Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
учебно-методический материал по теме
Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_duhovno-nravstvennyh_predstavleniy.docx | 104.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Академия профессионального образования
Образовательная программа профессиональной переподготовки
"Педагог дошкольного образования"
Формирование духовно-нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста
посредством использования русских народных сказок.
Выпускная проектировочная работа
Исполнитель: Ничкова Наталия Аркадьевна______
Дата допуска к защите: «___» _____ 20__ г.
Екатеринбург 2016
Содержание
Введение………………………….……………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния сказки на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте…….……7
1.2 Значение сказки в духовно-нравственном воспитании
дошкольников………………………………………………………………….10
Глава 2. Формирование духовно-нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок
2.1. Методика использования сказки в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками ....………………………………………………...20
2.2. Формы вовлечения родителей дошкольников в процесс формирования духовно - нравственных представлений ……...……..…..……..……….........23
Заключение.........................................................................................................28
Список литературы............................………………………………………...30
Приложение………………………………..………………..…………………35
Введение
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.
Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности формирования духовно-нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
Ни у кого не вызывает сомнения истина, что основы воспитания закладываются в раннем возрасте, характер формируется в первые годы жизни. Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства, - писал В.М. Бехтерев, - отражается губительно на всей жизни человека и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь. Если родители не обращают внимания на то, какими предметами играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, то дети усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, приобретает вредные привычки. Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди.
Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Каменского, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе. По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких духовно-нравственных качеств, как правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость, патриотизм, дисциплинированность и пр.
Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.
Произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства, в том числе, и дошкольного в сфере психического, нравственного и духовного здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира.
Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.
Актуальность состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.
Субъект: педагог, дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Гипотеза: Процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет более успешным, если целенаправленно использовать русскую народную сказку, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Объектом данной работы является педагогический процесс формирования духовно-нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте.
Предмет: духовно-нравственные представления детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы - создание системы работы по формированию духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Изучить и проанализировать развитие проблемы на основе анализа литературы отечественных педагогов и психологов.
- Определение условий, благоприятных для формирования духовно-нравственных представлений у детей.
- Определение основных направлений и педагогических задач по формированию духовно-нравственных представлений в дошкольном возрасте.
- Разработать комплекс мероприятий по формированию духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением русских народных сказок.
База систематизации опыта МАДОУ № 364 г. Екатеринбурга, количество детей - 25.
В данной проектировочной работе мы применили следующие научно-педагогические методы.
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта по формированию духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретическое обоснование влияния сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
Термин "нравственность" берет свое начало от слова нрав. "Нравы" - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
"Нравственные нормы" - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
По мнению Р.С. Буре, в сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".
Понятие "нравственное воспитание" всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание.
"Нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в
Нравственное воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.
Задачи нравственного воспитания дошкольников заключаются в том, чтобы закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Таким образом, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
1.2. Значение сказки в нравственном воспитании дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России.
Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является сказка.
Сказка - один из самых распространённых и богатых жанров устноэтнического народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Живут они не только в устной передаче, но и в книге. Человечество не расстаётся с ними: сказочные образы витают над ними от предисторических времён до нашего века, века новых открытий и технологий
Русская педагогика ещё сто лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.
Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели.
Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают её герои.
Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми языком искусства - светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное.
Форма изображения этих явлений, особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми». Уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь как для больших, так и для маленьких. Для детей это ни с чем, ни сравнимые уроки нравственности. Для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное для взрослых воздействие на ребенка.
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вмести с ним картинки и комментируя их, понимаешь, что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими детьми. Именно и создается это богатство - естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить этот момент - и понадобятся годы специальные методики прочие педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так легко - достаточно просто читать ребёнку сказки.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радость погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Перевоплощаясь в сказочных героев, принцев и в принцесс, в колдунов и фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи, просто Петей, Мишей, Галей, Таней. Дети очень любят сказки, потому, что в них - «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого - что выбрать из одежды, до жизненно важного - как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного жизненного выбора человека.
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей. Например, сказки - «перевертыши».
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов к взрослым. Многие детские вопросы ставят взрослых в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо», а что такое «плохо».
Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, открывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее уверение в себе, восприимчивее к людям о окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятия себя таким, какой ты есть. Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своего народа.
Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими.
Необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Именно народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы, сегодня многие растеряли.
Во всех народных сказках есть нравственно - этические принципы. Сказка учит жить. Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Основу для правильного общения со сверстниками и взрослыми нужно закладывать в детстве, сказки же учат нас не только житейской мудрости, но и смелости, мужеству, умению устанавливать контакты.
Ребенка нужно приучать к преодолению трудностей: оберегая его от реальности, которая далеко не идеал, мы только создадим ему лишние проблемы. Вырастая, он не сможет объективно воспринимать события, решать последовательно возникающие задачи, будет не решительным, робким или погруженным в себя человеком. Всего этого не трудно избежать, если на раннем этапе развития анализировать сказочные произведения вмести с ним, с каждым новым прочтением всё, более усложняя задачу. Практикуя различные методы объяснения смысла сказки, можно добиться её полного понимания и сознания малышом. А это значит, что в трудной ситуации она послужит ему хорошей опорой в жизни.
Существуют различные мнения по поводу влияния сказок на ребенка. Воспитывая в нем такие важные качества, как смелость, храбрость, решительность, мы должны опираться на многовековой опыт предшествующих поколений, в использовании сказки в педагогических целях.
Духовно-нравственные представления старших дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением. Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи и нравственных качеств (правдивости, честности, скромности, терпения, выдержки, уступчивости).
Важной задачей воспитания поведения старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками - общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения.
Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.
Воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 5-7 лет. Что предполагает: развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, целеустремленности, произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, родителя; создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом и родителем стремление старших дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники.
Все эти качества можно раскрыть и сформировать на примере сказок (событий, действий персонажей), ведь сказка - клад знаний, в ней собрана народная мудрость. Обращая внимание на гендерные качества героев, вы сможете воспитать отважных, сильных, любящих мужчин и нежных хранительниц очага, в чьих семьях будет царить взаимопонимание, любовь и трудолюбие.
В гендерном отношении все сказки помогают сформировать мужские и женские черты характера.
Например, сказки для формирования мужских черт характера - «Три поросенка», «Колобок». В них показан метод борьбы для мужчины. В сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, а в сказке «Колобок» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение, о выполнении правил безопасности. На этих сказках можно объяснить мальчику типологию противника, сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим - надежная команда, с четвертым - тактическая беседа. Сказки с мужским характером, содержат три важных для мальчика идеи: во-первых - адекватное восприятие реальности, во - вторых - представление о враге и безопасности, в - третьих - желание победить врага. Они символически дают мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, знания, использование собственного преимущества и слабые стороны противника - вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бессмертие перед врагом, уважение и любовь к маме (женщине).
А вот сказки - «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко», «Гуси лебеди» помогают формировать женские черты характера. В этих сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по разному строит с ним отношения. Она либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству, либо помогает ему. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В этих сказках девочка принимает определенные знания о жизни героинь. Во - первых - найти достойного партнера, то есть избрать лучшее. А выбор связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: кто - достойный, любящий, преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимать помощь с благодарностью, и то, что ты задумаешь, исполнится. Во - вторых - создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищенно, где ее сила приумножается, чтобы понимать и дарить любовь, где она может расти детей - продолжение рода. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.
Но есть сказки, с помощью которых мы можем формировать нравственные качества и у мальчиков, и у девочек. Они имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини - свадьбой. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера.
Глава 2. Формирование духовно-нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
2.1. Методика использования сказки в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками.
Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно - нравственных представлений у старших дошкольников в ДОУ строится, учитывая требования ФГОС:
•комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;
•учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
•единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
•недопустимость перегрузки детей;
•использование необходимого и достаточного материала;
•введение культурных и региональных компонентов;
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм.
Формы организации занятий с использованием сказки могут быть разными, например:
- игровые занятия;
- комплексные занятия;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
- праздники.
