Дизартрия у детей. Виды дизартрии.
консультация по логопедии

Малахова Елена Николаевна

Дизартрия - это нарушение речи, возникающее вследствие поражения ЦНС. При дизартрии снижается подвижность речевого аппарата, поэтому страдает артикуляция. У детей дизартрия приводит к неправильному произношению слов, к нарушению чтения и письма, а также к общему недоразвитию речи, или полному ее отсутствию.

С каждым годом эта логопедическая патология у детей увеличивается и занимает второе место после дислалии. Поэтому сейчас большое внимание уделяется этому речевому нарушению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya_u_detey.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Дизартрия у детей. Виды дизартрии.

Дизартрия - это нарушение речи, возникающее вследствие поражения ЦНС. При дизартрии снижается подвижность речевого аппарата, поэтому страдает артикуляция. У детей дизартрия приводит к неправильному произношению слов, к нарушению чтения и письма, а также к общему недоразвитию речи, или полному ее отсутствию.

С каждым годом эта логопедическая патология у детей увеличивается и занимает второе место после дислалии. Поэтому сейчас большое внимание уделяется этому речевому нарушению.

Выделяют следующие виды дизартрии у детей, основываясь на том, какие именно отделы и участки центральной нервной системы были поражены:

- Бульбарная дизартрия возникает, когда поражен продолговатый мозг. Это название происходит от латинского слова bulbus, то есть луковица, из-за формы продолговатого мозга. При заболевании продолговатого мозга происходит одностороннее или двустороннее поражения лицевого нерва. Если возникает одностороннее поражение лицевого нерва, то это приводит к развитию вялого паралича одной щеки и мышц губ, что в свою очередь приводит к нечеткой артикуляции губных звуков. Если же возникает двустороннее поражения лицевого нерва, то произношение всех губных звуков идет по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному или двугубному звуку (вместо В-Ф). Звонкие звуки в речи прочти отсутствуют, произношение приобретает назальный оттенок, гнусавость. Все смычные согласные сводятся к щелевому переднеязычному глухому звуку (вместо Б-П). Звуки не дифференцируются, характерна дисфония (расстройство голоса) или афония (отсутствие звучности в голосе). Бульбарная дизартрия характеризуется не только речевые нарушения, но и отсутствием мимики, гиперсаливацией, расстройством сосания и глотания твердой пищи.

- Подкорковая дизартрия возникает, когда поражены подкорковые узлы головного мозга. В основном эта патология проявляется нарушением мышечного тонуса, а также непроизвольными сокращениями артикуляционной и мимической мускулатуры. Особенно это заметно в момент, когда ребенок разговаривает, но также это можно заметить и в состоянии покоя. Временами речь у ребенка может быть вполне нормальной, так как постоянно меняется мышечный тонус. Но если вдруг у ребенка появляется артикуляторный спазм, то он не может произнести даже несколько звуков. Ребенок, который страдает подкорковой дизартрией, испытывает трудности в удержании артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом. Из-за такого резкого переключения артикуляционных движений нарушается тембр и сила голоса, страдает внятность речи. В редких случаях подкорковая дизартрия сопровождается снижением слуха, а это еще больше осложняет речевую патологию.

- Мозжечковая дизартрия в чистом виде встречается нечасто у детей. Мозжечковая дизартрия возникает из-за поражения мозжечка. Все это сопровождается выкриками, дрожанием языка, неравномерной речью. Разговор у ребенка замедленный, непонятный. Звуки с участием кончика языка и губ произносятся неправильно. У ребенка наблюдается шаткая походка, возникают проблемы с равновесием, неуклюжесть являются подтверждением, что это диагноз мозжечковая дизартрия. Она диагностируется при нарушении произносительной стороны речи, возникшем вследствие поражения мозжечка. У детей с мозжечковой дизартрией толчкообразный тип речи, постоянно меняющаяся сила голоса, в результате чего речь становится скандированная, импульсообразная, с нарушениями громкости, ударения. Звонкие звуки они произносят более глухо, мягкие – более твердо, большую часть фонем – назализовано. При произношении протяжных гласных звуков, у ребенка часто дрожит голос. Наблюдается пониженный тонус мышц языка, губ. Язык тонкий, распластанный, его подвижность ограничена, темп неспешный, мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Ребенок не может удерживать артикуляционную позу, проявляются избыточность или недостаточность объема движений языка, а в связи с пониженным тонусом жевательных мышц возникают сложности с пережевыванием твердой пищи.

У детей обязательно проводят дифференциальную диагностику, чтобы исключить бульбарную и корковую дизартрию, моторную афазию.

