Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций
статья по математике (старшая группа)
Аннотация. Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.
В статье представлена педагогическая работа по реализации в образовательном процессе проблемных ситуаций способствующих развитию логического мышления, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_femp.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций
Колонцова Ольга Владимировна
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 70»
г. Магнитогорск
Аннотация. Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.
В статье представлена педагогическая работа по реализации в образовательном процессе проблемных ситуаций способствующих развитию логического мышления, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Ключевые слова: математические представления, игра, интерес самостоятельность, познание, проблемная ситуация, логическое мышление, инициатива.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, к измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает способность самостоятельно и творчески мыслить. Современные требования к обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость применения разных форм деятельности, при которой сохранились бы и синтезировались элементы познавательного и игрового общения, одна из таких форм - проблемная ситуация.
Свою работу начала с диагностирования детей, целью которого было выявить сформированность математических представлений.
Наблюдения показали, что большинство детей группы проявляют большой интерес к занятиям по математическому развитию, способны решать задачи, с успехом выполняют задания на свойства и отношения. Замечено, что наибольшую трудность для детей представляют задачи на развитие пространственных и временных представлений, а также, заметила, что дети редко используют математические знания в самостоятельной деятельности.
Исходя из анализа диагностики ФЭМП у детей, поставила перед собой следующую цель и задачи.
Цель работы:
- изучить эффективность использования проблемной ситуации в процессе формирования элементарных математических представлений.
Задачи:
- разработать и использовать в работе с детьми систему проблемных ситуаций, определить их эффективность в усвоении математических знаний.
- использовать проблемные ситуации направленные на развитие временных и пространственных представлений детей, определить их эффективность.
- Партнерство с родителями по данному вопросу
- Взаимодействие со специалистами ДОУ
На первом этапе работы были разработаны проблемные ситуации, включающие временные представления. Начинали с простых проблемных ситуаций и постепенно усложняли их содержание. Простые проблемные ситуации, которые требуют от ребенка на основе нескольких признаков определить день недели, часть суток, время года, расположение предметов и так далее, не вызывали затруднения у детей.
Большой интерес вызывают проблемные ситуации, содержанием которых являлись типичные детские ошибки в определении временными и пространственными категориями.
Широко использовали проблемные ситуации, напоминающие арифметическую задачу, но которая решается не путем действия, сложения и вычитания, а путем умозаключения.
На втором этапе работы мы разработали серию проблемных ситуаций математического содержания, включали данные проблемные ситуации в занятия по математическому развитию. Задачей второго этапа было:
- сформировать у детей способность принимать учебные задачи и разрешать их доступными способами;
- способствовать решению проблемы, развивать умения, предвидеть результат и ход решения творческой задачи и проблемной ситуации.
Для успешного решения проблемных ситуаций необходимо:
- наличие у детей определенного запаса знаний;
- интереса (положительного эмоционального отношения) к процессу решения проблемы;
- умение педагога создать условия организации поисковой деятельности.
В процессе работы мы использовали различные приемы решения проблемных ситуаций:
|
На третьем этапе работы проблемные ситуации постепенно вошли в практическую деятельность детей. В повседневной жизни, в игре специально создавались проблемные ситуации на развитие умения выделять разные варианты и ход решения ситуаций, проблемы. Дети стали учится самостоятельно принимать решение в каждой из предлагаемых ситуаций.
Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о способах решения на определенном этапе анализа проблемной ситуации. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. В процессе решения проблемных ситуаций дети учатся доказывать не только свою точку зрения, но и принимать чужую. Так же, проблемные ситуации повышают интерес детей к занятиям по математическому развитию, позволяют повысить активность детей,
Таким образом, поиск детьми вывода из различных жизненных ситуаций способствовал развитию у детей стремления к проявлению инициативы, самостоятельности, проблемной ситуации.
Для того, чтобы работа была эффективной, важно установление сотрудничества с родителями. В работе с родителями использовались следующие формы:
- Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении РППС.
- Совместные мероприятия: праздники, развлечения, выставки совместных работ, фотовыставки;
- Консультации, памятки, семинары-практикумы, рассылки в мессенджере Вайбер игровой деятельности детей нашей группы.
Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ. Таким образом, совместная работа педагогов ДОУ способствует более глубокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений.
При итоговом диагностировании выявилась значительная динамика. Значит, использование проблемных ситуаций влияет на интеллектуальное развитие детей, на развитие элементарных математических представлений, ведь в процессе решения проблемных ситуаций уточняются и обобщаются знания и представления, полученные на занятиях и в повседневной жизни.
Вывод:
Применение проблемных ситуаций при развитии временных представлений детей эффективно, потому что:
- создается эмоциональный фон, который может объяснить активное включение ребенка в деятельность и эффективное усвоение ребенком математических знаний.
- математические знания, закрепленные при решении проблемных ситуаций, входят в самостоятельную деятельность, используются в повседневной жизни детей.
- происходит формирование навыков умственного, интеллектуального труда, то есть активного отношения к заданиям и вопросам, воспитание умения слушать, принимать задачу, желание следовать её установкам.
Используемая литература
1.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший
дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2013
2. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. изб. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М., 2003г.
3. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2014г.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством плоскостного и пространственного моделирования".
В материале раскрываются особенности ФЭМП через моделирование...
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...
Проект «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»...
Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их к счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десято...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методические рекомендации из опыта работы...
Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...