Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций
статья по математике (старшая группа)

Колонцова Ольга

Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлена педагогическая работа по реализации в образовательном процессе проблемных ситуаций способствующих развитию логического мышления, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_femp.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования при взаимодействии с детьми метода проблемных ситуаций

Колонцова Ольга  Владимировна

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 70»

г. Магнитогорск

Аннотация.  Статья посвящена изучению формированию элементарных математических преставлений у детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлена педагогическая работа по реализации в образовательном процессе проблемных ситуаций способствующих развитию логического мышления, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Ключевые слова: математические представления, игра, интерес самостоятельность, познание, проблемная ситуация, логическое мышление, инициатива.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, к измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает способность самостоятельно и творчески мыслить. Современные требования к обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость применения разных форм деятельности, при которой сохранились бы и синтезировались элементы познавательного и игрового общения, одна из таких форм - проблемная ситуация.

Свою работу начала с диагностирования детей, целью которого было выявить сформированность математических представлений.

Наблюдения показали, что большинство детей группы проявляют большой интерес к занятиям по математическому развитию, способны решать задачи, с успехом выполняют задания на свойства и отношения. Замечено, что наибольшую трудность для детей представляют задачи на развитие пространственных и временных представлений, а также, заметила, что  дети редко используют математические знания в самостоятельной деятельности.

  Исходя из анализа диагностики ФЭМП у детей, поставила перед собой следующую цель и задачи.

Цель работы:

  • изучить эффективность использования проблемной ситуации в процессе формирования элементарных математических представлений.

 Задачи:

  • разработать и использовать  в работе с детьми систему проблемных ситуаций, определить их эффективность в усвоении математических знаний.
  • использовать проблемные ситуации направленные на развитие временных и пространственных представлений детей, определить их эффективность.
  • Партнерство с родителями по данному вопросу
  • Взаимодействие со специалистами ДОУ

На первом этапе работы были разработаны проблемные ситуации, включающие временные представления. Начинали с простых проблемных ситуаций и постепенно усложняли их содержание. Простые проблемные ситуации, которые требуют от ребенка на основе нескольких признаков определить день недели, часть суток, время года, расположение предметов и так далее, не вызывали затруднения у детей.

Большой интерес вызывают проблемные ситуации, содержанием которых являлись типичные детские ошибки в определении временными и пространственными категориями.

Широко использовали проблемные ситуации, напоминающие арифметическую задачу, но которая решается не путем действия, сложения и вычитания, а путем умозаключения.

На втором этапе работы мы разработали серию проблемных ситуаций математического содержания, включали данные проблемные ситуации в занятия по математическому развитию. Задачей второго этапа было:

  • сформировать у детей способность принимать учебные задачи и разрешать их доступными способами;
  • способствовать решению проблемы, развивать умения, предвидеть результат и ход решения творческой задачи и проблемной ситуации.

Для успешного решения проблемных ситуаций необходимо:

  • наличие у детей определенного запаса знаний;
  • интереса (положительного эмоционального отношения) к процессу решения проблемы;
  • умение педагога создать условия организации поисковой деятельности.

В процессе работы мы использовали различные приемы решения проблемных ситуаций:

  • готовые варианты решения,
  • неполные решения,
  • задача-подсказка,
  • наводящая задача,
  • цепочка наводящих задач или задач-подсказок,
  • система вопросов,
  • переформулирование условий задачи,
  • прием проб и ошибок.

     

На третьем этапе работы проблемные ситуации постепенно вошли в практическую деятельность детей. В повседневной жизни, в игре специально создавались проблемные ситуации на развитие умения выделять разные варианты и ход решения ситуаций, проблемы. Дети стали учится самостоятельно принимать решение в каждой из предлагаемых ситуаций.

Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о способах решения на определенном этапе анализа проблемной ситуации. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. В процессе решения проблемных ситуаций дети учатся доказывать не только свою точку зрения, но и принимать чужую. Так же, проблемные ситуации повышают интерес детей к занятиям по математическому развитию, позволяют повысить активность детей,

Таким образом, поиск детьми вывода из различных жизненных ситуаций способствовал развитию у детей стремления к проявлению инициативы, самостоятельности, проблемной ситуации.

       Для того, чтобы работа была эффективной, важно установление сотрудничества с родителями. В работе с родителями  использовались следующие формы: 

  • Родительские собрания, показательные   мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении РППС.
  • Совместные мероприятия: праздники, развлечения, выставки совместных работ, фотовыставки;
  • Консультации, памятки, семинары-практикумы, рассылки в мессенджере Вайбер игровой деятельности детей нашей группы.          

         Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ. Таким образом, совместная работа педагогов ДОУ способствует более глубокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений.

При итоговом диагностировании выявилась значительная динамика. Значит, использование проблемных ситуаций влияет на интеллектуальное развитие детей, на развитие элементарных математических представлений, ведь в процессе решения проблемных ситуаций уточняются и обобщаются знания и представления, полученные на занятиях и в повседневной жизни.

Вывод:

Применение проблемных ситуаций при развитии временных представлений детей эффективно, потому что:

  1. создается эмоциональный фон, который может объяснить активное включение ребенка в деятельность и эффективное усвоение ребенком математических знаний.
  2. математические знания, закрепленные при решении проблемных ситуаций, входят в самостоятельную деятельность, используются в повседневной жизни детей.
  3. происходит формирование навыков умственного, интеллектуального труда, то есть активного отношения к заданиям и вопросам, воспитание умения слушать, принимать задачу, желание следовать её установкам.

                      Используемая литература

1.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший

дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2013

2. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. изб. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М., 2003г.

3. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2014г.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...

Проект «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»...

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их к счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десято...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...