Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

Программное содержание:    

• Закрепить у детей представление о сезонных изменениях в природе;    

• Обучить составлению связного последовательного рассказа по сюжетным картинкам (по алгоритму);    

• Развить умение передавать предметное содержание сюжетной картины;    

• Развить грамматически правильную речь в процессе пересказа;    

• Расширить и активизировать предметный словарь по данной теме;    

• Научить правильному употреблению предлогов в процессе пересказа ( в, над, под, на, по).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пересказ по сюжетным картинкам732.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципально - дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад №7”

Конспект по развитию речи

в старшей группе :

"НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам

по теме «Весна»"

Работу выполнила:

Воспитатель Ведерникова Л.А.

г.Копейск

2023г.

Программное содержание:

  • Закрепить у детей представление о сезонных изменениях в природе;
  • Обучить составлению связного последовательного рассказа по сюжетным картинкам (по алгоритму);
  • Развить умение передавать предметное содержание сюжетной картины;
  • Развить грамматически правильную речь в процессе пересказа;
  • Расширить и активизировать предметный словарь по данной теме;
  • Научить правильному употреблению предлогов в процессе пересказа ( в, над, под, на, по).

Словарная работа:  дождливая, солнечная, сырая, ранняя, мелкие моросящие дожди, капризная.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально - коммуникативная, игровая, физическая.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, игровой.

Оборудование: сюжетные картины по методике В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду ».

Предварительная работа: сезонные изменения весной. Приметы весны – неживая природа, одежда людей в весенний период.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель загадывает детям загадку. И обращает внимание на то, что отгадка и будет темой сегодняшнего занятия.

Я превращаю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна ,

Зовут меня...

(Весна)

Правильно дети – это весна. Как и у нас с вами за окном. А кто нам назовёт весенние месяцы? (ответы детей). Все правильно.

А теперь ответьте мне, пожалуйста,: Какай бывает весна? (холодной, дождливой, сырой, тёплой, душистой, поздней, солнечной ). Молодцы! Какие изменения происходят ранней весной в марте месяце (бегут ручьи, набухают почки на деревьях, природа нас может радовать солнечной погодой, поют птицы ). Все правильно.

А что происходит в середине весны,  в апреле? (дети отвечают – листья на деревьях начинают распускаться, появляются первые весенние цветы: подснежники, мать и мачеха, одуванчики, трава, появляются первые насекомые). И это правильно.

А что происходит весной, в мае (ответы детей – на деревьях начинают распускаться цветы, прилетели птицы с юга, начинают вить гнезда и т.д.). Правильно.

Ребята, вы просто молодцы, и на все мои вопросы ответили правильно. Сейчас нам предстоит творческая работа. Мы с вами превратимся в рассказчиков и будем составлять рассказ по сюжетным картинкам. Рассказ называется "Как солнышко ботинок нашло"

Воспитатель вывешивает на магнитную доску сюжетные картинки. Но прежде чем мы начнём пересказывать рассказ, давайте немного разомнёмся и превратимся в весенних бабочек.

Проводится физкультминутка:

"Весна пришла"

Весной бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась!

Раз- росой она умылась

два- изящно покружилась

Три- нагнулась и присела

 на цветочек тихо села.!

Теперь ребята, можно продолжать. Воспитатель читает рассказ "Как солнышко ботинок нашло" Вернёмся к нашим сюжетным  картинкам.

Рисунок (26) (700x522, 241Kb)

Рисунок (27) (700x519, 241Kb)

Рисунок (28) (700x505, 235Kb)

  1. Беседа по серии картин.

- Где гулял мальчик Коля?

- Чего было много вокруг дома?

- Почему Коля стоит в одном ботинке?

- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?

- Как вы думаете, он нашёл его?

- Кому рассказал Коля о своей потере?

- Кто стал искать ботинок после Коли?

- А после бабушки?

- Где Коля мог потерять ботинок?

- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?

- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?

  1. Составление рассказа по серии картин.

Как солнышко ботинок нашло.

Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.

Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.

После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

  1. Пересказ рассказа.

Воспитатель обращает внимание на то, что дети уже умеют составлять рассказы по картинкам. Рассказ должен быть правильно построен, по определённой схеме - алгоритму. Воспитатель напоминает, что у любого рассказа должно быть:

  • Начало;
  • Основная часть - раскрытие сюжетной линии;
  • Заключение – вывод и своё отношение к картине.

Воспитатель поясняет, что сначала вы даёте название выбранной вами сюжетной картинке, затем, описываете место и время изображённое на картине, потом описываете действие или героев которые изображены здесь. И как итог – вывод.

Педагог путём вопросов, подготавливает детей к пересказу  истории по   данным картинкам, уточняет основные фразы. Воспитатель выслушивает рассказы тех детей, которые сами изъявили желание попробовать свои силы.

Подведение итогов.

– Чем мы с вами сегодня занимались?

– По каким картинам составляли рассказ?

Воспитатель в конце занятия подводит итог. Выслушивает мнение детей, что особенно получилось, чей рассказ оказался наиболее полным развёрнутым и грамотно построенным.

Рефлексия. Молодцы ребята, вы сегодня замечательно потрудились, хорошо отвечали на вопросы. Работали дружно!

 За хорошую работу можно поощрить детей похвалушкой (например наклейки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».

Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные сло...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при ...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по развитию речи "Составление рассказа по сюжетным картинкам".

Группа: подготовительнаяТема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам».Цель: продолжать формировать умения детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, изображающих основные кл...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи (составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»

Конспекторганизованнойобразовательной деятельностив старшей группе  по развитию речи(составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»          ...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи "составление рассказа по серии сюжетных картинок"

Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Творческое составление рассказа по серии сюжетных картинок».Цель: Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого ха...