- Корковая дизартрия очень сложно поддается выделению и распознаванию. Она проявляется как моторное расстройство речи разного патогенеза. Корковую дизартрии можно спутать с моторной алалией из-за схожести их проявлений. В обоих случаях нарушена произвольная моторика артикуляционного аппарата, то есть ребенку сложно переключиться с одной артикуляционной позы на другую, и произношение слов со сложной звуко-слоговой структурой. Но при корковой дизартрии отсутствуют нарушения лексико-грамматической стороны речи. Поэтому отдельные звуки ребенок произносит четко, но при этом их автоматизация в речи  отсутствует. При корковой дизартрии обычно поражен кончик языка, поэтому ребенку сложно произносить переднеязычные звуки (Ш, Ж, Р, Л), при тяжелых формах эти звуки в речи отсутствуют, в легких – заменяются твердыми или мягкими свистящими или переднеязычными (вместо Т –Ть, вместо Д-Дь). Так же  трудности в постановке Л-Ль. Затруднено производство аффрикатов (распадаются на составные части). Происходит замена щелевых звуков на смычные (З на Д, С на Т). Допускает пропуски звуков при стечении согласных, избирательное оглушение звонких смычных согласных. Речь замедленная, неестественная.
         - Псевдобульбарная дизартрия встречается у детей очень часто. Происходит это из-за двустороннего поражения двигательных корко-ядерных путей, которые идут от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. При псевдобульбарной дизартрии возникает высокий мышечный тонус в артикуляторной мускулатуре по типу спазма в мышцах, поэтому происходит ограничение активных движений артикуляционного аппарата, в тяжелых формах – полное их отсутствие. При этом у ребенка сохраняются рефлекторные автоматические движения: глотание, дыхание и т.п. При произнесении звуков П, Б, Д язык напряжен и оттянут кзади, спинка закруглена, закрывает проход в глотку, кончик языка не выражен, объем произвольных движений небольшой. Ребенок, у которого псевдобульбарная дизартрия, может высунуть язык изо рта, но амплитуда этих движений ограничена, с трудом удерживает широкий язык по средней линии, он отклоняется в сторону, опускается за нижнюю губу или загибается к подбородку. Когда ребенок выполняет упражнение «Часики» язык колеблется в малой амплитуде, медленно «бороздит» по губе. Ребенок не может поднять язык к верхней губе при выполнении упражнения «Вкусное варенье» или достает кончиком языка нос, помогая нижней губой.
Произнесение звонких звуков затруднено, но их можно услышать в кашле, плаче, смехе, чихании. У ребенка нарушены шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч. Звук Р может быть одноударным, но чаще заменяется щелевыми Т или Д. Звук Л искажается. Клинические проявления патологии схожи с бульбарной дизартрией, однако псевдобульбарная форма легче поддается коррекции.

В свою очередь псевдобульбарная дизартрия бывает:

Паретическая. Для этой формы характерна гипотония речевой и скелетной мускулатуры. Патологические изменения распространяются на губные и язычные мышцы, а также на мягкое нёбо. Голос звонкий, громкий, но быстрозатухающий. Смена положения замедлена и затруднена. Наблюдается активное слюнотечение, при этом движения органов артикуляционного аппарата не синхронны с дыханием. Нечеткое и смазанное произношение звуков. Проблемы с жеванием и сосательным рефлексом, но они не критичны.

Спастическая. Для нее характерен спазматический парез языка, гиперкинезия губ и мышц гортани. Присутствует гнусавость, сама речь монотонна. Наблюдается спазмированность речевой мускулатуры, которая вызвана спазмами мышц языка и губ. Проблемы с сосательным и глотательным рефлексами. Ребенок не может поддерживать темп разговора, поэтому использует короткие фразы.

Смешанная. Данная форма встречается чаще всего. Сложность ее заключается в том, что соседние группы мышц находятся в разной степени напряжения.

Источник: интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коррекция дизартрии у дошкольников.Понятие  термина - дизартрия.Виды дизартрий.Причины возникновения.Коррекционная работа.Конспект организованной деятельности с детьми. ...

Логопедическая консультация для воспитателей: «О РЕЧЕВОМ ДЫХАНИИ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»

Всем воспитателям, работающим с детьми-дизартриками, необходимо знать особенности их речевого дыхания....

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Система развития речевого дыхания у детей с дизартрией

Цели и задачи данной работы: - апробировать уже известные методики развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи. - систематизировать имеющиеся данные по развитию речевого дыхания ...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Виды дизартрии и направления работы логопеда.

Краткая характеристика  видов дизартрии и речевых нарушений, основные направления работы логопеда....

Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с дизартрией

Основные виды нарушений звукослоговой структуры слов у детей с дизартрией...