Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Вашему вниманию представлен опыт работы по развитию сенсорики у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе. Описаны основные формы и приемы работы по развитию связной речи через активизацию анализаторных систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников подготовительной к школе группе с ОНР (III уровень). | 80.5 КБ |
sensorika.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорного восприятия
у дошкольников подготовительной к школе группе с ОНР (III уровень).
Учитель – логопед:
Щукина Елена Сергеевна
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников
подготовительной к школе группе с ОНР (III уровень).
Учитель-логопед Щукина Елена Сергеевна,
Прогимназия №17 «Звездочка»,
г. Нерюнгри (Саха - Якутия).
Общее недоразвитие речи является наиболее сложным речевым нарушением на сегодняшний момент, учитывая речевые дефекты в логопедических группах массовых детских садов. С каждым годом речевые отклонения в нагрузку усложняются и тяжелейшими нарушениями в неврологическом, психическом и психологическом направлениях. Не редкостью стали такие диагнозы, как аутизм, задержка психоречевого развития, серьезные нарушения поведения, дизартрии, ринолалии. И поэтому школьники еще долгое время просто не могут обходиться без помощи логопеда.
Среди многих родителей, да и педагогов бытует странное мнение, что готовность ребенка к школе можно определить по навыку чтения и счета, по умению составить небольшой рассказ по картинке (анализ анкетирования родителей нашей группы). Но на самом деле все намного сложнее.
Просматривая медицинские карты детей, или беседуя с родителями, мы узнаем, что ребенок родился очень стремительно или наоборот измучил маму (в норме это должно составлять около 8 часов); ребенок начал ходить, не пройдя стадию ползания и т.д.
Зная все это, мы должны скомпенсировать недостающий, наиважнейший элемент развития, а именно сенсорную сферу ребенка, т.к. она является основным фундаментом в построении «здания» - школьник. Если сенсорное восприятие у ребенка сработает безошибочно, то уж поверьте, он научиться и читать и писать намного качественнее своих одноклассников.
В своей работе по развитию чувственного опыта я использую основные разработки М. Мантессори и Е.И. Тихеевой («посмотри», «понюхай», «попробуй» и т.п.). Наряду с использованием «абстрактного» дидактического материала я включаю и «естественный» материал (шишки, цветы и т.п.). Таким образом, основной упор в развитии сенсорного восприятия делается на знакомстве со свойствами реальных предметов.
В своей работе я постоянно использую приемы, которые бы мне позволили задействовать все анализаторы в полной мере. Тем более что у детей – северян грани мировосприятия во всем его многообразии, значительно уже, чем у сверстников других регионов. Чтобы помочь детям ощутить и послушать явления в природе я использую воду, горох (градины), сухие листья (у нас многие дети просто не знают, что такое листопад, т.к. снег выпадает на зеленую листву).
Работу по запоминанию букв очень часто я провожу с закрытыми глазами, ощупывая буквы, дети намного быстрее научаются читать, чем при их зрительном восприятии. Так же при описании «киндер – сюрпризов", животных и других предметов мы постоянно работаем в волшебных закрытых очках, дети с точность описывают все элементы игрушек.
Интересен прием использования «прищепкотерапии». Совместно с детьми и воспитателями мы изготавливаем тематические прищепки (прищепки с изображениями предметов), прищепки-буквы, прищепки-слова и с их помощью вывешиваем на веревочку слова, предложения, одежду, фрукты и др.
Как часть занятия, я использую жестовые задания. Это позволяет детям наиболее полно сконцентрировать зрительное восприятие и зрительную память. Качество работ жестовых диктантов выполняется наиболее качественно, нежели – слуховых.
На индивидуальных занятиях я использую различные материалы для развития чувствительности ладони и пальцев рук. Дети закрывают глаза, я провожу мехом по ладони и спрашиваю, чей хвостик (лисий), дотрагиваюсь веточкой ели (еловая) и т.д.
Вашему вниманию предлагается занятие из цикла «Времена года».
Тема: «Осень»
Цель: Развивать умение составлять рассказ, опираясь на схемы.
Задачи:
- Закрепление звукобуквенного анализа и синтеза.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие общей моторики и пластики.
- Развитие словообразования.
- Развитие монологической речи.
- Развитие образного мышления.
- Развитие мимики и жестов.
- Закрепление навыка чтения.
- Развитие эмоционального восприятия.
- Развитие плавного выхода.
- Развитие ориентировки в пространстве.
Оборудование: макеты деревьев, сухие листья, горох, лейка с водой, огромный зонт, ватман с надписью «осень», капли синего цвета, красные и зеленые листья, набор цифр, схемы явлений природы (дождь, снег, облачно, пасмурно, ветряно), запись П.И.Чайковского «Времена года. Осень».
Ход занятия:
I. Психогимнастика:
Логопед: Я жестами изображу приметы времени года, вы покажите и назовете их.
Дети: Птицы улетают на юг, светит солнце, хмурятся тучи, льет дождь и т.д.
Логопед: О каком времени года пойдет речь?
Д: Об осени.
II. Развитие дыхания:
Л: Мы в осеннем парке, посмотрите, что вокруг нас?
Д: Листья, листья желтые под ногами.
Л: А как вы думаете, что такое осенний листопад?
Л: Давайте подумаем, как убрать эту кучу листьев без помощи рук?
Л: Как убираются листья в природе? Правильно, их сдувает ветер. Нам нужно подуть на листья. Сядем на колени, спина ровная, вдох через нос, плечи не поднимаем, длительный плавный выдох, щеки не надуваем.
(Дети сдувают листву)
III. Звукобуквенный анализ и синтез:
Л: Что спрятано под листьями? (Слово).
Л: Прочитайте его. (Осень).
Л: Сколько букв в этом слове. (Пять - называют).
Л: Сколько звуков (4).
Л: Используя листья и капельки, сделайте звуковой анализ слова «осень».
(перед детьми лежат синие капельки, красные и зеленые листья)
IV. Звукобуквенный анализ:
Л: Слово «Осень» волшебное, его можно превратить в другие слова. Хотите?
Л: Миша, возьми цифру «1» и поставь под букву Н, Коля – «2» под О, Юра – «3» под С., Миша П. - прочти новое слово. (НОС).
Л: Кто найдет второе слово? (логопед раскладывает цифры).
Д: СОН.
Л: Что обозначает это слова? (Когда мы спим, нам снится сон).
Л: Миша встает в левый верхний угол ватмана, Коля – левый нижний, Миша Ш. – правый - верхний; Юра встанет в правый – нижний угол.
Напечатайте внутри листочка любое из двух слов. Сделайте звуковой анализ ваших слов, используя схемы – листья и капельки.
Л: Объясните свой выбор. (Дети анализируют слова)
V. Релаксация (мелотерапия):
Л: Мы хорошо поработали, убрали листья, записали слова, а вы хотите покружиться как листья?
- П.И Чайковский «Времена года. Осень».
Дети - «листья» кружатся и ложатся на ковер под музыку.
VI. Рассказ по схеме, словообразование:
Л: Мы отдохнули, расслабились. А как узнать, какая будет завтра погода? (Ответы).
Л: Мы узнаем о погоде из новостей. В прогнозе погоды.
Л: Дети, напомните мне, что обозначают эти схемы.
(Схемы: облако со снежинками, стрелочка синяя – северный ветер, красная – южный, облако с солнышком, облако с каплями. Слова - утро, день, вечер).
Л: Я диктор, объявляю погоду на завтра.
Утро будет облачным; к обеду прояснится и выглянет солнце, погода будет солнечная; вечер будет холодный, северный ветер и пойдет дождь, погода будет дождливая; ночью выпадет снег.
Л: А сейчас, диктором будет Коля П., по схеме он расскажет о сегодняшней погоде (утро – облачно, обед – вверено, вечер – снежно (2 рассказа))
VII. Развитие фонематического восприятия:
Л: Вы грамотно и интересно составили прогноз погоды
А хотите послушать осень.
Л: Для этого нам нужен зонт и волшебные очки.
Закрывайте глаза, садитесь под зонт и очень внимательно слушайте.
Сверху на зонт льется из лейки вода.
Д: Это льет дождь.
На зонтик сыпятся сухие листья.
Д: Листопад.
Сверху сыплется горох.
Д: Это град.
VIII. Рефлексия:
Л: Дети, а за что вы любите осень?
Список литературы:
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1989.
- Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., 2002.
- Трифонов Е.В. Психофизиология человека. Русско-англо-русская энциклопедия. - 14-е изд., 2011. // Режим доступа: http://www.tryphonov.narod.ru
ОСЕНЬ
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорного восприятия
у дошкольников подготовительной к школе группе с ОНР (III уровень).
Учитель – логопед:
Щукина Елена Сергеевна
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников
подготовительной к школе группе с ОНР (III уровень).
Учитель-логопед Щукина Елена Сергеевна,
МБДОУ№ 17 города Нерюнгри Нерюнгринского района
Общее недоразвитие речи является наиболее сложным речевым нарушением на сегодняшний момент, учитывая речевые дефекты в логопедических группах массовых детских садов. С каждым годом речевые отклонения в нагрузку усложняются и тяжелейшими нарушениями в неврологическом, психическом и психологическом направлениях. Не редкостью стали такие диагнозы, как аутизм, задержка психоречевого развития, серьезные нарушения поведения, дизартрии, ринолалии. И поэтому школьники еще долгое время просто не могут обходиться без помощи логопеда.
Среди многих родителей, да и педагогов бытует странное мнение, что готовность ребенка к школе можно определить по навыку чтения и счета, по умению составить небольшой рассказ по картинке (анализ анкетирования родителей нашей группы). Но на самом деле все намного сложнее.
Просматривая медицинские карты детей, или беседуя с родителями, мы узнаем, что ребенок родился очень стремительно или наоборот измучил маму (в норме это должно составлять около 8 часов); ребенок начал ходить, не пройдя стадию ползания и т.д.
Зная все это, мы должны скомпенсировать недостающий, наиважнейший элемент развития, а именно сенсорную сферу ребенка, т.к. она является основным фундаментом в построении «здания» - школьник. Если сенсорное восприятие у ребенка сработает безошибочно, то уж поверьте, он научиться и читать и писать намного качественнее своих одноклассников.
В своей работе по развитию чувственного опыта я использую основные разработки М. Мантессори и Е.И. Тихеевой («посмотри», «понюхай», «попробуй» и т.п.). Наряду с использованием «абстрактного» дидактического материала я включаю и «естественный» материал (шишки, цветы и т.п.). Таким образом, основной упор в развитии сенсорного восприятия делается на знакомстве со свойствами реальных предметов.
В своей работе я постоянно использую приемы, которые бы мне позволили задействовать все анализаторы в полной мере. Тем более что у детей – северян грани мировосприятия во всем его многообразии, значительно уже, чем у сверстников других регионов. Чтобы помочь детям ощутить и послушать явления в природе я использую воду, горох (градины), сухие листья (у нас многие дети просто не знают, что такое листопад, т.к. снег выпадает на зеленую листву).
Работу по запоминанию букв очень часто я провожу с закрытыми глазами, ощупывая буквы, дети намного быстрее научаются читать, чем при их зрительном восприятии. Так же при описании «киндер – сюрпризов", животных и других предметов мы постоянно работаем в волшебных закрытых очках, дети с точность описывают все элементы игрушек.
Интересен прием использования «прищепкотерапии». Совместно с детьми и воспитателями мы изготавливаем тематические прищепки (прищепки с изображениями предметов), прищепки-буквы, прищепки-слова и с их помощью вывешиваем на веревочку слова, предложения, одежду, фрукты и др.
Как часть занятия, я использую жестовые задания. Это позволяет детям наиболее полно сконцентрировать зрительное восприятие и зрительную память. Качество работ жестовых диктантов выполняется наиболее качественно, нежели – слуховых.
На индивидуальных занятиях я использую различные материалы для развития чувствительности ладони и пальцев рук. Дети закрывают глаза, я провожу мехом по ладони и спрашиваю, чей хвостик (лисий), дотрагиваюсь веточкой ели (еловая) и т.д.
Вашему вниманию предлагается занятие из цикла «Времена года».
Тема: «Осень»
Цель: Развивать умение составлять рассказ, опираясь на схемы.
Задачи:
- Закрепление звукобуквенного анализа и синтеза.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие общей моторики и пластики.
- Развитие словообразования.
- Развитие монологической речи.
- Развитие образного мышления.
- Развитие мимики и жестов.
- Закрепление навыка чтения.
- Развитие эмоционального восприятия.
- Развитие плавного выхода.
- Развитие ориентировки в пространстве.
Оборудование: макеты деревьев, сухие листья, горох, лейка с водой, огромный зонт, ватман с надписью «осень», капли синего цвета, красные и зеленые листья, набор цифр, схемы явлений природы (дождь, снег, облачно, пасмурно, ветряно), запись П.И.Чайковского «Времена года. Осень».
Ход занятия:
I. Психогимнастика:
Логопед: Я жестами изображу приметы времени года, вы покажите и назовете их.
Дети: Птицы улетают на юг, светит солнце, хмурятся тучи, льет дождь и т.д.
