КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

       Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе коррекционно-развивающего воздействия, направленного на социализацию его в современном мире. Для достижения поставленной цели выделяю линии развития эмоционального поведения ребенка на занятиях:

- формирование знаний об эмоциональных состояниях и настроении человека;

-  развитие эмоционального отношения ребенка к  занятию, как деятельности в целом;

-  коррекция и развитие эмоций, возникающих в ходе игровых действий с персонажами-куклами, в ходе занятия;

- развитие эмоциональных отношений с педагогом, сверстниками, в учебно - воспитательном  процессе.

          Специально подобранные игры и упражнения  создают положительный эмоциональный фон и формируют речевые навыки и умения с учетом этапа и содержания работы, устраняют психогенные наслоения, способствуют перестройке социального контакта с окружающими, нарушенного в силу имеющегося отклонения.

          Эффективность занятий определяется по следующим показателям:

-  создание условий для полноценного и всестороннего развитие ребенка;

-  общее оздоровление, укрепление организма;      

-  развитие всех познавательных процессов эмоционально-волевой сферы;

- стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей, общения  и  воспитания адекватного поведения;

 - расширение форм взаимодействия взрослых с детьми;

 - создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.

          Развитие эмоционального поведения обеспечивает гармоничность развития личности ребенка. Стимулирование его эмоциональных переживаний, способствует развитию человечности, формирует способность принять и понять другого человека.

         Таким образом, предлагаемый курс занятий эффективен не только для развития положительных личностных качеств воспитанников детского дома, но и для роста  профессионализма педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия14.87 КБ
Файл конспект занятия15.93 КБ
Файл конспект занятия16.26 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО  СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

«МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ»   IV год обучения

Цель: Продолжать учить детей общаться друг с другом, смотреть друг другу в глаза, не стесняться протягивать друг другу руки. Расширить представление детей о дружбе. Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова.

       Обогащать и активизировать словарь: дружить, плохой, хороший поступок, вежливые слова. Формировать грамматический строй речи, через согласование частей речи в роде, числе и падеже; использование в речи простых и сложных предложений.

       Корригировать речь, внимание, ассоциативную память.

       Воспитывать чувства коллективизма, эмоциональную отзывчивость, желание иметь друзей.        

Оборудование: рисунки детей, флажок, гости (куклы бибабо) – Буратино и Мальвина, атрибуты к подвижной игре «Болото», мяч.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент:

                                         Перед вами дверь в музей

                                        Заходите поскорей

                                        Там любимые игрушки

                                        Рисовали для друзей.

                                        (заходят в музей).

- Таня, назови свою любимую игрушку! А у тебя, Слава?

- В этом музее вы найдете свою любимую нарисованную игрушку. Интересно кто только это нарисовал?

- Смотрите! Вот кукла, любимая игрушка Тани! (передает рисунок Тане)

- А вот машина, любимая игрушка Жени (передает рисунки детям).

- Таня, ты догадалась, кто для тебя нарисовал, кто знает, что твоя любимая игрушка – кукла?

- Это я для Тани нарисовал, Таня моя подруга, мы с ней всегда вместе играем (говорит Сережа).

- А ты, Женя, догадался, кто нарисовал игрушку  для тебя?

- Наверное, это Вика! Мы с ней не ссоримся, делимся игрушками, не жалуемся друг на друга педагогу.

- А сколько можно иметь друзей (одного, двоих, троих, много)

- А что лучше, когда один друг или много друзей? (лучше, когда много).

- А можно, чтобы вся группа была друзьями? (можно).

- Правильно, вы все мои друзья (обнимает детей), и я вам взрослый друг.

- Какими должны быть друзья? (дружными,  веселыми, интересными).

- Ребята! А если ребенок не умеет играть, игрушки разбрасывает, дерется, толкается, можно с таким дружить? (Ответы разные).

- А что нужно сделать, чтобы такой ребенок изменился? (можно сказать, что нужно играть дружно, игрушки следует беречь, предложить интересную игру, договориться играть без ссор и драк).

                                Жить на свете

                                Очень туго без подруги

                                И без друга

                                Без тебя и твой щенок

                                Нестерпимо одинок.

