Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП
рабочая программа по логопедии по теме
Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-_programma_korrekcii_dizartrii_u_detey_s_dcp.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
«Логопедической коррекции дизартрии».
Пояснительная записка.
Проблема выявления и коррекции дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.
Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.
Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:
— развитие сенсорных функций;
— уточнение пространственных представлений;
— формирование конструктивного праксиса;
— развитие высших корковых функций;
— формирование тонких дифференцированных движений рук;
— формирование познавательной деятельности;
— психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
Логопедическая работа при дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.
Цель логопедических занятий - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использовании языка как средства общения.
Исходя из цели поставлены основные задачи обучения, которые решаются на следующих этапах:
1-й этап — подготовительный.
Задача этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:
1) нормализация мышечного тонуса,
2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,
3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,
4) нормализация голоса,
5) нормализация просодики,
6) нормализация мелкой моторики рук
2-й этап.
Задача: выработка новых произносительных умений и навыков.
1) выработка основных артикуляционных укладов,
2) определение последовательности роботы над звуками.
3) развитие фонематического слуха,
4) постановка звука,
5) автоматизация,
6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3-й этап.
Задача: выработка коммуникативных умений и
навыков.
1) выработка самоконтроля за произношением;
2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях;
4-й этап
Задача: преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап
Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи
1) формирование графомоторных навыков,
2) развитие связной речи,
3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.
Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.
При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.
Мозжечковая форма дизартрии.
- Изометрическая гимнастика и массаж
- Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)
- Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)
- Работа над речью:
а) темп речи
б) ритмические и динамические ударения
в) эмоциональная выразительность
г) стимуляция работы мягкого неба
- Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов
- Работа по фонематическому восприятию звуков
- Коррекция звуков
- Работа над лексико-грамматической стороной речи
- Коррекция познавательной деятельности
Экстрапирамидальная форма дизартрии
- Рефлексзапрещающая поза
- Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)
- Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временной
организации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)
а) воспроизведение амплитуды
б) направление движения
в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)
г) удержание артикуляционной позы на счёт;
- Работа над просодической стороной речи
а) мелодия
б) темп
в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро
г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность
Псевдобульбарная форма дизартрии
а) нормализация мышечного тонуса;
б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда;
г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)
д) коррекция звуков:
- постановка
- автоматизация
- введение
е) Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука
ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи
з) Развитие временных и пространственных представлений
и) Коррекция познавательной деятельности
Рабочая программа разработана на основе:
- «Коррекция стертой дизартрии». Автор Е.Ф Архипова, Москва просвещение 2008
- «Речевые нарушения у детей с ДЦП». Автор Е.Н Мастюкова. Москва просвещение 1996
- учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.
- инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000
№ 2 « Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Программа ориентирована на учащихся начальных классов общеобразовательной школы VI вида
Занятия проводятся 3 раза в неделю.
Форма занятий: индивидуальная.
Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки, планируется параллельно с коррекцией нарушения письменной речи с учётом степени поражения артикуляционного аппарата, тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коррекция дизартрии у дошкольников.Понятие термина - дизартрия.Виды дизартрий.Причины возникновения.Коррекционная работа.Конспект организованной деятельности с детьми. ...
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...
Консультация для родителей на тему: "Значение медикаментозной терапии при коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста"
В своей практике я часто сталкиваюсь с ребятами, которые страдают таким нарушением, как дизартрия. Под дизартрией понимают расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центра...
Значение медикаментозной терапии в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста.
Значение медикаментозной терапии в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста не просто велико - оно огромно! Контингент группы компенсирующей направленности для детей с ТНР составляют дети, в а...
Методическая разработка "Инновационные технологии коррекции дизартрии у детей "
В современном мире в деятельности учителя-логопеда инновационные методы и технологии приобретают все большее значение в обучение детей. В данный момент времени всё более популярной становится не...
Значение логоритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста
Значение логоритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста...