Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.
методическая разработка по математике (старшая группа)

Мещерякова Ольга Александровна

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой ребенок знает, много или мало у него игрушек, сколько машиной или кукол у его друга или подружки и т. д. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Задача современного воспитателя – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.

Игра не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивым

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx143.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.

Пояснительная записка.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой ребенок знает, много или мало у него игрушек, сколько машиной или кукол у его друга или подружки и т. д. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Задача современного воспитателя – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.

Игра не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивым

Цель: закрепление полученных математических представлений с помощью развивающих игр, активизация умственной деятельности, закрепление полученных знаний.

Задачи:

Образовательные:

• закрепить счет в пределах 10;

• умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;

• уметь различать геометрические фигуры

• умение соотносить число с кол-ом.

• упражнять в порядковом счете.

Воспитательные:

Воспитывать интерес, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий, учить добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки; развивать личность ребенка через активное включение в коллективную игру, учить оказывать помощь сверстнику в случае необходимости

Здоровьесберегающие :

Создание эмоционально- положительного настроения.

Содержание:

  1. Составление поэтапного плана работы, анализ, создание банка идей и предложений,подбор материала, разработка игр,проведение диагностического исследования.
  2. Предложение участникам познавательных игр по ФЭМП, применение игр  на прогулке, создание  математического лэпбука .
  3. Анализ продуктов деятельности.

1.Вводная часть:

Организация детей на ковре,образуя круг. Приветствие « Ты мой друг,я твой тоже друг», арт.разминка «Шарик»

2.Основная часть:

 Сюрпризный момент (воздушный шарик с конвертом)

Воспитатель: Ребята, пока мы с Вами сидели на ковре , у нас в группе появился воздушный шарик,да еще и с конвертом!  Давайте подойдем поближе и посмотрим,что там за конверт!

Воспитатель: Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры и нарисована звездочка!

Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили. Откроем?

(открываю конверт - в нем письмо).

Воспитатель: Все ясно! Это написал нам Профессор-Знайкин! слайд

Давайте прочитаем письмо, может там что-то важное:

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились и многое  умеете! И я знаю,что вы очень дружные ребята! Поэтому я  приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы отправиться в путь за сокровищами? (ответы детей). Тогда вперед

Воспитатель: Ну что, ребята, начнем наше путешествие?.

Воспитатель: «Чтобы нам  справиться со всеми заданиями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда начнём!

1 задание :Предлагаю поиграть в игру «Найти пару» ( стол 1)

Воспитатель: Молодцы! Мы добыли медальон, вперед за следующим! Мы его поставим на доску. (поручение ребенку)

Воспитатель: читает 2 задание от профессора- Знайкина!

2 задание: Сесть на поезд!!!  На поезде Вам необходимо доехать  до  замка геометрических фигур и там вы сможете получить еще один медальон! (музыка)

Вот какой красивый замок ! Но там никого нет((  Чтобы увидеть кто-там живет,необходимо отгадать загадки!

Отгадываем и открываем!

Дети: Прямоугольник, квадрат, овал, круг, ромб, трапеция.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием,  отгадали правильно загадки и  назвали все геометрические фигуры!!!

Но ,чтобы получить медальон,Вам необходимо поднятся по лесенке в башню к квадрату!!

«геометрическая лесенка!»! ( за столами)

Игра « Кулак,ладонь, ребро»

Воспитатель: Постройте лесенку от самой длинной полоски, до самой короткой.

показываю лесенку для сверки!!!

Воспитатель: Какая полоска по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует?

Дети: голубая

Воспитатель: Какая полоска по цвету находиться между 3 и 5? Какому числу она соответствует?

Дети: красная, четыре.

Воспитатель: Какая по счету синяя полоска и т. д.?

Дети: девятая

Воспитатель: Какому числу соответствует жёлтая полоска? Дети: Пять.

Воспитатель: Вот какие молодцы и вот и получили мы награду!

Медальон выставляют на доску.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить физминутку.

Дети выполняют физ.минутку ( я волчок кручу,верчу,ручки запятнать  хочу)

3 задание: задачки (ИКТ)

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько ушей у двух собак? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько носов у двух котов? (2)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

 (После выполнения задания дети получают медальон).

Чтобы приступить к выполнению следующего задания

необходимо пройти по следам,проскакать на 1 ножке по кружкам, пропрыгать классики.

Д /и « математический круг».

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете следующий медальон.

Воспитатель: А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.

И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам.

Воспитатель: На столе лежат цифры. Посмотрите правильно они лежат?

Дети: Нет.

Воспитатель: Чтобы получить наш следующий медальон - нам надо выполнить задание.

4 задание:

 Выложите все цифры правильно в порядке возрастания( 2 команды)

1 стол

Дети выкладывают числовую прямую.

Воспитатель: Воспитатель: (ИМЯ) Сосчитай от 1до 10.

ребёнок считает.

Воспитатель: (ИМЯ, ты посчитай теперь в обратном порядке.

ребёнок считает

Воспитатель: Д\и «Брось мяч и считай». Дети бросают кубик, цифру называют и считают от неё до 10 (индивидуально). По ходу и  эмоциональному состоянию детей!

Воспитатель: «  массаж ладоней …»

Работа за столом (выполнение 1 задания !!!

Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Но пока мы с Вами думали –исчезли цифры с дорожки-разбежались по группе! Ищем -собираем

 Вот награда!

(медальон выкладывают на доску)

ИТОГ:

Воспитатель: Вот, мы и собрали все медальоны.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы крикнем слово урра 3 раза!!!

(дети кричат - воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук сокровищ с печеньем или конфетками).

Сюжетно – ролевые игры математического содержания

Дают большие возможности для закрепления знаний, полученных на занятиях. Например, счет до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу закрепляем в игре «Магазин». Дети распределяют между собой роли продавцов, кассиров и покупателей. В ходе игры определяют количество требуемых предметов посредством счета. («Детский сад», «Магазин», «Готовим обед», «Автомастерская»)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

При использовании развивающих математических игр в различных видах деятельности, будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.

 Ребёнок активно и самостоятельно использует освоенные (закрепленные) им способы познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания)

Развивает быстроту мышления;

Успешно решает логические задачи;

Намечает последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

Активно включается в игры; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

От педагога:

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в вопросах по развитию математических способностей.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Результаты показали, что использование математических игр способствовало повышению уровня формирования элементарных математических представлений у детей подгруппы. Использование игровой формы при работе с математическим материалом способствовало более полному пониманию логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.

* Было отмечено повышенное внимание детей к математическим играм, они с большим интересом и довольно успешно стали играть в них.

* Дети стали активнее и самостоятельнее использовать освоенные способы познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения проблемных задач в игре.

ЗАДАЧА НА ПЕРСПЕКТИВУ:

 расширение программного обеспечения, создание соответствующего предметно-познавательного пространства в группе.

Используемые материалы:

Методическая литература: 

  • З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
  •  К. В. Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
  •  Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград:
  • А. А. Столяр «Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6лет»
  • Интернет ресурсы: 1. http://doshkolnik.ru/index.php 2. http://detsad-kitty.ru/ 3.http://festival.1september.ru/preschool/page-249 4. http://www.specialist-detsada.ru/ 5.http://piramidka.net/? p=2051


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций

Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.В статье представлена педагогическая работа по реализации в образ...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

  Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Дидакт...

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности у дошкольников. Дидактические игры и их использование хорошо помогают восприятию материала, и ребенок принимает более активное участи...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

laquo;Истинный педагог постарается сделатьучение занимательным, но никогда нелишит его характера серьезного труда,требующего усилия воли»К. Д. Ушинский...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...