Конспект выступления на родительском собрании «Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя, они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 18 «Мишутка»

города Дубны Московской области

Выступление на родительском собрании

на тему

«Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста»

 

Воспитатель  первой

квалификационной категории

Хованова Е.С.

Дубна

Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста

    Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования. Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такого осознанного отношения в раннем возрасте еще нет, и задача взрослых помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость этих впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт. А взрослые могут и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии желания и умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим сверстникам и взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.

С чего же начать этот процесс? Начать надо с себя. Задуматься, как сами взрослые относятся к природе — хозяева природы или ее часть? Способны удивляться и радоваться природе или равнодушны? Очень важно постоянно показывать детям интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утрачена способность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу и т. д. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего, непосредственно образовательная деятельность, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью,

Процесс приобщения маленького ребёнка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.

В работе с детьми по экологическому воспитанию используется   интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской  деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра  телепередач, экскурсий, а  также организации самостоятельной деятельности детей, т. е.  экологизацию  различных  видов деятельности  ребенка.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в результате -  закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу. Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка, основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены. Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе – вот благородная задача взрослых.

С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.

Постоянное общение ребенка с природой создает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Опрос родителей.

1.                 Что вы знаете о проблемах экологии?

2.                 Как вы прививаете ребенку любовь к природе?

3.                 Часто ли Вы бываете с ребенком в лесу?

4.                 Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

5.                 Как Вы думаете, получит ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

Источники :

  1. Николаева, С. Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях / С. Н. Николаева. М.: Новая школа, 1993.(10)
  2. Интернет ресурсы- http://sundekor.ru/referat/dlya-studenta/netraditcionnoe-roditelskoe-sobranie-iz-opyta-raboty-ekologiia-i-my/?singlepage=1
  3. Интернет ресурсы-http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/konspekt-roditelskogo-sobraniya-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-kak-prekrasen-etot-mir-posmotri.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Дошкольное детство очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача познакомить детей младшего дошкольного возр...

Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Проведение собрания поможет  формированию у родителей представлений о развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация для родительского собрания «Особенности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»

Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуетс...

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений для детей среднего дошкольного возраста по теме " Встреча с пчелой Майей"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Встреча с пчелой Майей". Цели: расширять представле...

Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Цель - способствовать формированию у родителей представлений о развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...