки с изображением эмоций. Переверните их рисунками вниз. Пусть ребенок возьмет одну из них и, не показывая ее другим, изобразит нарисованную эмоцию.

Игра «Волшебный мешочек»

Эта игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Перед ее началом уточните у ребенка, что он чувствует на данный момент, например, он на кого-то обижен. Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть. Крепко завяжите этот мешочек и уберите его. Затем возьмите еще один волшебный мешочек и попросите ребенка взять из него любые положительные чувства, которые он хочет.

Литература:

  1. Дэвидсон Х. Когнитивно-поведенческая терапия для детей: Рабочая тетрадь.: Пер. с англ. – СПб.: ООО «Диалектика», 2021. – 160с.: ил. – Парал. тит. анг.
  2. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых; Питер; СПб.; 2011г.
  3. Фурман Б. Навыки ребенка. Как решать детские проблемы с помощью игры. Текст предоставлен издательством Альпина нон-фикшн; Москва; 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В наше время остро стоит проблема воспитания эмоционального интеллекта у ребёнка. Новейшие исследования в области педагогики и психологии показывают, что эмоциональный интеллект, наравне с IQ, являетс...

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...