Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
консультация (подготовительная группа)
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического содержания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Выполнила:
воспитателл Садина Марина Николаевна.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Цель: обогащение родительских представлений о развитии умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»
1. Подготовка к собранию:
1). К родительскому собранию подготовить памятки о том, какие развивающие игры рекомендуется приобретать (изготовить самостоятельно и организовывать) с детьми дома.
2). Совместно с детьми изготовить пригласительное для родителей на собрание.
3). Организовать выставку развивающих математических игр в группе.
5. Приготовить анкеты для родителей
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые мамы и папы! Просим Вас ответить на некоторые вопросы.
Заранее благодарим за сотрудничество.
1) В чем, на Ваш взгляд, заключается подготовка ребенка к школе?
2) Назовите любимые игры и игрушки Вашего ребенка.
3) Какие развивающие настольные (настольно-печатные) игры есть у Вашего ребенка дома? Любит ли он в них играть?
4) Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? В какие игры Вы играете?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Ф.и.о.
2. Занимаетесь ли Вы математикой дома с ребёнком?
3. Что мешает Вам заниматься с ребёнком?
4. Какие игры, пособия по развитию математических способностей есть у Вас дома?
5. Кто из членов семьи чаще всего занимается с ребёнком?
6. Нравится ли вашему ребёнку заниматься математикой?
7. Используете ли Вы для развития умственных способностей ребёнка занимательную математику?
8. Какие интересные упражнения, игры, задачи-шутки можете предложить другим детям?
9. Как Вы понимаете «занимательный математический материал», его значение и роль в подготовке к школе?
10. Какую бы Вы хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений
Оборудование: пластилин, дощечки для пластилина, «Колумбово яйцо», «Танграмм», палочки, карточки ребусы, использование ИКТ.
Х О Д С О Б Р А Н И Я
1. Сообщение воспитателя на тему: «Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе»
- Знакомство родителей с показателями готовности детей к школьному обучению.
- Раскрыть роль игр, занимательного математического материала в развитии наглядно-образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности).
Подчеркнуть, что занимательный математический материал является одним из средств подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Показать его воздействие на ребят при соответствующем руководстве со стороны взрослого: воспитание умения сосредоточенно думать, развитие способности к длительному умственному напряжению и других качеств личности старшего дошкольника.
3. Презентация выставки развивающих математических игр в группе, советы по использованию игр дома.
4. Вручение родителям памяток по организации развивающих игр математического характера с детьми дома.
Текст выступления для родителей.
Тема: «Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»
За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер человеческой деятельности, и в частности раннего развития детей дошкольного возраста.
В советские времена при поступлении в первый класс от ребенка не требовалось специальной подготовки. Иное дело теперь. Требования в школе изменились. В первом классе хотят видеть подготовленных малышей, обладающих не только начальным багажом знаний, но умеющих мыслить, рассуждать, грамотно формулировать и не бояться высказывать свои мысли вслух.
Изменились и методики обучения. Большинство заданий строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не просто излагать заученный материал.
Именно такие качества личности можно развить с помощью игровой деятельности.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат).
Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.)
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
2. Мастер класс
Уважаемые родители! Предлагаю вам мастер- класс по «Развитию умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики»
Разминка:
В. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
У. Три стакана.
В. В комнате зажгли три свечи. Потом одна из них погасла. Сколько свечей осталось?
У. Одна свеча, две другие сгорели.
В. Три человека ждали поезда три часа. сколько времени ждал каждый?
У. Три часа.
В. Молодцы.
В. Игра- является одной из ведущих деятельности ребенка.
- Игра способствует умственному развитию дошкольника. Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
- Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
В. Предлагаю принять участие в этих играх.
В. Прежде чем приступить к игре, ответьте считать до какого числа должен уметь ребенок в старшем дошкольном возрасте?
У. До десяти.
В. Правильно, в старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать цифры от 0 до 10, считать в прямом и обратном счете. И для закрепления цифр предлагаю вам вот такую игру, для этого вам понадобиться пластилин, дощечка для пластилина и салфетка.
2. «Логические задачки»
В. Слушаем задачку. А ответ лепите из пластилина.
На уроки каждый школьник
В сумке носит треугольник.
Ты не школьник, но скажи: в треугольнике вершин сколько?
Можешь сосчитать?
У него вершинок:
В. Какую цифру вы слепили?
У. Цифру 3.
В. Есть еще, дружок квадрат,-
Треугольнику он брат,
А теперь сказать изволь, сколь сторон в квадрате:
В. Какую цифру вы слепили?
У. Цифру 4.
В. Жил да был морской конек,
Был он очень одинок,
Как- то на морской опушке
Встретил он себе подружку
И теперь в его квартире стало жить коньков:
В. Сколько коньков? Какую цифру вы будите лепить?
У. Цифру 2.
В. Молодцы, отлично справились с игрой.
В. Я знаю, что родители у нас современные и знают некоторые математические игры. Кто назовет их?
У. Танграм, Колумбово яйцо и другие игры.
Игра 3 «Колумбово яйцо»
В. Дети с удовольствием играют в эти игры. И сейчас познакомлю вас с головоломкой «Колумбово яйцо», которая отлично скрасит время и конечно же, разовьет логику и мышление ребенка. Принцип игры прост. Разрезаем по линиям фигурку яйца на мелкие детали. Ваша задача- собрать фигурку по образцу. Можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.
В. Какие фигуры у вас получились?
Участники называют свои фигуры.
Игра 4 «Ребусы»
В. Предлагаю вам логическую игру «Ребусы». Возьмите картинки, которые лежат на столе справа от меня. Соберите их. Внимательно посмотрите и отгадайте, какое слово в них зашифровано.
Игра 5 «Танграм»
Отгадайте загадку:
Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто ,скажите ,он такой ?
Отгадывают: « Заяц». Воспитатель показывает образец фигуры – силуэта зайца.
- Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца?
Называют фигуру и её величину..
-Вот мы и рассмотрели , как составлен заяц. А теперь, составим из своих наборов таких же зайчиков.
Выполняют задание.
После выполнения задания , проверить, правильно ли они составили фигуру зайца, сравнить с образцом, рассказать, из каких фигур они составили зайца.
Воспитатель объясняет родителям последовательность игровых действий: сначала проходит анализ образца под руководством взрослого, затем детям предлагается самостоятельно рассмотреть фигуру и составить её.
-Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.
Воспитатель предлагает родителям попробовать поиграть в игру «Танграмм».
Воспитатель раздаёт родителям квадраты, ножницы, предлагает им самостоятельно приготовить игру.
Родители разрезают квадрат на 7 частей. Фигуры для игры готовы.
Воспитатель задаёт родителям загадку:
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Родители отгадывают: «Гусь».
Воспитатель показывает образец.
Дорогие родители, посмотрите внимательно на фигуру бегущего гуся. Из скольких частей её можно составить? ( Отвечают родители.)
Воспитатель предлагает родителям составить фигуру гуся самостоятельно. После того, как большинство составят силуэт, воспитатель предлагает одному разместить на фланелеграфе расположение частей. И родители сверяют составленные ими фигуры с изображением на фланелеграфе.
Воспитатель интересуется, понравилось ли родителям игра, все ли справились с заданием.
-В ходе игры совершенствуется умение детей производить зрительный анализ образца. Поисковые действия, направленные на выбор способа пространственного расположения фигур на основе зрительного анализа, приобретают целенаправленность. Дети начинают обосновывать свои действия и замыслы.
А сейчас мы немного отдохнем.
Фузкультминутка «Часики»
А часы идут, идут.
Тик- так, тик- так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт. (наклоны влево- вправо)
А в часах сидит кукушка
У нее своя избушка. (глубокий присед)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью. (приседания)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. (вращение туловищем вправо)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой. (вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (остановиться)
В. Назовите сказки, в которых встречаются цифры.
У. «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и другие.
В. Много есть сказок, в которых встречаются цифры, где можно увидеть последовательность, порядковый счет. А можно и самим придумать сказку, где сказочные герои будут предлагать необычные задания.
В. Вот и я расскажу вам сказку, в ходе которой сказочные герои попадают в беду и им необходимо будет помочь, выполнив задания.
Жили- были бабушка и дедушка и была у них внучка Аленушка. Вот однажды отправилась Аленушка к своим подружка в гости. Нужно ей идти через лес. Шла она, шла и заблудилась. Очутилась на огромной поляне, где стоял сказочный замок. Это был замок Кощея.
На экране вы видите замок. Из чего же он состоит?
У. Из геометрических фигур.
В. Назовите их. Участники называют фигуры.
В. Сравните, каких фигур больше, а каких меньше. Назовите фугуры, которых больше, одним словом.
В. А в это время дед и бабка ждали свою внучку, а ее нет и нет. Плачут старики. А Ваня им говорит. –Я пойду спасать Аленушку.
