РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка по логопедии на тему
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelno.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
У дошкольников старших групп отмечаются трудности зрительно-пространственного восприятия, усвоение пространственных ориентпровок. Упражнения в определении последовательности предметов в пространстве создают основу для становления звукового, слогового и морфемного анализа слов. Вначале дети осваиваются в схеме собственного тела, затем определяют направления, уточняют пространственные взаимоотношения. Далее можно переходить к ориентировке на плоскости, что служит одной из главных предпосылок к усвоению навыка чтения и письма.
Дети , у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей, животных( НАД, ПОД).Дети затрудняются в дифференциации предлогов( К, У, В, НА, К ДОМУ, У ДОМА, В СТОЛЕ, НА СТОЛЕ), испытывают трудности в использовании прилагательных( ШИРОКИЙ, УЗКИЙ, ТОЛСТЫЙ, ТРНКИЙ), они заменяют обозначениями (БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ).
Часто у них наблюдается запаздывание формирования « схемы тела».В дальнейшем трудности в ориентировке в схеме тетрадного листа. Дети долго не могут усвоить и довести до автоматизации стандартные требования к оформлению письменных работ( ПРОПУСК ОПРЕДЕЛЕННОГО КОЛЛИЧЕСТВА СТРОЧЕК, КЛЕТОЧЕК, СОБЛЮДЕНИЕ ПОЛЕЙ ПИСЬМА В 2-3 СТОЛБИКА, РАВНОМЕРНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ ТЕТРАДНОГО ЛИСТА ТЕКСТОМ).
Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки( ЗЕРКАЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ БУКВ), в норме исчезает по мере формирования письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Дифференциация правой и левой части тела ( руки, ноги, глаза, уха): задания:
- Поднять правую руку, левую ногу.
- Показать , где у педагога правая, левая рука
- Назвать предметы , которые расположегны справа, слева от…
- Пробы Хеда
Ориентировка в окружающем пространстве. ЗАДАНИЯ:
- Положи ручку справа от тетради, карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к тетради,
- Стоя друг за другом , назвать впереди и взади стоящего ; в шеренге –справа, слева от стоящего.
- На столе расположить картинки справа, слева от заданного предмета.
- Определить правую, левую руку у соседа, стоящего напротив друг другу.
- Определить след какой ноги отпечатан на песке
- Последовательность числового ряда:
-назвать число справа , слева от 3
-назвать соседей числа 8
Определение пространственных соотношений элементов, графических элементов и букв.
- Графический диктант( можно использовать литературу: В.Т.Голубь « Графические диктанты»(для детей 5-7 лет), Е.А.Нефедова «Готовимся к школе»,Т.С.Голубина «Чему научит клетка?»)
- Определи пространственное расположение рисунков, предметов относительно друг друга.
- Дорисуй чего не хватает справа, слева, спереди, сзади.
- Напиши, выложи буквы, чьи элементы повернуты вправо, влево.
Формирование предложно- падежных конструкций:
- Работа с предлогами:
-выполнение задания по указанию педагога.
-Правильно ли выполнено?
-работа с моделями предлогов.
-решение различных ребусов.
Параллельно всей логопедической работе , конечно, задействован и зрительный анализатор. Поэтому, в различных играх и упражнениях развивается зрительное восприятие. Помимо этого в картотеке у меня для работы подобраны игры и упражнения с этой целью. Данный материал можно найти в литературе: А.Л.Сиротюк « Коррекция обучения и развития школьников», А.Л.Сиротюк « Обучение детей с учетом психофизиологии».В них представлен материал по кинезиологии.
Большую роль в своей работе с детьми я уделяю профилактике, поэтому очень важно правильно провести работу над буквой .На этом этапе я использую очень много различных игр и упражнений. Что касается данной темы обсуждения я использую некоторые из них.
Игры с буквами:
- Допиши букву с недостающими элементами
- Обведи , подчеркни, зачеркни определенную букву.
- Допиши элементы букв , чтобы получилось слово.
- Поиск букв в зашумленном варианте написания .
- Чтение слов( словосочетаний) слева направо и наоборот.( Например :Алла рвала лавр).Материал по В.Волиной.
- Решение различных буквенных ребусов, кроссвордов.
- Запомни букву, используя речевой материал В.Волиной.
- Обведи ее пальчиком ведущей руки по стрелкам, напиши ее в воздухе, на столе ,
- На что похожа буква?
- Узнай букву по описанию.
- Вырезывание , лепка из пластилина, глины, теста. И т.д.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ».
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
МБДОУ ДС КВ №З9»ЗОЛУШКА»
МОХОВА И.А.
Г.ТУАПСЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.
Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...
Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.
Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный слух.- Совершенствовать умение сост...
Создание условий для развития зрительно-пространственного восприятия и ориентировки в пространстве
Роль зрительного восприятия в познании окружающей действительности очень велика. Для слабовидящих детей дошкольного возраста зрительное восприятие является одним из ведущих способов познания окружающе...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников (практикум для педагогов).
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников....
Проблемы развития зрительно-пространственного восприятия в общей педагогике
В настоящее время существует достаточное количество психолого-педагогических и научно-методических исследований, посвященных проблеме формирования и развития зрительно пространственных представлений д...
«Развитие зрительно- пространственного восприятия и зрительной координации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста в работе по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ....
Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников при помощи подвижных игр»
Мастер-класс для педадгогов по развитию зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников....