Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников
презентация по теме
Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelnogo_vosriyatiya_u_detey_na_sayt.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зрительное восприятие включает в себя различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия. Три вида действий восприятия: Действия идентификации — выполняются в случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему. Действие отношения к эталону — выполняется при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, наличии с чертами сходства некоторых черт различия. Моделирующие действия — выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые вообще не могут быть определены при помощи одного эталона.
Как происходит развитие действий восприятия? На первых порах ребенок (3-4 года)пытается извлечь сведения о свойствах предметов из практических действий с ними . Часто ребенку для сравнении предлагают сенсорные эталоны. В среднем дошкольном возрасте практические действия начинают сочетаться с действиями восприятия. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет. К 5-6 годам действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, могут дать ребенку сравнительно полное представление о предмете. У старших дошкольников появляется стремление более планомерно обследовать и описывать предмет. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза . К семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы . Им уже не нужно действовать с предметом, они вполне успешно описывают его свойства благодаря работе процесса восприятия.
Целенаправленная и систематическая работа развития зрительного и зрительно-пространственного восприятия подчинена решению следующих задач: — формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве; — расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти; — формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его; — совершенствование зрительно-двигательной координации; — формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.
Последовательность обследования ребенком различных сторон предметов (Н.Н. Поддьяков): предмет воспринимается в целом; вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.); обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева); выделение более мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к их основным частям; повторное целостное восприятие предмета.
Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например, спектр цветов, система геометрических форм и пр. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Связь с мышлением и речью восприятия приводит к его интеллектуализации. У детей от 3 лет и старше, восприятие активно развивается по следующим направлениям Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие целого и части. 3. Восприятие картинки. 4. Восприятие пространства. 5. Восприятие времени
Варианты заданий для развития зрительного восприятия - обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением; - сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений; - узнавание реалистических изображений в разных ракурсах; обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями); - сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
- сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений; - сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.); - узнавание предмета по его части; - рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц); - рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами
Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения: — определение изменений в ряду предметов; —нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки; —нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок; —нахождение нереальных элементов нелепых картинок; —запоминание 4—7 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия «Разрезные картинки»; «Сложи узор»; «Выбор недостающего фрагмента изображения»; «Контуры»; «Выложи из палочек»; «Лабиринты» (развитие глазодвигательных функций); «Найди по цвету» (развитие цветового восприятия); «Парные изображения» (восприятие формы, цвета, величины); «Карты для малышей» (восприятие цвета и формы); «Читаем по губам» (учить концентрировать взгляд); «Найди по части целое»; «Дорисуй» (развитие зрительного восприятия и воображения); «Нарисуй по точкам»; «Что изменилось?»; «Найди ошибку»; «Найди отличия»; «Знаковая таблица»; «Спрятанные изображения»; «„Зашумленные“ изображения»; «Перевернутые изображения»; «Запомни и нарисуй» «Где зажегся фонарик?» (ориентация); «Кто (что) где?»; «Рисование по клеточкам»; «Дорисуй половину»; «Зеркало»
НА КАКУЮ ФИГУРКУ ПОХОЖЕ ?
НАЙДИ ЦВЕТОВУЮ СХЕМУ
расположение
лабиринты
контуры. наложение
силуэты
зашумление
Сенсорный уголок в младше-средней группе Для развития мелкой моторики: пирамидки, окрашенные в основные цвета, объемные вкладыши, матрешки, доски - вкладыши, рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы, мозаика, набор для завинчивания (коробка с крышками различного цвета и формы), рамка с застежками (шнуровка, пуговицы , крючки , кнопки), панно со съемными элементами ( коврограф) 2. Для восприятия формы и величины: набор геометрических тел для сериации по величине, набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине, чудесный мешочек с набором геометрических форм 3. Для восприятия цвета : набор цветных палочек, набор кубиков с цветными гранями, мозаика, бусы, ленточки, прищепки, колечки, резинки для волос и др.
Сенсорный уголок для старше-подготовительной группы Конструкторы «Лего», металлические, кнопочные и др., Рамки-вкладыши тематические «Животные», «Рыбы», «Транспорт», «Растения» и др., Мозаики различных форм и размеров, пазлы, Наборы кубиков «Собери картинку», кубики Никитина, игры Воскобовича, Колумбово яйцо, кубик Рубика, Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, Набор геометрических тел для сериации по величине, Набор геометрических фигур для сериации по величине, Наборы шаблонов, трафаретов форм и цифр, различные лекала, наборы для нанизывания на леску (бусы,шарики), Настольно-печатные игры из серии «Цвет, форма, величина», панно «Коврограф» со съемным материалом, Рамки с застежками: крючки, шнуровка, пуговицы, замки, липучки.
СЕНСОРНЫЕ ЗОНЫ
Обман зрения Точки черные или белые? Горизонтальные линии параллельны? Сколько ног у слона? Вы видите три лица? Где находится синяя сторона куба? Видите ли вы музыканта или лицо девушки? Сколько лиц можно найти ?
Можете ли вы найти других 4 волков в скалистых утесах? Странная терраса Дракон, лошадь и лицо женщины ?
Можете ли вы найти 13 скрытых лиц? Сколько лошадей на картинке?
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие зрительного восприятия старшего дошкольника- основа успешного овладения письмом и чтением в школе".
Обеспечение равных стартовых возможностей старшим дошкольникам...
Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.
В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии)....
Опыт работы на тему: "Освоение окружающей действительности посредством развития зрительного восприятия старших дошкольников"
Муниципальное образовательное учреждение Детский сад Центр развития ребенка № 93 г. Челябинска Осолодкова Ольга Яковлевна ОПЫТ РАБОТЫ По теме: «Освоение окружающей действительности посредством развити...
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с ОВЗ
Занятие по ориентировке в пространстве у детей среднего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Тема " Птицы"...
«Рисование песком - как способ развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения»
дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого сниж...
Консультация для воспитателей логопедических групп "Значимость развития зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией"
В данном материале показана роль зрительного восприятия в коррекционном процессе, значимость его развития у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией....