Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП
рабочая программа по логопедии по теме

Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -_programma_korrekcii_dizartrii_u_detey_s_dcp.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

«Логопедической коррекции дизартрии».

Пояснительная записка.

Проблема выявления и коррекции  дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения,  которые имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение  дизартрии является  предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:

—  развитие сенсорных функций;

—  уточнение пространственных представлений;

—  формирование конструктивного праксиса;

—  развитие высших корковых функций;

— формирование тонких дифференцированных движений рук;

—  формирование познавательной деятельности;

—  психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическая работа при  дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.

Цель логопедических занятий - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и  помощи детям в практическом использовании языка как средства общения.

 Исходя из цели поставлены основные задачи обучения, которые решаются на следующих этапах:

1-й этап — подготовительный.

Задача этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

1)  нормализация мышечного тонуса,

2)  нормализация моторики артикуляционного аппарата,

3)  нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

4)  нормализация голоса,

5)  нормализация просодики,

6)  нормализация мелкой моторики рук

2-й этап.  

Задача: выработка новых произносительных умений и навыков.

 1)  выработка основных артикуляционных укладов,

2)  определение последовательности   роботы над звуками.

3)  развитие фонематического слуха,

4)  постановка звука,

5)  автоматизация,

6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап.

Задача: выработка коммуникативных умений и

навыков.

1)  выработка самоконтроля за произношением;

2)  тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях;

4-й этап

Задача: преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

5-й этап

Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи

1)  формирование графомоторных навыков,

2)  развитие связной речи,

3)  развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.

При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.

 Мозжечковая форма дизартрии.

- Изометрическая гимнастика и массаж

- Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)

- Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)

- Работа над речью:

а) темп речи

б) ритмические и динамические ударения

в) эмоциональная выразительность

г) стимуляция работы мягкого неба

- Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов

- Работа по фонематическому восприятию звуков

- Коррекция звуков

- Работа над лексико-грамматической стороной речи

- Коррекция познавательной деятельности

Экстрапирамидальная форма   дизартрии

- Рефлексзапрещающая поза

- Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)

- Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временной

организации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)

а) воспроизведение амплитуды

б) направление движения

в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)

г) удержание артикуляционной позы на счёт;

- Работа над просодической стороной речи

а) мелодия

б) темп

в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро

г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность

Псевдобульбарная форма дизартрии

а) нормализация мышечного тонуса;

б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;

в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда;

г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)

д) коррекция звуков:

    -  постановка

    -  автоматизация

    -  введение

е)  Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука

ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи

з)  Развитие временных и пространственных представлений

и) Коррекция познавательной деятельности

Рабочая программа разработана на основе:

- «Коррекция стертой дизартрии». Автор Е.Ф Архипова, Москва просвещение 2008

- «Речевые нарушения у детей с ДЦП».  Автор Е.Н Мастюкова. Москва просвещение 1996

- учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.

- инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000

№ 2  « Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Программа ориентирована на учащихся начальных классов общеобразовательной школы VI вида

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Форма занятий: индивидуальная.

Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки, планируется параллельно с коррекцией нарушения письменной речи с учётом степени поражения артикуляционного аппарата,  тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коррекция дизартрии у дошкольников.Понятие  термина - дизартрия.Виды дизартрий.Причины возникновения.Коррекционная работа.Конспект организованной деятельности с детьми. ...

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель  Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...

Консультация для родителей на тему: "Значение медикаментозной терапии при коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста"

В своей практике я часто сталкиваюсь с ребятами, которые страдают таким нарушением, как дизартрия. Под дизартрией понимают расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центра...

Значение медикаментозной терапии в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста.

Значение медикаментозной терапии в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста не просто велико - оно огромно! Контингент группы компенсирующей направленности для детей с ТНР составляют дети, в а...

Методическая разработка "Инновационные технологии коррекции дизартрии у детей "

В современном мире в деятельности учителя-логопеда инновационные методы и технологии приобретают все большее значение в обучение детей. В данный момент времени всё более популярной становится  не...

Значение логоритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста

Значение логоритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста...