Консультация "Равитие восприятия у дошкольников"
консультация

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико. так как оно создае фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvitie_vospriyatiya_u_doshkolnikov.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие восприятия у дошкольников»

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка.

Для каждого возрастного психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для старшего дошкольного – мышление.

Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов и т.д. все эти виды активной деятельности пронизаны игрой. Игры для детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представления о целом предмете со всеми его свойствами. Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Как это сделать? Главным условием является обучение ребенка действиям с этими предметами. И не любые действия, а такие, которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности.

Мы учим ребенка восприятию свойств и предметов явлений. Что сюда входит:

  1. Восприятие формы. Цель: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме.
  2. Восприятие цвета. Цель: научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.
  3. Восприятие величины. Цель: научить ребенка различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине.

Задание родителям: Покажите, пожалуйста, как мы показываем величину, длину, высоту, ширину (если затрудняются, то показать как надо правильно измерять).

  1. Восприятие пространства. Цель: научить ребенка воспринимать такие характеристики пространства как: далеко, близко, здесь, там, глубокий, мелкий, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне.
  2. Восприятие времени. Цель: научить воспринимать такие характеристики времени как время суток (утро, день, вечер, ночь)Ю времена года (весна, лето, осень, зима); измерение времени (часы, минуты, секунды); течение времени (быстро, долго, часто, редко, давно, недавно, вчера, сегодня, завтра).
  3. Восприятие особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества поверхности, вкуса, запаха, звуков). Цель: научить ребенка воспринимать свойства предметов с помощью других органов чувств, кроме зрения, таких, как осязание, вкусовые, обонятельные и слуховые.
  • температуры (горячее, холодное, теплое);
  • восприятие поверхности (гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, скользкая сухая и мокрая, пушистая);
  • тяжести;
  • вкуса (кислое, сладкое, горькое, соленое);
  • запахи (цветы, духи, продукты).

Вывод: Восприятие разнообразных свойств предметов, которые были даны выше, - это подготовка к выполнению самой главной функции восприятия: восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех его свойств. Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта, т.к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшим восприятием окружающего мира.

Таким образом, восприятие становится рабочим инструментом, который помогает правильно ориентироваться в окружающей среде и изменять ее, приспосабливаться к любой ситуации в соответствии с ее особенностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников

Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников....

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Данная подборка игр и упражнений для развити фонематического восприятия у дошкольников не является авторской, но представляет собой  систему работы по данному напралению. Будет полезна для исполь...

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Вашему вниманию представлен опыт работы по развитию сенсорики у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе. Описаны основные формы и приемы работы по развитию связной речи чере...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ....

Консультация для воспитателей «Игровые приемы фонематического восприятия у дошкольников»

Данная консультация поможет воспитателям с помощью игровых приемов развить фонематическое восприятие у дошкольников...

Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...