"Развитие зрительного восприятия старшего дошкольника- основа успешного овладения письмом и чтением в школе".
статья (логопедия, старшая группа) по теме

Обеспечение равных стартовых возможностей старшим дошкольникам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshiy_doshkolnik_-statya-2.docx119.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  зрительного восприятия старшего дошкольника- основа успешного овладения  письмом и чтением в школе .

Старший дошкольник стоя на пороге школьной жизни должен обладать существенным набором знаний, умений и навыков; у него должны быть хорошо сформированы необходимые произвольные психические процессы. Так как на данном этапе времени мы  понимаем как существенно меняется образ школы, как далеко шагнул прогресс вообще. Требования общества к образованности и компетентности человека лежат в основе этих преобразований, интенсификации процесса обучения.

Увеличение объема информации, предлагаемой первоклассникам, ускорение темпа обучения, требует того, чтобы  у старшего дошкольника  уже в ДОУ были хорошо сформированы предпосылки для овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо - виды речевой деятельности человека. Информация, которой человек пользуется в этой деятельности, закодирована. Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (или письменных) знаков в звуки.

Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения и письма и состоянием зрительного восприятия. Ведущими психологами доказано, чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрослого человека. Формирование остроты зрения также происходит у ребенка до 7 лет.

Однако, тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем первоклассникам. При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей возможны такие трудности, как:

  1.  нарушено формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству;
  2. плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного;
  3.  зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  4. плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник).

Вышеизложенное позволяет  говорить о важности формирования зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет.

Наибольшей эффективностью в формировании всех зрительных функций у старшего дошкольника обладают сенсибилизированные зашумленные предметные  картинки. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий. К этим условиям относится:

  1. рассматривание объекта;
  2. выделение его существенных признаков;
  3. установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта;
  4. торможение признаков, которые не имеют существенного  значения.

Чем сложнее по своей зрительной структуре предмет или его изображение и чем меньше он упрочен в предшествующем опыте, тем более сложный и развернутый характер носит процесс зрительного анализа и синтеза, который лежит в основе  восприятия.

 Применение зашумленных предметных картинок  в работе с детьми дошкольного возраста должно носить дозированный, поэтапный характер и иметь постепенное усложнение. Так сначала :                                        

1. перечеркнутые изображения (рис. 1)

2.наложенные друг на друга изображения (рис.2.)                          Рис. 1.                                                                

В этих условиях зрительное восприятие предмета затрудняется необходимостью выделить нужное изображение, отделить его от посторонних элементов  фона или раздельно воспринять контуры                                                          Рис.2                                    нескольких фигур, наложенных друг на друга.

Следующим этапом будут:

3. замаскированные зрительные структуры - наиболее сложная фаза активного зрительного восприятия. Заключается в предложении  выделить фигуру, замаскированную в другой, более сложной структуре (рис. 3)

  4. выделить из однородной сетки (например, из шахматной доски) заданную фигуру (например, крест с белым или черным центром, прямоугольник и т. д.), которую необходимо себе ярко представить и  выделить, обводя пальцем контур этой фигуры. (рис.4.)

Рис. 3.

             Рис. 4

Здесь необходимо  различить определенную зрительную структуру и отдифференцировать ее от другой, а в отдельных случаях и уловить сложный принцип, по которому эта структура построена.

Примером  являются известные пробы Равена (рис. 5), при которых  дается структура с известным зрительным пропуском, который' ребенок должен заполнить, отобрав из нескольких предлагаемых вставок(заплаток) ту, которая подходит к данной структуре.  Решение этой задачи требует сложной аналитико-синтетической деятельности, поэтому эта ступень и  является одной из наиболее сложных, но вместе с тем и обеспечивающих наиболее         богатые возможности для анализа.

И наконец,  детям предлагаются зашумленные буквы, наложенные друг на друга, развернутые и перевернутые, недописанные и т.п.. Задачей ребенка является выделить их из общего изображения и проанализировать полученное. (рис.6)                                                                      Рис.6

Необходимо отметить, что старший дошкольник выполняет упражнения с зашумленными предметными картинками эмоционально и с интересом, решая для себя сразу несколько задач (способность  выделять, различать и классифицировать по характерным признакам буквы, цифры, фигуры; совершенствует графо-моторную функцию). Применение картинок данной группы хорошо подходит под недельное комплексно-тематическое планирование ООП с  применением основных походов ФГТ в ДОУ.

Предлагаемая  методика развития зрительных функций, как профилактика оптических ошибок письма и чтения, может быть включена воспитателем в систему традиционных занятий по  обучению детей грамоте или быть использована на специальных индивидуальных, групповых занятиях логопеда и психолога.

Использованная литература:

1.Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №4, 2003, 27с.

2.Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7,5. М.: Новая школа, 1996. – 48c.

 3.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Гном и Д, 2007. – 88 с.

4.Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирование у дошкольников и младших школьников. – М., 2004. – 64 с.

5.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – М.: Аквариум, 1997– 400с.

6.Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнетивного развития детей // Дефектология.-2000. - №3.-3с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников

Презентация по развитию зрительного восприятия у дошкольников....

Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.

В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).

Развитие  зрительного восприятия  у  дошкольников с  нарушениями  зрения с использованием  ИКТ (информационные компьютерные технологии)....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

Опыт работы на тему: "Освоение окружающей действительности посредством развития зрительного восприятия старших дошкольников"

Муниципальное образовательное учреждение Детский сад Центр развития ребенка № 93 г. Челябинска Осолодкова Ольга Яковлевна ОПЫТ РАБОТЫ По теме: «Освоение окружающей действительности посредством развити...

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с ОВЗ

Занятие по ориентировке в пространстве у детей среднего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Тема " Птицы"...

«Рисование песком - как способ развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения»

дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого сниж...