Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.
методическая разработка по математике (старшая группа)
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой ребенок знает, много или мало у него игрушек, сколько машиной или кукол у его друга или подружки и т. д. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Задача современного воспитателя – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.
Игра не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивым
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 143.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.
Пояснительная записка.
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой ребенок знает, много или мало у него игрушек, сколько машиной или кукол у его друга или подружки и т. д. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Задача современного воспитателя – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.
Игра не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивым
Цель: закрепление полученных математических представлений с помощью развивающих игр, активизация умственной деятельности, закрепление полученных знаний.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить счет в пределах 10;
• умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
• уметь различать геометрические фигуры
• умение соотносить число с кол-ом.
• упражнять в порядковом счете.
Воспитательные:
Воспитывать интерес, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий, учить добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки; развивать личность ребенка через активное включение в коллективную игру, учить оказывать помощь сверстнику в случае необходимости
Здоровьесберегающие :
Создание эмоционально- положительного настроения.
Содержание:
- Составление поэтапного плана работы, анализ, создание банка идей и предложений,подбор материала, разработка игр,проведение диагностического исследования.
- Предложение участникам познавательных игр по ФЭМП, применение игр на прогулке, создание математического лэпбука .
- Анализ продуктов деятельности.
1.Вводная часть:
Организация детей на ковре,образуя круг. Приветствие « Ты мой друг,я твой тоже друг», арт.разминка «Шарик»
2.Основная часть:
Сюрпризный момент (воздушный шарик с конвертом)
Воспитатель: Ребята, пока мы с Вами сидели на ковре , у нас в группе появился воздушный шарик,да еще и с конвертом! Давайте подойдем поближе и посмотрим,что там за конверт!
Воспитатель: Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры и нарисована звездочка!
Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили. Откроем?
(открываю конверт - в нем письмо).
Воспитатель: Все ясно! Это написал нам Профессор-Знайкин! слайд
Давайте прочитаем письмо, может там что-то важное:
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились и многое умеете! И я знаю,что вы очень дружные ребята! Поэтому я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы отправиться в путь за сокровищами? (ответы детей). Тогда вперед
Воспитатель: Ну что, ребята, начнем наше путешествие?.
Воспитатель: «Чтобы нам справиться со всеми заданиями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда начнём!
1 задание :Предлагаю поиграть в игру «Найти пару» ( стол 1)
Воспитатель: Молодцы! Мы добыли медальон, вперед за следующим! Мы его поставим на доску. (поручение ребенку)
Воспитатель: читает 2 задание от профессора- Знайкина!
2 задание: Сесть на поезд!!! На поезде Вам необходимо доехать до замка геометрических фигур и там вы сможете получить еще один медальон! (музыка)
Вот какой красивый замок ! Но там никого нет(( Чтобы увидеть кто-там живет,необходимо отгадать загадки!
Отгадываем и открываем!
Дети: Прямоугольник, квадрат, овал, круг, ромб, трапеция.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, отгадали правильно загадки и назвали все геометрические фигуры!!!
Но ,чтобы получить медальон,Вам необходимо поднятся по лесенке в башню к квадрату!!
«геометрическая лесенка!»! ( за столами)
Игра « Кулак,ладонь, ребро»
Воспитатель: Постройте лесенку от самой длинной полоски, до самой короткой.
показываю лесенку для сверки!!!
Воспитатель: Какая полоска по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует?
Дети: голубая
Воспитатель: Какая полоска по цвету находиться между 3 и 5? Какому числу она соответствует?
Дети: красная, четыре.
Воспитатель: Какая по счету синяя полоска и т. д.?
Дети: девятая
Воспитатель: Какому числу соответствует жёлтая полоска? Дети: Пять.
Воспитатель: Вот какие молодцы и вот и получили мы награду!
Медальон выставляют на доску.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить физминутку.
Дети выполняют физ.минутку ( я волчок кручу,верчу,ручки запятнать хочу)
3 задание: задачки (ИКТ)
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух собак? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько носов у двух котов? (2)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
(После выполнения задания дети получают медальон).
Чтобы приступить к выполнению следующего задания
необходимо пройти по следам,проскакать на 1 ножке по кружкам, пропрыгать классики.
Д /и « математический круг».
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете следующий медальон.
Воспитатель: А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.
И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам.
Воспитатель: На столе лежат цифры. Посмотрите правильно они лежат?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы получить наш следующий медальон - нам надо выполнить задание.
4 задание:
Выложите все цифры правильно в порядке возрастания( 2 команды)
1 стол
Дети выкладывают числовую прямую.
Воспитатель: Воспитатель: (ИМЯ) Сосчитай от 1до 10.
ребёнок считает.
Воспитатель: (ИМЯ, ты посчитай теперь в обратном порядке.
ребёнок считает
Воспитатель: Д\и «Брось мяч и считай». Дети бросают кубик, цифру называют и считают от неё до 10 (индивидуально). По ходу и эмоциональному состоянию детей!
Воспитатель: « массаж ладоней …»
Работа за столом (выполнение 1 задания !!!
Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Но пока мы с Вами думали –исчезли цифры с дорожки-разбежались по группе! Ищем -собираем
Вот награда!
(медальон выкладывают на доску)
ИТОГ:
Воспитатель: Вот, мы и собрали все медальоны.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы крикнем слово урра 3 раза!!!
(дети кричат - воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук сокровищ с печеньем или конфетками).
Сюжетно – ролевые игры математического содержания
Дают большие возможности для закрепления знаний, полученных на занятиях. Например, счет до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу закрепляем в игре «Магазин». Дети распределяют между собой роли продавцов, кассиров и покупателей. В ходе игры определяют количество требуемых предметов посредством счета. («Детский сад», «Магазин», «Готовим обед», «Автомастерская»)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
При использовании развивающих математических игр в различных видах деятельности, будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.
Ребёнок активно и самостоятельно использует освоенные (закрепленные) им способы познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания)
Развивает быстроту мышления;
Успешно решает логические задачи;
Намечает последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
Активно включается в игры; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
От педагога:
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в вопросах по развитию математических способностей.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
Результаты показали, что использование математических игр способствовало повышению уровня формирования элементарных математических представлений у детей подгруппы. Использование игровой формы при работе с математическим материалом способствовало более полному пониманию логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.
* Было отмечено повышенное внимание детей к математическим играм, они с большим интересом и довольно успешно стали играть в них.
* Дети стали активнее и самостоятельнее использовать освоенные способы познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения проблемных задач в игре.
ЗАДАЧА НА ПЕРСПЕКТИВУ:
расширение программного обеспечения, создание соответствующего предметно-познавательного пространства в группе.
Используемые материалы:
Методическая литература:
- З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
- К. В. Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
- Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград:
- А. А. Столяр «Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6лет»
- Интернет ресурсы: 1. http://doshkolnik.ru/index.php 2. http://detsad-kitty.ru/ 3.http://festival.1september.ru/preschool/page-249 4. http://www.specialist-detsada.ru/ 5.http://piramidka.net/? p=2051
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций
Аннотация. Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.В статье представлена педагогическая работа по реализации в образ...
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Дидакт...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методические рекомендации из опыта работы...
Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности у дошкольников. Дидактические игры и их использование хорошо помогают восприятию материала, и ребенок принимает более активное участи...
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
laquo;Истинный педагог постарается сделатьучение занимательным, но никогда нелишит его характера серьезного труда,требующего усилия воли»К. Д. Ушинский...
Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...