Логопед: О каком времени года пойдет речь?
Д: Об осени.
II. Развитие дыхания:
Л: Мы в осеннем парке, посмотрите, что вокруг нас?
Д: Листья, листья желтые под ногами.
Л: А как вы думаете, что такое осенний листопад?
Л: Давайте подумаем, как убрать эту кучу листьев без помощи рук?
Л: Как убираются листья в природе? Правильно, их сдувает ветер. Нам нужно подуть на листья. Сядем на колени, спина ровная, вдох через нос, плечи не поднимаем, длительный плавный выдох, щеки не надуваем.
(Дети сдувают листву)
III. Звукобуквенный анализ и синтез:
Л: Что спрятано под листьями? (Слово).
Л: Прочитайте его. (Осень).
Л: Сколько букв в этом слове. (Пять - называют).
Л: Сколько звуков (4).
Л: Используя листья и капельки, сделайте звуковой анализ слова «осень».
(перед детьми лежат синие капельки, красные и зеленые листья)
IV. Звукобуквенный анализ:
Л: Слово «Осень» волшебное, его можно превратить в другие слова. Хотите?
Л: Миша, возьми цифру «1» и поставь под букву Н, Коля – «2» под О, Юра – «3» под С., Миша П. - прочти новое слово. (НОС).
Л: Кто найдет второе слово? (логопед раскладывает цифры).
Д: СОН.
Л: Что обозначает это слова? (Когда мы спим, нам снится сон).
Л: Миша встает в левый верхний угол ватмана, Коля – левый нижний, Миша Ш. – правый - верхний; Юра встанет в правый – нижний угол.
Напечатайте внутри листочка любое из двух слов. Сделайте звуковой анализ ваших слов, используя схемы – листья и капельки.
Л: Объясните свой выбор. (Дети анализируют слова)
V. Релаксация (мелотерапия):
Л: Мы хорошо поработали, убрали листья, записали слова, а вы хотите покружиться как листья?
- П.И Чайковский «Времена года. Осень».
Дети - «листья» кружатся и ложатся на ковер под музыку.
VI. Рассказ по схеме, словообразование:
Л: Мы отдохнули, расслабились. А как узнать, какая будет завтра погода? (Ответы).
Л: Мы узнаем о погоде из новостей. В прогнозе погоды.
Л: Дети, напомните мне, что обозначают эти схемы.
(Схемы: облако со снежинками, стрелочка синяя – северный ветер, красная – южный, облако с солнышком, облако с каплями. Слова - утро, день, вечер).
Л: Я диктор, объявляю погоду на завтра.
Утро будет облачным; к обеду прояснится и выглянет солнце, погода будет солнечная; вечер будет холодный, северный ветер и пойдет дождь, погода будет дождливая; ночью выпадет снег.
Л: А сейчас, диктором будет Коля П., по схеме он расскажет о сегодняшней погоде (утро – облачно, обед – вверено, вечер – снежно (2 рассказа))
VII. Развитие фонематического восприятия:
Л: Вы грамотно и интересно составили прогноз погоды
А хотите послушать осень.
Л: Для этого нам нужен зонт и волшебные очки.
Закрывайте глаза, садитесь под зонт и очень внимательно слушайте.
Сверху на зонт льется из лейки вода.
Д: Это льет дождь.
На зонтик сыпятся сухие листья.
Д: Листопад.
Сверху сыплется горох.
Д: Это град.
VIII. Рефлексия:
Л: Дети, а за что вы любите осень?
Список литературы:
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1989.
- Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. - М., 2002.
- Трифонов Е.В. Психофизиология человека. Русско-англо-русская энциклопедия. - 14-е изд., 2011. // Режим доступа: http://www.tryphonov.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная статья рассказывает об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...
Реферат "Развитие речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи через реализацию проектного метода"
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем реферата 29 листов. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект. пре...
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е...
Особенности развития мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В современной практике развития и обучения детей дошкольного возраста широко используются тетради с печатной основой (рабочие тетради), которые на наш взгляд ограничивают деятельность дошкольников: об...
Методическая разработка: Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из ключевых направлений в системе коррекционно-логопедической деятельности.Методичекая разаботка описывает ...
Статья. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Рекомендации по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ОНР, можно использовать с дошкольниками и младшими дошкольниками....
Рисование как средство развития цветовосприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
Проблема развития чувства цвета у дошкольника с ОНР является важным вопросом теории практики художественной педагогики...