- Давайте встанем в круг, поиграем в наш любимый хоровод:

 2.Д/И «Ласковы мы были».

- А теперь закройте глаза, почувствуйте руку своего товарища. Какая она (теплая, ласковая, мягкая).

- Откройте глаза, найдите своего любимого друга глазами, подойдите к нему, возьмите за руки.

- Какие глаза у вашего друга? (Ласковые, добрые, серые, голубые, карие).

- Скажите друг другу ласковые слова (хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться).

(педагог обращает внимание, что в дверь кто-то заглядывает, встречает Буратино).

                                Я славный Буратино!

                                С театра папы Карло

                                Ищу свою Мальвину

                                Ее здесь нет, ребята?

3.(Решение проблемной ситуации)

- Нет, дорогой Буратино, мы ее не видели!

Буратино:

- Ой, я вспомнил, она в театр собиралась на встречу друзей, а я забыл!

- Не расстраивайся, Буратино, хочешь, вместе пойдем, познакомишь нас со своими друзьями!

Буратино:

- Конечно! Только дорога трудная!

- Ничего, наши ребята дружные, будут помогать друг другу в пути. Правда, дети!

4.Путешествие в театр (решение проблемной ситуации)

 Буратино:  

- Тогда, в путь. Впереди болото. (Дети идут парами – переходят болото). В руках у них дощечки. Ребенок кладет дощечку на землю, осторожно переступает по доске, когда дети подходят примерно к середине болота, создается ситуация, будто сломалась дощечка, и она уплывает. Как поступить. По правилам игры, нужно вместе добраться до берега.

(Дети вместе с Буратино, ищут выход). Можно перенести на руках и другие способы.

- Буратино: Молодцы, дети! Не бросаете друг друга в беде. А вот еще одна дорожка с препятствиями:

                             Мячик весело бросай,

                             имена друзей называй!

(Играющий делает шаг вперед, бросает мяч об пол, ловит, называет имена).

Буратино:

- А вот и театр! Мальвина в окно смотрит, рукой машет.

 Мальвина:

- Буратино! Ты, почему задерживаешься, все друзья уже собрались.

 Буратино:

- Прости меня, Мальвина! Я больше не буду. А я не один, вот, сколько друзей у меня.

Мальвина:

- Вы, правда, друзья Буратино?  И знаете правила дружбы?

- Конечно, знаем, давайте, дети их вспомним.

(Дети, с помощью педагога, говорят).

1. Всегда говорим вежливые слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, будьте добры и др.

2. Умей выслушать своего товарища, не перебивая.

3. Делись с друзьями игрушками, книгами, играй дружно.

4. Старайся уступить в ссоре, игре, говори всегда правду.

5. Настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда утешит, удержит от плохого поступка.

Мальвина:

- Молодцы, дети! Какие вы дружные! Я приглашаю вас в театр, на представление, в котором будут участвовать все мои друзья:

 Буратино, Пьеро, Артемон и другие куклы. Вам понравится!

- Мы обязательно придем, правда, дети! Это так здорово – знакомиться с новыми друзьями!

5.Итог:

- Ребята, с кем мы сегодня познакомились?

Назовите имена своих  друзей. Молодцы!



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО  ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

 «КАК РЕБЯТА СОЛНЫШКО ВЫРУЧАЛИ»   (с использованием сюжетных игрушек: курочки и петушка, лисы)

Цель: Закрепить знания о разных эмоциональных состояниях человека: радость, грусть, удивление;  умение передавать состояние персонажей;  характер, особенности его поведения с помощью специфических движений.

       Формировать умение  включаться в игровую ситуацию, принимая на себя определенную роль; видеть настроение и эмоциональные состояния близких взрослых и детей, умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь).

        Продолжать знакомить детей со звуками явлений природы (шум дождя, ветра, грома). Развивать зрительное и слуховое внимание, память, речь, моторику.

        Воспитывать доброжелательность и внимательность к близким взрослым и сверстникам, желание прийти на помощь в трудную минуту.

               

Оборудование: солнышко под испачканным красками стеклом; емкости: одна с водой, вторая с мелко нарезанной тканью и зернами бобов;  салфетки, лейка, тазик; диск с записью волшебной музыки, музыки спокойного характера; аудиозапись: шум дождя, пение птиц; корзина; муляжи яиц, шапочки цыплят; курочка, петушок, лиса.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент «Корзинка с яйцами»

Приветствие: 

-Ребята к нам в гости пришла курочка (педагог в роли курочки).  Курочка подзывает детей к корзине с яйцами и спрашивает.

- Что это?

                   Вот чудесный дом

                гладкий, белый он.

                Кто-кто в домике живет?

                Кто-кто в уютном живет?

- Давайте посмотрим! Дети раскрывают яйца, достают шапочки

 (удивляются, радуются).

- Ребята, это не простые шапочки, надев их можно превратиться в цыплят.

А вы желаете побыть цыплятами на сегодняшнем занятии?

(Дети надевают шапочки, и перевоплощаются в цыпляток)

                Желтые комочки

                Легкие как вата

                Бегают за курочкой.

                Кто это? Цыплята.

- На что похожи цыплята?

- Какая хорошая погода! Сейчас мы отправимся погулять на волшебную полянку! (Звучит волшебная мелодия)

2.Мини-этюд «Прогулка»

Слова воспитателя

Движения

Теперь вы цыплятки, а курочка мама. Курочка: Пойдемте гулять на полянку.

- Здравствуй солнышко!

Встают, расправляют плечики, тянутся к солнышку, встряхиваются, приветствуют его.

Посмотрите на цветочки!

Сначала вправо.

– Здравствуйте, цветочки!

Потом влево.

– Здравствуйте, цветочки!

Потом вниз на зеленую травку, наконец, посмотрите вверх на птичку, которая распевает свою веселую песенку.

Повороты вправо, влево. Наклоны вниз, вверх.

Воспитатель подзывает детей, дети стайкой идут за воспитательницей.

Дети выбирают бобы из мелко нарезанной ткани. (Д/И «Золушка»)

Дети показывают, как пить водичку, сжимают и разжимают пальчики в воде, переливают ее с ладошки на ладошку.

3.Проблемная ситуация  «Как помочь Солнышку»

- Ой, что это за шум? Гром гремит, дождик пошел («Звуки природы: гром, дождь»).

- Цыплятки бегите скорей ко мне! Прячьтесь под мои крылышки! Здесь никакой дождик вас не застанет! (дети собираются вокруг воспитателя, прячутся под платок).

- Нам не страшен дождь и гроза ведь мы с вами  вместе, как одна семья.

Воспитатель концентрирует внимание детей на звуках. (Слышится плач, на полянке появляется петушок: заранее подготовленный ребенок).

- Что такое? Неужели кто-то плачет? Может мы кого-нибудь забыли? Ну-ка, цыплятки, посмотрите!

- О чем ты, петушок, плачешь? Чего слезы льешь?

Петушок:

- Как же мне не плакать, играл я на лужайке, играл. Вдруг стало темно. Кто-то Солнышко обидел! Не улыбается нам Солнышко. Что теперь делать! Грустно без Солнышка.

- Что же случилось с Солнышком?

- Может солнышко  заболело?

Давайте внимательно на него посмотрим, его потрогаем: погладим, пожалеем. (Дети подходят и прикладывают руки к Солнышку, которое находится под грязным стеклом (оно запачкано синими красками)).

Ребята видно злая тучка решила спрятать от нас солнышко

(после того, как дети убирают руки от стекла, обратить внимание на то какие они стали).

- Ребята, посмотрите на свои ручки. Какие они стали? Покажите ручки петушку! Наши ручки грязные, теперь и нам стало грустно, как и солнышку.

- Что же делать теперь? Как нам опять стать радостными и веселыми?

- Как помочь солнышку?

- Как можно Солнышко развеселить?

(Дети моют руки, вытирают стекло и  Солнышко улыбается всем).

- Итак, молодцы, ребята, вы помогли солнышку.

И у нас и у солнышка настроение стало прекрасным. (Петушок благодарит ребят).

4.Тренинг эмоций. Давайте улыбнемся друг другу, солнышку, петушку.

- Какое у вас сейчас настроение?

Появляется лиса.

5.Подвижная игра «Лиса и цыплята».

Курица: - Ой, цыплятки, петушок, беда! К нам прокралась лиса!

(Лиса читая слова, пытается поймать цыпляток. Цыплята и петушок  убегают от лисы).

- Люблю я кроме шуток                                          Рано утром по привычке

Цыплят, гусей и уток.                                             На охоту вышла

Они об этом знают,                                                 Ведь не даром я сестричка

И злой меня считают.                                              И не зря плутовка

Друзья, не знала я                                                    Незаметной притвориться

Я – просто хитрая.                                                    Я умею ловко.

Я – лисичка. Я – сестричка.        

- Молодцы, цыплятки, убежали от лисы! (Лиса плачет, предлагает детям помириться с ней).

- Молодцы мои цыплятки!

Ловкие, умелые,

Дружные и смелые!

- Вот и настала пора возвращаться домой! Дети прощаются с лисой и петушком. (Снимая шапочки, превращаются в ребят).

6.Итог:

- С кем мы сегодня познакомились на занятии?

- Кому мы смогли помочь?

- Где мы побывали?

- Что мы повидали?

- А теперь устали? 

7.Упражнение на релаксацию «Отдыхаем на полянке».

(Звучит спокойная музыка)

Наши глазки закрываются,

Наши ручки опускаются,

Дышится легко.

Свободно, глубоко.

Вместе нам легко.



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: ЖИВОТНЫЕ. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА III год обучения (с использованием сюжетной игрушки: мальчика Кости) 

                                           

Цель:  Расширить знания и представления о диких животных: бурых и белых                     медведях. Учить детей различать животных по их основным признакам.

      Обогащать и активизировать словарь: медвежонок, медведица, бурый медведь, белый медведь, через общение с сюжетной игрушкой Костей.

Формировать грамматический строй речи, через согласование частей речи в роде, числе и падеже.

      Закреплять умение детей составлять  связно, последовательно рассказ

на заданную тему, используя в речи сложные предложения.Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

      Корректировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, моторику  (имитирование  разных животных).

      Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, желание помочь

Оборудование: бурый медвежонок (игрушка), предметные картинки: животные Сибири и Севера,  корзина с ягодой.

                                                   Ход занятия:

1. Сюрпризный момент: (Стук в дверь, появляются мальчик Костя и бурый медвежонок) Р.о.

-  Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

- Это наш друг -  Костя и  медвежонок.

- Давайте поздороваемся с ними.

- Здравствуйте, Костя и медвежонок.

-Ребята, Костя просит вас поближе познакомиться с медвежонком.

Внимательно посмотрите на нашего гостя медвежонка  и скажите,  какой он ? (маленький, по цвету коричневый, бурый).

- Давайте познакомимся с нашим маленьким  гостем. (Диалог общения с Томом)

- Меня зовут медвежонок Том.

- А, как тебя зовут?

- А, меня, медвежонок Том, зовут Лена и т.д.

- Ребята, я принес вам гостинцы -  корзинку ягод. Но прежде чем угостить вас ягодой, я бы очень хотел узнать, что вы знаете  о жителях леса – моих друзьях. У меня  к вам очень много вопросов, вы согласны на них ответить? (да)

- Итак, ребята, наш гость медвежонок – Том желает услышать от вас, что вы знаете о животных. Давайте внимательно слушать его вопросы и как можно красивее и правильнее отвечать на них. А Костя займет место рядом с вами и тоже будет очень внимательно вас слушать.

2.Д/У «Ответь на вопрос» (игра с медвежонком)

- Сначала, скажите, кто моя мама?

- Медвежонок Том, твоя мама  медведица.

- Где мой дом?

- Твой дом, Том в дремучем лесу.

- Как зимуют медведи?

- Медведи зимой спят в берлоге.

- А,  какие еще  животные живут в наших лесах?  

- В наших лесах живут: зайцы, белки. волки…

- Молодцы, ребята!

3.Д\И  «Узнай и назови»

- Ребята, я принес вам фотографии своих соседей. Мне очень хочется знать, узнаете ли вы их  (дети называют животных по картинкам, педагог следит за построением фразы).

4.Д/И «Четвертый лишний»

(на картинке: заяц, ежик, волк и белый медведь)

-Ребята, я принес вам картинку.

( медвежонок стал грустным)

-Ребята, посмотрите, что-то случилось с нашим Томом.

- Том стал грустный.

- Том, что случилось? Почему у тебя такой грустный вид?

- На картинке изображено   животное,  а я даже не знаю кто это? Я  в своем лесу таких животных не встречал. Помогите мне, ребята. Я очень хочу узнать кто это на картинке и где живет это животное.

(Диалог общения с Костей)

- Ребята, поможем Тому? (Да)

- Как вы думаете,  о ком говорит Том?

- Том говорит о белом медведе, потому что белый медведь живет на Севере, и наш медвежонок не мог его видеть в нашем лесу, а остальные животные: заяц, ежик, волк живут рядом с медвежонком.

5.Физминутка:

- Ребята, думаю, настало время немного отдохнуть, а заодно и развеселить нашего гостя. Представьте, что вы вовсе не дети, а разные животные. Придумайте, кто каким животным хочет быть (дети входят в образ,  имитируют повадки разных животных). Педагог вместе с Костей  стараются отгадать, кто кого изображает.

- Ребята, вы очень точно изобразили животных. Думаю, Тому это очень понравилось, потому что он даже повеселел. Молодцы!

6.Беседа по картинке:

- Ребята, а теперь давайте  вспомним,  что мы знаем о белых медведях и расскажем о них нашему гостю.

-Кто изображен  на картинке?

- На картинке белый медведь.

-Где живут белые медведи?

- Белые медведи живут на Севере.

-Почему этого медведя называют белым?

 - Медведя называют белым, потому что у него белая шерсть.

-Чем питаются  белые медведи?

-Медведи питаются рыбой.

-Как они ловят рыбу?

- Медведи хорошо плавают и ловят рыбу.

- Ребята, вы правильно ответили на вопросы.

7.Составление рассказа на заданную тему:

А теперь давайте составим красивый рассказ о белых медведях и расскажем его Тому  (Дети рассказывают рассказ 1-2 человека).

- Том, теперь ты знаешь кто такой белый медведь?

- Да, ребята,  теперь я знаю, что на Севере  тоже живут медведи, только они белые. Спасибо вам, ребята, за интересный рассказ.

Костя:

- И я теперь знаю о белых медведях.

8.Д/И «Чем схожи  и чем отличаются бурый  и белый медведи?

- Общее у них: есть лапы, хвост, шерсть, морда, глаза…

- Разное: у бурого  медведя шерсть бурая, а у белого – белая.

Медвежонок Том:

- Ребята, мне пора возвращаться в лес. Я очень рад нашему знакомству. Сегодня я узнал много интересного о своих соседях – жителях леса, и о белых медведях, но перед тем как уйти я хочу угостить вас ягодой, которую я собрал сам, а Костя мне поможет.

(медвежонок  с Костей угощают ребят ягодой, дети благодарят его и прощаются с  Томом).

-Ребята мне тоже пора уходить. Сегодня я еще раз убедился в том, что вы очень много знаете, умеете отвечать на вопросы, слушать педагога, составлять рассказы, и просто играть. Спасибо, вам ребята и до свидания.

9.Итог:  

-  Ребята, кто приходил к нам на занятие? (наш друг Костя)

-  С кем сегодня мы познакомились на занятии?  

- С  медвежонком Томом. Вам понравился Том? (Да)

- Чем мы помогли нашему гостю?  (Мы рассказали ему о белых медведях)

- Какое настроение стало  у Тома, после того как вы помогли солнышку.

- А какое настроение сейчас у вас?

- Молодцы, ребята. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Личный творческий план по теме : «Развитие математических способностей детей через курс «Игралочка» (авторы: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова).

Тема: «Развитие математических способностей детей через курс «Игралочка»(авторы: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова). на 2019 – 2020 учебный год...

Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение "минуток здоровья в ходе ОД и процессе обучения рассказыванию по сюжетной картине.

Мастер-класс для педагогического состава МДОАУ №32 г. Оренбурга на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Значение «минуток здоровья» в ходе образовательно...

Онлайн консультация с родителями детей до 3 лет по теме: "Развитие внимания у детей до 3 лет"

У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. И именно в играх происходит развитие внимательно...