Также к основным методам и формам работы со сказкой, как процесса формирования духовно-нравственных представлений, относятся: групповые и подгрупповые занятия, вечера сказок, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг - самоделок.
В работе используется
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
- словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок);
- игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент.
Следующий прием - беседа по сказке. Продумывая, вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.
Необходимым условием в беседе по сказке является «нравственный урок», он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании.
Инсценирование является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировании сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Это, так называемые, традиционные подходы формирования духовно-нравственных представлений с использованием сказки.
Нетрадиционный подход как раз и дает ребенку возможность правильно мотивировать, уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.
Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры "Отгадай мою сказку", "Один начинает - другой продолжает", "Откуда я?" (описание героев) и другие. Литературные викторины проводим как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.
Рассматривая приемы формирования восприятия сказки, отметим что, сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом. Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения.
Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдается принцип "От простого - к сложному"; создается в группе комфортная предметно-пространственная развивающая среда.
Таким образом, одной из задач работы со сказкой, как процесса формирования духовно-нравственных представлений у дошкольников, является выбор метода, который может быть направлен на любой вид деятельности (творческий, музыкальный, инсценировочный и т.д.). При этом важна нетрадиционная направленность работы со сказкой, которая зависит от грамотности педагога, его заинтересованности в воспитательном процессе.
2.2. Формы вовлечения родителей дошкольников в процесс формирования духовно - нравственных представлений.
Семья ребенка является ключевым звеном в формировании духовно-нравственных представлений детей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, формирование у детей духовно-нравственных представлений необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществлялась только за счет информирования родителей, в лучшем случае – за счет психолого-педагогического просвещения силами образовательного учреждения.
Поэтому нашим дошкольным учреждением взаимодействие с семьёй осуществляется как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых, активных формах сотрудничества (см. схему ниже).
Первое направление - ПЕДАГОГ + РОДИТЕЛЬ – направлено на установление доброжелательных и доверительных отношений между родителями и воспитателем, а также другими специалистами ДОУ, и формирование педагогических знаний у родителей в духовно-нравственном воспитании детей.
Второе направление – ПЕДАГОГ + РЕБЕНОК + РОДИТЕЛЬ – направлено на активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, на сплочение коллектива детей и родителей группы, развитие их коммуникативных навыков.
Третье направление – РОДИТЕЛЬ + РЕБЕНОК - направлено на применение родителями ранее полученных знаний и умений при установлении доброжелательных и доверительных детско-родительских отношений, направленных на формирование духовно-нравственных представлений дошкольников в семье.
Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм взаимодействия с родителями.
Систематическое проведение консультаций помогает формированию педагогических знаний у родителей по вопросам воспитания детей: «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе», «Роль сказки в жизни ребенка», «Как выбрать полезную сказку для малыша», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Особенности воспитания мальчика», «Роль отца в воспитании дочери», «Мать – пример для дочери» и т. д.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют средства наглядной информации: стенды, папки - передвижки, газеты; а так же пропаганда положительного семейного опыта воспитания.
Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: конкурсы рисунков и работ прикладного творчества «В гостях у сказки», «Новогодняя сказка», "Любимый сказочный герой" и др.
Родители вместе с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совместное творчество родителей с детьми, создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и так далее. Всё это в конечном итоге ведет к правильному формированию духовно-нравственных качеств.
Проведение праздников с участием родителей способствуют сплочённости родителей и детей по отношению друг другу: «Осень в гости к нам пришла», «Новогодняя сказка», «Я своим папой горжусь», «Широкая масленица», «Моя мама лучше всех», «Праздник весны» и т.д.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. В ходе педагогического творческого - игрового проекта «Сундучок сказок» были достигнуты следующие результаты:
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- расширение представления родителей о детской литературе;
- приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.
- развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- появилась заинтересованность родителей жизнью группы и желание участвовать в ней.
Активное вовлечение всех субъектов педагогического процесса в единое образовательное пространство помогает сформировать духовно-нравственные представления у дошкольников о трудолюбии, аккуратности, внимании к близким, к прошлому, уважение к труду, любовь к Родине, к своим предкам.
В своей работе я стараюсь создать такие условия, при которых мое взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у родителей возникает интерес к какой либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его, семьи или ребёнка.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Заключение
В настоящее время от правильного духовно - нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества. Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Воспитатели и родители должны подготовить детей к жизни, то есть заложить фундаментальные качества личности, обеспечивающие позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются, в том числе и в стенах детского сада. Педагоги располагают большим количеством средств для нравственного воспитания дошкольников на занятиях и в других видах деятельности.
Изучение литературы по проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста и современного педагогического опыта, позволило мне приступить к работе по формированию нравственных качеств у детей, используя средство народной педагогики: фольклор, сказки, пословицы, народные игры. Особое внимание уделялось русским народным сказкам, которые являются одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.
Работа велась систематически. В ходе работы решались ранее поставленные задачи. Расширялись и корректировались знания детей о положительных и отрицательных качествах людей, морали; дети усваивали новые понятия и учились употреблять их в повседневной жизни, анализировать себя и своё поведение. Дети стали более общительны, рассудительны, эмоционально устойчивы.
Практика показала, что при использовании в работе с детьми сказок, с ярко выраженными нравственными понятиями, и нетрадиционных приёмов работы со сказкой у детей легко формируются нравственные представления, являющиеся основой нравственного воспитания.
В ходе работы, помимо реализации поставленных задач, подтвердилась гипотеза, заявленная в начале работы: процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста будет более успешным, если целенаправленно использовать русскую народную сказку, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Таким образом, формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. - 189с.
2. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
4. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
5.Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.
6. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.
8. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у дошкольников [Текст] / А.М. Виноградова - М: Просвещение, 1989. 45с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С.- Выготский - М: Издательский Дом «Восток», 1991. 32с.
10. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.
11. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.
12.Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011. - 289с.
13. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.
14. Духовно – нравственное воспитание в системе муниципального образования [Текст] : программа / А. А. Смирнов, В. А. Судницына, М. А. Белашова [и др.] // Методист. — 2011. — № 8. – С. 21 – 27.
15. Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. - М,: Просвещение. - 2010. - 298с.
16.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
17.Ильин И.А. О духовном развитии и воспитании детей. - М., 2012
18. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник Г.М.Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 744с.
19.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
20. Лисица В. А., Развитие духно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 11. – С. 20 – 22.
21. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.: Изд-во Москва ,2004.
22. Никаноров Н. Д., Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
23. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес, 2011. - 289с.
24.Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.
25. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.
26.Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185
27.Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.
28. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.
29. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
30. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
31. Пропп , В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В.Я. Пропп - М: Просвещение , 1986. с 33.
32. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М..,2010. - 211с.
33. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
34. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
35. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.
36. Социология воспитания./ Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. М.,2011. - 263с.
37. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. - 2011. - 309с.
38. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.. - 2011. - 398с.
39. Устюжанина, С. А. Дорога добра [Текст] : программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся / С. А. Устюжанина // Практика административной работы. – 2012. — № 4. – 46 – 61.
40. Учимся общаться с ребенком./ Петровский В.А. и др. М.,2010. - 239с.
41. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. — № 1. – С. 19 – 21.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
(интеграция образовательных областей).
