ДИЗАРТРИЯ у детей, что делать? Рекомендации специалиста.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бычковская Марина Николаевна

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДИЗАРТРИЯ. 259.35 КБ

Предварительный просмотр:

ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ: ЧТО ДЕЛАТЬ?    КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

https://arbat25.ru/assets/main/images/kid-468680129.jpg  Дизартрией у детей называют тяжёлое нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения речедвигательного аппарата. Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира,  дезадаптация.

В данном случае большая ответственность ложится на близких маленького пациента. Вовремя предпринятое лечение поможет восстановить работу органов речи, позволит правильно поставить произношение, скорректировать все стороны речевой функции.

ПОНЯТЬ ПРОБЛЕМУ

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространённых.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребёнка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надёжно зафиксироваться и остаться навсегда.

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щёк, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжёлый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорождённых;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.

Распознать у своего ребёнка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребёнок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

С ЧЕГО НАЧАТЬ ЛЕЧЕНИЕ

https://arbat25.ru/assets/main/images/chto-takoe-encefalogramma-golovnogo-mozga-i-zachem-ee-delayut-detyam-11.jpg     Лечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования:

  • ЭЭГ;
  • электромиография;
  • МРТ;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

После установления диагноза ребёнок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог.

Различают четыре степени заболевания:

  • 1 степень – диагноз устанавливается только посредством специальных тестов компетентным специалистом;
  • 2 степень – речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты;
  • 3 степень – речь понимают только близкие;
  • 4 степень – речь непонятна для восприятия или отсутствует.

В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекцию.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛЕЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определённая последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный.    https://arbat25.ru/assets/main/images/b028375d5b615a6517c3063f300d3d13.jpg

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определённые зоны щёк, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щёк и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребёнок берет в рот конфету на палочке, взрослый ею вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Речевое https://arbat25.ru/assets/main/images/tsikave-dozvillya-dlya-dytyny-3-5-rokiv-6749x.jpg   дыхание - сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика.

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно.

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

  1. Ребёнок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь. Внимание концентрируется на вдохе.
  2. Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха. Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
  3. Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
  4. Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперёд, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперёд. Задерживаем https://arbat25.ru/assets/main/images/1(34).jpg  дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребёнок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определённой последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьёт к тому же творческое мышление.

https://arbat25.ru/assets/main/images/palchik.jpg  Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
  • расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
  • согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
  • на верёвке ребёнок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
  • использование различных мячей – рифлёных, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
  • использование эспандеров;
  • бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искажёнными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, нёбных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • https://arbat25.ru/assets/main/images/4362862174021748_ad33.jpgпроизношение звука с оппозиционным по звучанию: саше, свата.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребёнка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, даёт основы навыков письма, чтения.

ДРУГИЕ МЕТОДЫ

Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребёнку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.

Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжёлая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.

Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.

Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряжённость голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринуждённее. Перестала привлекать внимание прохожих.

Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.

Из физиопроцедур актуальны:

  • электрофорез; https://arbat25.ru/assets/main/images/elektroforez-pop.jpg
  • дарсонвализация;
  • синусоидальные модулированные токи;
  • локальная гипотермия.

Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается чёткость произношения, усиливается голос.

Помимо перечисленных методов подключают:

  • лечебные ванны;
  • гирудотерапия;
  • иглоукалывание.

Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.

Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребёнка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.                                                                                                                  АВТОР СТАТЬИ

Царенко Мария  Арменовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коррекция дизартрии у дошкольников.Понятие  термина - дизартрия.Виды дизартрий.Причины возникновения.Коррекционная работа.Конспект организованной деятельности с детьми. ...

Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП

Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП...

Методические рекомендации логопеда для родителей по коррекции стертой формы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.

     Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя неск...

По рекомендации специалистов

Детский аутизм – сложное заболевание, ранние признаки которого не всегда диагностирует даже специалист. На что следует обратить внимание родителям, чтобы правильно расценить изменения в поведени...

Рекомендации специалистам ДОУ по работе с родителями

Основная цель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучени...

Приказ 591 об использовании методических рекомендаций специалистами МБОУ "СОШ №3 имени А.А. Ивасенко" по составлению коррекционных маршрутов

Приказ 591 об использовании методических рекомендаций специалистами МБОУ "СОШ №3 имени А.А. Ивасенко"  по составлению  коррекционных маршрутов...

Дизартрия у детей. Виды дизартрии.

Дизартрия - это нарушение речи, возникающее вследствие поражения ЦНС. При дизартрии снижается подвижность речевого аппарата, поэтому страдает артикуляция. У детей дизартрия приводит к неправильному пр...


 

Комментарии

Бычковская Марина Николаевна

Царенко Мария Арменовна
Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.