- А путь у него нелегкий. Помогите Ване пройти путь по лабиринту.
Графическое упражнение «Лабиринт»
По дороге он встретил Бабу- Ягу. Она обещала показать дорогу к Кощею.
- Домик мой старый, у крыльца лесенка сломалась. Отремонтируешь ее, покажу тебе дорогу. - говорит Баба-Яга Ивану.
Работа с палочками Кюизенера.
Разложить 10 палочек от самой короткой до самой длинной.
Отремонтировал Ваня крыльцо и Баба- Яга сдержала свое слово. Помогла Ване добраться до замка Кощея Бессмертного.
Баба- Яга поведала Кощею, какой Ваня умный, смелый и трудолюбивый и что он пришел за своей сестрой. Но Кощей решил проверить Ваню загадками.
Оглянуться не успели,
Яблоки в саду созрели,
Три румяных наливных,
Три с кислинкой- сколько их? (6)
На забор взлетел петух,
Повстречал еще там двух,
Вы ответьте мне, ребята,
Сколько стало петухов? (3)
Десять спелых груш
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (8)
Выполнил Кощей свое обещание и отпустил Аленушку и братца Иванушку домой.
Сказочке конец, а кто выполнял задания молодец.
Применение таких игр, сказок, решение ребусов- повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.
Рекомендации для родителей (раздать)
Разное.
Подведение итогов.
Б. Шоу сказал «Единственный путь ведущий к знаниям – это игровая деятельность»
Рекомендации для родителей
Какие же занимательные математические игры можно организовать с дошкольниками? Мы Вам советуем дома проводить со старшими дошкольниками:
-Игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов («Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм»)
Данные игры представляют собой разрезанные определенным образом на части геометрические фигуры – квадрат или овал.
Правила заключаются в том, чтобы при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
Эти игры легко можно изготовить самим из одинаково окрашенного с двух сторон картона, пластика или других материалов.
Все части игры – геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.
- Лабиринты
Предложите детям сначала несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке – выйти из леса и др. Они представлены переплетением 3-4 линий, которое постепенно усложняется. Затем можно использовать и более сложные бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать геометрическую сеть ходов.
Назначение – развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться, логическое мышление.
Игры на передвижение с целью составления картинки, упорядочивания по признаку.
Цель игры – восстановить картинку передвижением частей, используя пустую клетку (упрощенный вариант игры «15»)
Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать в руки и перекладывать.
Как можно изготовить игру. Подобрать две одинаковые картинки с изображением животных, предметов, цветов, имеющих квадратную или прямоугольную форму, и неглубокую коробку такого же размера – игровое поле. Одну картинку разрезают на 9 равных частей, вторая является образцом. Разрезанную картинку помещают в игровое поле. Одну из частей, где нет изображения, убирают. Части меняют местами так, чтобы изображение и порядок расположения частей нарушался.
Игры на составление объемных фигур из кубиков («Уникуб» - автор Б. П. Никитин, «Уголки», «Куб-хамелеон»- автор Ю. А. Аленков)
Назначение – развитие у детей пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая объемную фигуру.
В ходе подобных игр путем подбора кубиков по цвету можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры. Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы. По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.
Уважаемые родители, с помощью этих и других подобных игр мы сможем развить у детей интерес к математике и развить многие ценные качества личности, которые пригодятся при обучении в школе.
Список литературы:
1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Наука, 2001.
3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007.
4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Знанте, 2000
5. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.
6. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.
7. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М.: Наука, 2009.
8. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 2006.
9. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
10. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.: Знание, 2003.
11. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб.: Питер, 2004.
12. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М.: Инфра-М, 2005.
13.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания М.: Педагогика , 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера./Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.
14.Интернет-ресурс http://www.maam.ru/detskijsad/ikt-kak-sredstvo-razvitija-poznavatelnyh-sposobnostei-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
15.Интернет-ресурс https://infourok.ru/pedagogicheskiy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...
Конспект выступления на родительском собрании «Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста»
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические...
Конспект занятия по формированию элементарных количественных представлений для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Сравнение"
Вид занятия: формирование элементарных количественных представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Сравнение».Цель занятия: Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупн...
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций
Аннотация. Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.В статье представлена педагогическая работа по реализации в образ...
Публичное выступление на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Пиши - стирай».
Дети нового поколения обычно коротают своё время сидя за играми в гаджетах. Круг их интересов изменился так радикально, что даже гениальным педагогам и любящим родителям трудно приспособитьс...