Курочка Ряба
Русская народная сказка
Нравственный урок
Не в золоте счастье.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
Кто из героев, по-вашему, добрый (самый добрый) и почему? В каких словах, поступках проявляется доброта героев сказки? На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи, кому хотите подражать? | Чем похожи и чем отличаются – простое и золотое яйцо? (форма, вес, цвет) |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Придумайте шуточные вопросы: бабе, деду, яйцу... Разрешим проблемный вопрос: «Почему же плачут дед и баба?» Составим длинное предложение со словом «яйцо». Пошлем срочную телеграмму деду и бабе. Подходит ли к сказке пословица «На словах и так и сяк, а на деле никак»? | Попробуем проследить эволюционную цепочку развития: а) курочка - яйцо - цыпленок - курочка - яйцо... б) яйцо - цыпленок - курочка - яйцо... Вспомним, кто еще (кроме курицы) вылупливается из яйца. |
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Составим продолжение сказки: «Добрая курочка снесла золотое яичко. Оно было волшебным...» Дальнейшие события лучше при-думывать сообща. | Нарисуем и декоративно украсим золотое яйцо или вырежем его ножницами из бумаги, наклеим на картон, сделаем к нему подставку. |
Три медведя
Русская народная сказка (в обработке Л. Н. Толстого)
Нравственный урок
Чьи хоромы, того и хлеб.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
Кому ты больше сочувствуешь: девочке или медведям? Почему? | Повторите понятие: больше, меньше, еще меньше. |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
| Вы потерялись в лесу. У вас нет компаса, идет дождь (светит солнце). Как в разных погодных условиях, используя приметы, выйти из леса? |
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Придумаем сказку наоборот: три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было. Как повели себя медведи? | Попробуем смоделировать сказку с помощью коричневых кружков разного размера. |
Репка
Русская народная сказка
Нравственный урок
Вместе вдвое быстрей
Дело любое спорится у друзей.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
| Как разделить репку на всех, никого не обидев? |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Повторим стишок из сказки «Дедка за репку» тихо - громко - тихо; быстро - медленно - быстро. Поставим частицу «не» перед словом «репка». Получится, что дед вырастил не репку. Придумайте, что же вырастил дед? Подходят ли к этой сказке фразеологизмы и пословицы: «Засучив рукава», «Общий язык»; «Одна ласточка весны не делает», «Дружба дружбой, а служба службой»? |
|
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Сказка продолжается. Придумайте что было потом, после окончания сказки: может репка оказалась волшебной, или может возникли споры, как её правильно разделить между всеми. | Нарисуйте разные эпизоды сказки на длинной полоске бумаги (рисуют несколько детей). |
.
Рукавичка
Русская народная сказка
Нравственный урок
В тесноте, да не в обиде.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
Поиграем в игру «Хорошо - плохо»:
| Когда лучше говорить: не три, а трое; не четыре, а четверо? |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Придумаем разные предложения из трех слов: «дед», «собачка», «рукавичка». Какой дед? (подберите определения). Пошлем телеграмму, но кому лучше - деду или рукавичке? Подходят ли к нашей сказке фразеологизм и пословицы: «Общий язык»; «Что с юза упало, то пропало», «Вместе тесно, а врозь скучно» (заменим «скучно» на другое слово)? | Почему у каждого зверя есть кличка: скребушка. квакушка, побегайчик, сестричка, братик клыкан. забредь? |
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Используем метод перевирания сказки: «Шла баба лесом, потеряла платок, бежит ежик, затем осел» и т.д. Фокус в сказке: «Рукавичка одушевляется и превращается в летучий корабль». | С помощью схем изобрази сказку. |
Гуси-лебеди
Русская народная сказка
Нравственный урок
Как аукнется, так и откликнется.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
Мне почему-то больше всего в сказке нравятся речка, яблонька и печка. Почему же? А кому сопереживаете вы? | Придумаем считалку с героями сказки |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Почему сказка называется «Гуси-лебеди»? Придумаем ей другое название. Назовем грустные, веселые слова из сказки. Возьмем у детей интервью о девочке из сказки. Этимология слов «причитала», «слезами заливалась». Как вы дома относитесь к брать Отражают ли смысл сказки пословицы: «И мутную воду пьют в невзгоду». «Трудно найти, легко потерять»? | Чем похожи и чем отличаются:
|
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Придумаем сериал по этой сказке: «Гуси-лебеди невидимки»; «Печка, яблонька и речка стали великанами»; «Дело было зимой»; «Как бы я спасла братца?» | Методом пальцевой живописи изобразите стаю лебедей, унесшую мальчика. |
Волк и семеро козлят
Русская народная сказка
Нравственный урок
Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
Кою вам больше всего жалко в этой сказке? Как вы относитесь к доверчивости козлят? Кому вы хотите подарить свои улыбки? | Чем похожи и чем отличаются цифры 1 (волк, коза) и 7 (козлята)? Где такие цифры (или числа) встречаются в сказках, в жизни? |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Как понимать выражение «Полны копытца водицы»? Подходят ли к сказке фразеологизм и пословицы: «Звал волк коз на пир, да за гостинцами не идут». «Не все коту масленица, будет и Великий пост». «Обвел вокруг пальца»? | Чем похожи и чем отличаются:
|
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Придумаем пароль, который знали только коза с козлятами. Как волк обманет козлят в этих новых обстоятельствах? Сказка наоборот: «Семь волков и один козленок». | Покажите с помощью пантомимы эту сказку |
Лиса и заяц
Русская народная сказка
Нравственный урок
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
| Сколько друзей зайчика пытались ему помочь в одиночку? А если бы они все вместе собрались, одолели бы лису?. |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
| Какая избушка лучше летом, какая зимой и почему:
|
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Как решить противоречие в сказке, ведь обычно петух боится лисы? Сказка наоборот: «Зайчик выгоняет лису из ее избушки». | Придумайте одну - две схемы, по которым многие бы узнали сказку. |
Кот – серый лоб, козел, да баран.
Русская народная сказка
Нравственный урок
Один за всех, все за одного.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
Кого в сказке можно назвать самым верным и преданным другом? | Сколько волков было в сказке. Составьте о них задачку. |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Почему вынуждены бежать со двора герои сказки? Придумаем два-три новых названия сказки. Заменим неласковые слова на красивые и ласковые. Что получится? Прочитаем сказку без глаголов. Подходят ли к сказке пословицы: «Смелость города берет», «Артель дружбой крепка»? | Как можно получить огонь без спичек? А как добывали огонь в далеком прошлом? |
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Сказка наоборот: злые герои (волки) переодеваются в костюмы добрых героев... Придумайте похожую историю про других животных. | Рисование эпизода с помощью штампа: поролоновых, металлических фигурок. |
Смоляной бочок
Русская народная сказка
Нравственный урок
Долг платежом красен.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
Кого бы больше всего уважаете в сказке? За что? | Составьте считалку про бычка и других героев: «Раз бычок, два бычок». |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
| Что мы знаем про елку и смолу |
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
В сказку попала волшебная палочка. Кому она помогала, и что она изменила? | Изготовим бычка различными способами (тканевые работы, семейная аппликация). |
Снегурочка
Русская народная сказка
Нравственный урок
Не хлебом единым жив человек
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
Чем мне нравится Снегурочка? Угадайте! | Составим загадку про Снегурочку, но с числами... |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Какими другими именами можно назвать Снегурочку? Как понимать выражения; «Работа у Снегурочки спорится», «Град, точно жемчуг перекатный»? Почему Снегурочка весной «запечалилась» - покажите такое выражение лица. Подходит ли к сказке пословица «Было и быльем поросло»? | Что такое эхо? Почему оно есть в лесу, а в квартире его нет? |
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Давайте превратим Снегурочку с помощью волшебной палочки в……. Чем похожи и чем отличаются Снегурочка и Дед Мороз? | Методом пальцевой живописи! изобразим Снегурочку |
Кривая уточка
Русская народная сказка
Нравственный урок
Учись на добро отвечать добром.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
|
|
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Как понимать выражение «Поплакали, да ничего не выплакали»? У вас так бывает? Какая уточка-девушка? (подбор определений). «Любезные» гуси - ласковое обращение. А как можно еще обратиться к стае? Подходят ли к сказке фразеологизм и пословица: «Где тонко, там и рвется»; «Бог-то Бог, да и сам не будь плох». | Почему уточка не стала дожидаться своих родных уток? Куда она торопилась |
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
с помощью волшебства изменить конец сказки, сделать счастливыми деда и бабу? Может быть, уточка простит их, а возможно, останется навсегда девушкой? | Методом коллажа изобразите кривую уточку. |
Коза-дереза
Русская народная сказка
Нравственный урок
Подал ручку, да и подставил ножку.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
| Переделайте сказку в задачку |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Какая коза? (подбор определений).
| Перечислите домашних животных |
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Сказка на новый лад: действие происходит в многоэтажном доме или на большом корабле в море... | Изобразите одного из героев сказки. |
Лисичка со скалочкой
Русская народная сказка
Нравственный урок
Что посеешь то и пожнешь.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
Почему же мне в этой сказке никто особенно не нравится? | Сказку превратим в задачку с числами или считалку. |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Как по-другому назвать сказку? Объясните слово «скалочка».. Какая лиса? Какие мужики? (подбор определений). Частицу «не» поставим перед каждым словом «лисичка» - кто же мог быть на ее месте? Подходят ли к сказке фразеологизм и пословицы: «Поделом ей. поделом»; «Как аукнется, так и откликнется», «Не копай другому яму. сам в нее попадешь»? |
|
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Коллаж из сказок: - шла лиса с курочкой, а навстречу ей волк, а затем они встретили кота в сапогах... Сочиним новые начало и коней сказки, а середину оставим прежней. | Изобразите с помощью открыток и дорисовки эпизод «Собака треплет лису...» |
Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Русская народная сказка
Нравственный урок
Мир не без добрых людей.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
Полюбила я Аленушку за то, что она (заботливая, нежная, ласковая, преданная, чуткая ...) | На основе сказки составьте задача в два действия |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
| Какие еще копытца могли бы встретиться на пути сестрицы и братца (кроме коровьего, лошадиного, козьего)? |
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
А если бы не пошел слуга за козленком? Что еще можно было придумать, чтобы спасти Аленушку? | С помощью пантомимы покажите эпизод из сказки. |
Лиса и журавль.
Русская народная сказка
Нравственный урок
Злом отвечать на зло - плохо.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
| С помощью геометрических фигур изобразите сказку. |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Придумаем новое название сказки. Придумаем загадку, отражающую идею сказки (побывали в гостях и раздружились). Догадайтесь о значении слов «пир», «не обессудь» (придумайте понятные). Подходят ли к сказке фразеологизм и пословицы: «Несолоно хлебавши»; «Видит собака молоко, да в кувшине глубоко», «Нашла коса на камень»? |
|
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Сказка продолжается: придумайте, как подружить лису с журавлем? Придумайте шуточные вопросы кому хотите из героев сказки. | Нарисуй карандашами то, что тебе понравилось. |
Лисичка-сестричка и серый волк.
Русская народная сказка
Нравственный урок
Всякая птичка свои песенки поет.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
Кого вам больше всего жалко в сказке (старика, старуху, волка, хозяйку с блинами)? На каком месте вы хотите остановить сказку? Почему? | Сколько раз и кого обманывала лиса в сказке? |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Придумаем новое название сказки. Можно ли назвать рыбку «лакомым куском»? Какая лиса? волк? старик? (подбор определений). Подходят ли к сказке фразеологизм и пословица: «Попался на удочку»; «Вор у вора дубинку украл»? | Почему старик остановил сани с рыбой? Какая польза от лисы и других зверей для человека? |
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
А если бы была не зима, наловил бы волк хвостом рыбы? Давайте сочиним чуть-чуть иную сказку. | С помощью тканей и цветной бумаги изобразите эпизод сказки |
Маша и медведь.
Русская народная сказка
Нравственный урок
Научит горюна другая сторона.
Воспитание добрых чувств | Сказка и математика |
| Вспомним 5 сказок про медведя |
Речевая зарядка | Сказка и экология |
Сочиним еще две строчки к двустишию: «Сяду на пенек, Съем пирожок». Почему дедушка и бабушка назвали Машу «умницей»? Этимология слова «умница». Как понимать выражение «потужила, погоревала»? Подходит ли к сказке пословица «Дома и стены помогают»? | Найдите по обобщающим признакам лишнее из пяти слов: медведь, волк, собака, заяц, еж |
Развитие мышления и воображения | Сказка развивает руки |
Чем похожи и чем отличаются сказки «Маша и медведь» и «Три медведя»? В какой сказке девочка поступает лучше? Как бы поступили вы? | С помощью объемной аппликации изобразите стишок: «Вижу, вижу... Не садись на пенек...» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...
Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...
Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».
Сказка является мощным средством , помогающим формировать моральные качества ребенка....
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...