Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»
методическая разработка по логопедии по теме

Попова Марина Михайловна

В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаимосвязь этих процессов. Представлена последовательность работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников и предложены игры, которые можно последовательно использовать на различных этапах работы с дошкольниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_vospriyatiya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

             

                                                                         Учитель-логопед МДОУ №61

                                                                          М.М.Попова

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, фонематический слух ребенка оказывается сформированным.

Фонематический анализ является более сложной функцией, формирующейся у детей на более поздних этапах развития речи. В процессе фонематического анализа слово не только узнается на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте.

Ребенка с колыбели учат реагировать на интонацию слов, смысл которых ему еще не ясен, на ритм, на звучание слов. Уже в конце первого года жизни малыш замечает, что слова различаются по своему звучанию. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. К концу второго года он различает все звуки родного языка, слышит их в речи окружающих людей, произносит сам. Малыш уже в состоянии заметить неправильность произношения звуков в словах  своих сверстников, делает попытки исправить их, т.е. ему становится доступным фонематическое различение звуков в слове.

Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетания, наслаждаясь их звучанием, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Подобные действия со словами важны, так как дети в таких случаях манипулируют словом как звуковым комплексом, освобожденным от лексического значения.

В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться  в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение.

Такой путь в овладении стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый своевременно приходит на помощь малышу и целенаправленно руководит развитием его речевой деятельности.

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода их в детский сад, еще в младших группах, когда дошкольников приучают при выполнении упражнений на занятиях и в речевых играх отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова, соотносить звучащее слово с предметом и картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко).

У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они с удовольствием вслушиваются в слова, находят сходство и различие в их звучании, отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки, увлеченно играют со звучалками, стишками, придумывают песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание и наслаждаясь их звучанием. Дети старшего возраста уже произносят все звуки: их артикуляционный аппарат готов к произнесению даже самых трудных звуков.

Педагог уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: следит за выразительностью интонаций, правильностью ударения, регулирует силу голоса. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определенным звуком, находят слова с этим звуком, определяют место звука в слове. У них развивается способность к звуковому анализу слова, пробуждается интерес к его ритмико-слоговому строению.

Детей подготовительной к школе группы учат делить двусложные (ма-ма, ка-ша) и трехсложные (ма-ши-на) слова на слоги (части), находить и называть каждую часть слова, составлять слова из слогов (устно); определять последовательное звучание слогов в слове, самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из одной-двух частей, в слова двусложные и трехсложные (сани — саночки; лук — лучок — лучище); отрабатывать дикцию: отчетливо и внятно произносить слова; совершенствуют фонематический слух: умение называть слова с определенным звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

При формировании умения вслушиваться в звучание разных слов, умения слышать слова и звуки нужно прежде всего обучить дошкольника правильному употреблению и пониманию терминов «слово», «звук», «слог» (часть слова).

Особое место в работе с детьми по-развитию речи должно быть отведено наглядной демонстрации звучания слова: разности и схожести звучания отдельных слов, последовательной смене одного звука другим, порядку следования звуков (а в дальнейшем и слогов) в слове, уяснению того, что слова состоят из звучащих элементов (звуков), что звуковая окраска слов различна.

Во всех возрастных группах работа воспитателя по ознакомлению дошкольника со звучащим словом тесно связывается с развитием других сторон речи. В играх и упражнениях продолжается работа по активизации и уточнению словаря детей, закреплению грамматического строя речи, совершенствованию диалогической и монологической формы речи.

Взаимосвязь основных фонематических процессов

«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

Выделение первого и последнего звука в словах

  1. «Начни говорить слово, а я догадаюсь».
  2. «Магазин» - заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.
  3. «Умная машина» - сигналит пешеходам первым звуком в их имени.
  4. «Поймай слово за хвост!»
  5. «Я начну, а ты закончи».
  6. «Угадай, что я прошу» - выбрать один из трех предметов.
  7.  «Звуковое лото»:

а)        на каждой фишке выделены первый и последний звуки (буквы). Дети  должны закрыть на своей табличке одну из картинок, названию которой соответствует схема;

б)        логопед достает букву (звук), дети закрывают на своей табличке картинку, в названии которой данный звук - первый (последний).

9.        «Кто в домике живет?» - с данным звуком в начале.

10.«Вагончики» - в первом или последнем поедет звук ... ? Где слышно данный звук в данном слове?

Интонационное выделение последовательности фонем в слове

  1. «Превращение в  [...]  жуков, змей, и т.п.» - разговаривать, выделяя голосом нужный звук.
  2. «Заколдованный (ударный гласный) звук» - звучит дольше и громче в слове.
  3. «Клавиши» - ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки - слово из трех - четырех звуков и три - четыре клавиши-фишки).
  4.  «Диктант» - дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, логопед записывает.
  5. «Звуковые домики»:

а)        «Позови звуки домой» - по очереди»;

б)        «Звук потерялся» - первый, второй, третий;

в)        «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» - дети их сразу узнают и называют.

  1. «Учим говорить Незнайку» - он пропускает звуки в словах.
  2. «Письмо Незнайки» - пропущены звуки (буквы). Какие?

Различение гласных и согласных звуков

1.        «Называю звук - поднимите фишку» - красную, если звук гласный,  синюю - если согласный.

  1. «Братцы-гласные дружат с согласными звуками» - ОП, AT, УК, ИМ, ЫВ. Назвать второй звук после гласного.
  1. «Какой второй звук в именах братцев-гласных Ах, Ох и т.д.?»
  1.  «Покажи  фишку»  (красную-синюю) - выделение гласных и согласных из потока звуков: а, т, о, у, п, к, э, и, м, н.
  1. «Что мешает петь согласному звуку?» - губы: п, б, м; язык и зубы: н, т, д.
  2. «Живые звуки (буквы)».
  3. «Звуки, стройтесь в слоги!»
  1. «Ловим   звуки:   левой  рукой  гласный,   правой  -  согласный»   (можно наоборот) - [а-а-а-т], [т-а-а-а].

10.«У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у кого - согласный?» 11. «Кто из гостей произносит последним гласный/согласный звук?» - ГАВ, МЯУ, МУ, КУКАРЕКУ и т.д.

Дифференцирование согласных звуков по твердости-мягкости.

Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками

  1. «Тим изменяет согласный звук, который произносит Том».
  2. «Том и Тим по-разному читают» (называют буквы) - мягко-твердо.
  3. «Тим изменяет слова Тома» - ЛУК - ЛЮК, ПОЛ - ПИЛ и т.д.
  4. «Тим и Том ссорятся» - делят картинку, игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие согласные или нет ни одного.
  5. «Том и Тим собираются...»: на прогулку, в школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует; выбрать из двух - трех слов.
  6. «Тим и Том готовят обед» - посуда, продукты».
  7. «Тим и Том в зоопарке» (в лесу, на рыбалке, в саду, на огороде и т.д.)
  8. «Звуковое лото» - картинки, схемы слов.

9.        «В каком окошке кто живет?» - в каком окошке чей звук?
10.«Магазин» - продавцы Тим и Том, чеки - схемы слов.

11 .«Зоопарк» - за кем из животных будут ухаживать Тим и Том?

12.«Тим и Том помирились» - Том говорит первую часть слова, А Тим вторую (и наоборот): картинки: ПО-ЛЕ, ЛИ-СА, СА-НИ и т.д. 13.«Кто говорит первую часть слова, а кто вторую - Тим или Том.

Звуковой анализ простых слов из трех звуков

  1. Пропоем в слове каждый звук» - жжжжууууукккк.
  2. «Звуковые домики» - три окошка + шторки трех цветов:

а)        позвать домой первый, второй, третий звуки;

б)        повесить в окошки шторки нужного цвета.

  1. «Построим дом» - кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: поставить кубик (окошки) нужного цвета.
  2. «Кто в каком домике живет?» - готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (с-к-с)», «пес (з-к-с)» и т.д.
  3. «Кто больше гостей пригласит в свой домик?» - готовая схема слов.
  4. «Позови    домой    звук»    -    третий,    первый,    второй    в    разной последовательности.
  5. «Кто из гостей (игрушки) «написал» свое слово?»
  6. «Напиши слово своего гостя».
  7. «Угадай, кто у тебя в гостях?» - ребенок сам выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: ГАВ, ПИК, КВА, МЯУ.

10.«Ловим и выпускаем звуки по порядку».

11.«Покажи картинку» - в названии которой первый звук ..., второй ..., третий ....

 12.«Магазин» - на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: КОТ,

ЛАНЬ, КИТ, ЖУК, ЛЕВ, ЛИС, ОСА, ПЕС, ЧАЙ, СОЛЬ, РИС и т.д. 13.«Звуковое лото: Чья картинка?» - кому подходит эта схема (звуковой домик)?

Выделение качественных признаков согласных звуков

1.        «Домики звуков» - в которых находятся их портреты (буквы):

  1. красный для гласных;
  2. зеленый со звоночком: мягкий, звонкий согласный;
  3. зеленый без звоночка: мягкий глухой согласный;
  4. синий со звоночком: твердый звонкий согласный;
  1. синий без звоночка: твердый глухой согласный.

Варианты:

а)        «Где живет звук?» - объясни почему?;

б)        «Какие звуки живут в этом домике?»;

в)        «Нарисуем портрет знакомых звуков (буквы) и разложим их в домики»;

г)        Нарисуем буквы» - рисовать ручками трех цветов.

  1. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом».
  2. «Цветной диктант» - схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует  количеству  звуков  в  слове).   Закрашивать  «окошки»  в нужный цвет.
  3. «Кто первый?» - назвать гласный звук, звонкий согласный, и т.д.
  4. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.
  5. «Магазин» - дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.

Фонематический синтез

Фонематический анализ

Фонематический

слух

Фонематическое

восприятие

Фонематические представления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для воспитателей: "Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста».

Консультация учителя-логопеда для воспитателей Тема: «Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста»....

Консультация для родителей: «Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосы...

Консультация "Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников"

Консультация "Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников"...