Консультация "Как формировать фразовую речь у детей при составление рассказа по сюжетным картинкам"
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_syuzhetn.docx | 5.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Как формировать фразовую речь у детей при составление рассказа по сюжетным картинкам»
Фразовая речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности.
Формирование фразовой речи это важный этап, так как фраза – основа общения, поэтому (диалогическая форма общения).
Ученики начальных и средних классов мало читают, не умеют грамотно выразить свои мысли, и эти проблемы начинаются ещё в дошкольном детстве. Поэтому именно педагогам детских садов надо прививать маленькому человеку любовь к слову, научить его грамотно выражать свои мысли, рассуждать.
Усвоение родного языка происходит поэтапно от простого к сложному. И начинается ещё в раннем возрасте, когда у ребёнка только закладываются предпосылки развития речи.
Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи.
РАБОТА НАД ФРАЗОВОЙ РЕЧЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ЗВЕНОМ В ЦЕПОЧКЕ: СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-РАССКАЗ
Это важный этап, так как фраза – основа общения (диалогическая форма общения речи).
Формируя фразовую речь детей, первично проводим работу над формированием структуры фразы и над сочетаемостью слов в предложении по законам грамматики.
При формировании структуры фразы, главное – научить ребёнка соединять слова в предложения по законам смысла, научить выражать свои мысли законченным предложением.
В этой работе очень важно заниматься с ребёнком систематически, поэтапно, от простого - к сложному.
Начиная со второй младшей группы при обучении фразовой речи широко применяются игрушки и предметы.
Во второй младшей и средней группах предусмотрены занятия по обучению детей рассказыванию с использованием игрушек, предметов, рассказыванию по картине и обучению пересказу.
На первый план должно выступать решение трёх задач, которые влияют на построение связного высказывания:
1. Формирование интонации, дикции, темпа речи.
2. Работа над смысловой стороной слова, его оттенков.
3. Работа над грамматической формой слова и предложения в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи.
По отношению к старшим дошкольникам работаем над развитием двух форм речи – диалогической и монологической. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, просить).
В старшей группе учим детей:
Рассказыванию с использованием игрушек, предметов.
Рассказывание по картине.
Пересказ.
Рассказывание на темы из личного опыта, творческие когда ребёнок придумывает сказку.
В подготовительной группе необходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи.
Методика применения различных приёмов – это мнемотаблицы, графические схемы предложений, картинно-графические планы рассказов.
В схемах и картино-графических планах рассказов используются следующие обозначения:
Работу над понятием «предложение» и анализом предложений целесообразно проводить в следующем порядке:
1. Предложение из двух слов: слово-предмет (живое, неживое) = слово действие; слово-действие + слово + предмет.
2. Предложение из трёх слов с прямым дополнением без предлога.
3. Распространённое предложение с однородными членами предложения.
4. Распространённое предложение с предлогом.
Для обучения детей фразовой и связной речи, планированию собственного высказывания предлагаются следующие виды работ, каждый из которых рекомендуется проводить в несколько этапов:
А) Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картино-графические планы.
Б) Пересказ рассказа с использованием картино-графическим планом без опоры на сюжетную картинку.
В) Составление рассказа по серии картинок с фабульным развитием действий.
Г) Пересказ прочитанного рассказа.
Работа над предложением должна включать как обязательный элемент в структуре занятий по развитию речи.
При выборе заданий и наглядного материала для работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом или лексической темой занятия. Занятия должны соответствовать основному принципу – от простого сложному. Но необходимо помнить. Что совершенствование синтаксической стороны речи идёт не только на занятиях по развитию речи но и на других занятиях во всех режимных моментах. Дети во всём копируют педагога, поэтому речь должна быть грамотной, эмоциональной, образной. Следует избегать многословия, иначе ребёнок улавливает лишь смысл высказывания, а форма ускользает от его внимания.
Удачи на творческом пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"
Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."
Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....
Конспект по развитию речи "Поход на рыбалку" (составление рассказа по сюжетным картинкам "На рыбалке")
Развивать умение сосставлять рассказ по сюжетным картинкам...
Формирование монологической речи с помощью мультимедийной презентации на примере составления рассказа по сюжетной картинке
Использование современных информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей, в том числе у детей с наруш...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по развитию речи "Составление рассказа по сюжетным картинкам".
Группа: подготовительнаяТема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам».Цель: продолжать формировать умения детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, изображающих основные кл...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"
quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание: • Закрепить у детей представление о сезон...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам:"Снеговик и заяц" (Альбом № 4)
Цель: развитие связной речи детей;Задачи:учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным...