КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
презентация по логопедии на тему
Коррекция дизартрии у дошкольников.
- Понятие термина - дизартрия.
- Виды дизартрий.
- Причины возникновения.
- Коррекционная работа.
- Конспект организованной деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya__dizartriii1.docx | 278.95 КБ |
differenciaciya__-_s_-_z_-.pptx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция дизартрии у дошкольников.
«Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребёнка, так и для коммуникации.»
Г. А. Быстрова , Э.А. Сизова, Т. А. Шуйская.
Характерной особенностью речи ребёнка с дизартрией является искажённое произношение большого количества звуков. Проблема коррекции этого нарушения у детей дошкольного возраста остро стоит перед современной наукой.
Что такое дизартрия? Дизартрия - arthr – двигаться, arthrom – сустав, то есть дизартрия - это расстройство членораздельной речи (расстройство разборчивости, восприятия речи), нарушение произношения обусловленное нарушением центрального механизма речи, выраженная в моторных трудностях ( в трудностях артикулирования), это несамостоятельный дефект. Дизартрия является частью какого – то мозгового поражения.
Дизартрия различается по степени выраженности: тяжёлая, средняя степень, лёгкая степень.
Тяжёлая степень – анартрия. Анартрия - an - отсутствие - arthron - членораздельной речи, отсутствие артикуляционных движений. Ребёнок не может говорить, мышцы его артикуляционного аппарата находятся в состоянии бездеятельности, паралич мышц. У человека с анартрией есть желание говорить, у него сформированы грамматический строй, словарь, но его артикуляционные органы бездействуют, это связано с нарушением иннервации артикуляционного аппарата.
Средняя степень – типичная дизартрия.
Лёгкая степень – стёртая степень дизартрии.
Существует 5 форм дизартрии в зависимости от очага поражения:
- Бульбарная дизартрия.
- Псевдобульбарная дизартрия.
- Подкорковая дизартрия.
- Мозжечковая дизартрия.
- Корковая дизартрия.
Бульбарная дизартрия - механизм повреждения – это симптом
бульбарного паралича . У ребёнка возникает поражение пяти пар черепно - мозговых нервов (одновременно). Ядра этих черепно - мозговых нервов находятся в бульбусе, а их поражение ведёт к параличу. Часто встречается при ДЦП, поражены IX пара и X пара нервов, это языко – глоточный и блуждающий нервы. Это самые длинные нервы, они иннервируют мускулатуру сердца и лёгких . Если возникает нарушение в структуре этих нервов (воспаление, опухоль), то мышцы получают искажённый сигнал. Нарушается сердечная и дыхательная деятельность. Если это нарушение серьёзное, может наступить смерть. Дети с такими поражениями погибают очень рано. В детской практике встречается редко эта дизартрия. В артикуляционном аппарате IX , X пара черепно – мозговых нервов иннервируют заднюю стенку глотки, заднюю часть спинки языка, надгортанник, голосовые складки, гортань, мягкое нёбо. При бульбарной дизартрии наблюдается трупное положение голосовых складок, надгортанник постоянно закрывает при еде гортань, мягкое нёбо опущено , пища попадает в носовую полость, в уши. И из – за такого положения мягкого нёба возникают воспалительные процессы. Очень часто возникает нарушение процесса глотания, затрудняется дыхание ребёнка, нарушается тембр голоса, появляется гнусавость . Нарушается иннервация V тройничным нервом , больной малыш не морщит лоб, нет морщин, не надувает щёк, не шевелит ноздрями, не закрывает глаза, рот такого ребёнка постоянно открыт. У больного наблюдается паралич жевательных мышц. Для бульбарной дизартрии характерна гиперсалевация, голова таких детей постоянно наклонена, так как нарушена иннервация мышц шеи . Поражение VI пары черепно - мозговых нервов , они иннервируют мускулатуру лица , вызывают анемию лица, лицо похоже на лицо мертвеца. Движения губ при этом поражении не возможны, кроме этого не возможны сосание, чмокающие движения, поцелуй. А поражение XII пары черепно - мозговых нервов, подъязычного нерва вызывает нарушение произношение звуков речи, эти пары нерва иннервирует 23 мышцы языка. А если язык парализован, то и речь невозможна.
Псевдобульбарная дизартрия - это самый распространённый вид дизартрии. Эта дизартрия внешне похожа на бульбарную, то есть присутствуют нарушения жевания , дыхания, речи. Но эта дизартрия имеет другой механизм. При псевдобульбарной дизартрии страдают пирамидные пути , часто её называют пирамидной. Ещё страдают проводящие пути и её называют проводниковой дизартрией. Ещё эту дизартрию называют детской дизартрией. При этой форме дизартрии наблюдается слюнотечение, характерно сжатие рта, мышцы спастичны, язык комом, повышен тонус языка, кровоснабжение мышц языка нарушено, мышцы холодные, напряжённые. Для псевдобульбарной дизартрии характерна односторонность нарушений. Характерное явление – это рост одних мышц и недоразвитие других. Часто мы наблюдаем ассиметрии при этой форме дизартрии. Часто наблюдаем ещё и синкинезии, то есть язык не работает , а мышцы губ пытаются помочь языку. Псевдобульбарная дизартрия имеет тяжёлые формы выраженности и лёгкие формы.
Подкорковая дизартрия – это симптом того мозгового нарушения, который называется подкоркой. Подкорковые образования отвечают за красоту, плавность ,экономичность движений артикуляционных органов. Созревание подкорковых узлов происходит в 3 - 4 года, затем они формируются до 7 – 8 лет. Если в подкорке возникают нарушения, то страдает организация движений . Повышается тонус мышц, они становятся мало - подвижными, появляются добавочные движения мышц, тремор и гиперкинезы. Речь детей с подкорковой дизартрией напоминает речь при заикании, язык принимает разнообразные положения, недифференцированные положения, даже в состоянии покоя язык дрожит, звуки произносятся по – разному: то, как межзубные, то как боковые. Эту дизартрию часто называют экстрапирамидной и гиперкинетической.
Мозжечковая дизартрия – это нарушение речи связано с поражением мозжечка, она не бывает лёгкой. При мозжечковой дизартрии не бывает параличей, гиперкинезов, но страдает организация движений, не сочетаются дыхание, голос и артикуляция Тонус мышц при этой дизартрии понижен . Люди с повреждённым мозжечком не могут сохранить прямое направление движений, часто падают, эту дизартрию называют атаксической . Звукопроизношение детей с мозжечковой дизартрией нарушено не грубо, отмечается некоторая смягчённость звуков. Речь таких людей сравнивают с речью в алкогольном опьянении. Исправить звуки легко, труднее работать над формированием правильного дыхания.
Корковая дизартрия - это поражение нижней трети центральной лобной извилины, ведущим является нарушение произношения большинства звуков речи, мышцы артикуляционного аппарата работают не в той последовательности, возникает апраксия. Нет направленности движений артикуляционного аппарата, мышц рук, ног, ребёнок по заданию не может выполнить нужного движения рукой, ногой, выполнить заданную артикуляционную позу. Возникают замены звуков в речи , они могут быть любыми, вместо - П - Т, Д - Б , дизартрия бывает у лобных больных. Чаще она бывает в лёгкой или в средней форме.
Что поможет специалисту подтвердить диагноз:
- Анамнез.
- Неврологический статус.
- Физический статус .
- Анамнез – это история развития ребёнка.
Нам важно выяснить все аспекты протекания беременности, желанная ли беременность, болезни матери, психические стрессы, отёки, заполнена ли планцета жидкостью, как проходили роды, характер родов, сколько часов длились роды, был ли безводный период, если был, то сколько времени он длился. Была ли у плода асфиксия? Оценка по шкале Апгар. Вес и рост при рождении. Как младенец взял грудь? Как протекал период новорождённости? Какие перенёс заболевания? Выяснить как протекали локомоторные функции (когда начал держать голову, сидеть, стоять.)?
- При обследовании неврологического статуса специалисты спрашивают: Как часто болел ребёнок до года? Были ли в этот период судороги, высокая температура? Наблюдались ли нарушения речи? Был ли лепет? Было ли гуление ? ( При поражениях лицевого нерва отмечается ассиметрия лица , уголки губ опущены, малыши не могут высунуть язык или наоборот не могут убрать язык в рот. Мышца языка часто холодная. Наблюдается девиация языка, то есть отклонение в правую или левую сторону. Отклонение идёт в больную сторону. Ребёнок двигая языком одновременно двигает и глазными яблоками . У некоторых больных мы видим повышение слюнотечения. При выполнении упражнения «лошадка» , ребёнок цокает только передней частью языка, передняя и задняя части языка плохо функционируют. Так проявляется повышенный тонус языка. При поражении мягкого нёба маленький язычок отклоняется в здоровую сторону ( ребёнка просят открыть рот и сказать – А - ) Нарушения жевания и глотания пищи – это проявление неврологической патологии, дети часто жуют передними зубами, с широко открытым ртом.
Физический статус – это состояние общей моторики больного. У детей с ДЦП особенно страдает общая моторика , но и при лёгких формах дизартрии отмечается неловкость , скованность, замедленность или хаотичность движений мелкой моторики. Нарушения общей моторики у детей с нормальным развитием = 8%, с дислалией = 20%, со стёртой формой дизартрии =33%. Это нарушения негрубые. Они чаще проявляются на музыкальных занятиях: дети трудно овладевают движениями на коньках, на лыжах, они плохо овладевают ножницами, карандашом, не могут провести замкнутую линию. Дети имеют трудности поведения, они агрессивны или пассивны.
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией.
Коррекция нарушений звукопроизношения проводится комплексно:
Неврологом предлагается медикаментозное лечение:
- Сосудистые препараты – винпоцетин ( нарушения памяти, головокружение, головная боль, состояния после острого нарушения мозгового кровообращения), кавинтон (афазия, апраксия, двигательные расстройства), инстенон (дизартрия), глиатилин (дизартрия), циннаризин (ишемические нарушения мозгового кровообращения), стугерон (головокружение, нарушение памяти,нарушение мозгового кровообращения).
- Ноотропы - ноотропил (нарушение памяти, головокружение, нарушение поведения), пантогам (при умственной недостаточности, при подкорковых гиперкинезах различной этиалогии, при расстройстве мочеиспускания), пантокальцин ( при умственной отсталости и задержке психического развития), энцефабол ( при нарушении поведения), пикамилон (острое нарушение мозгового кровообращения, вегетососудистая дистания, астенические состояния).
- Метаболические препараты - кортексин ( улучшают обмен веществ), актовигин ( улучшает моторные функции), церебролизин (снижение памяти, операции на головном мозге, психические заболевания), церебролизат (ослабление памяти, травмы мозга).
- Витамины – нейромультивит ( витамины группы В),мильгамма ( витамины группы В).
- Седативные средства - Ново – пассит ( повышенная возбудимость, снижение внимания, памяти), успокой (при повышенной возбудимости), персен ( при повышенной возбудимости),тенотен (детский) ( снижение внимания, повышенная возбудимость, снижение памяти).
Один из методов коррекции – массаж, его проводят аккуратно, без усилия, чтобы не вызвать гиперкинезы, силовой массаж может восстановить рефлексы оральной автоматизации, то есть рефлексы , характерные детям до 1 года. Нужно использовать элементы массажа с лёгким разминанием.
Массаж носогубных складок:
1). 5 – 7 движений от ноздрей к уголкам губ (от центра к периферии, сверху – вниз).
2). Лёгкое постукивание сверху – вниз, по носогубным складкам.
3). Зигзаг , сверху – вниз.
4). Пружина, спиралевидные движения.
5). Волнообразные движения.
6). Пощипывания по месту носогубных складок.
7). Закончить на уголках губ – точечный массаж.
Массаж губ:
- От середины верхней губы к уголкам губ, двумя пальцами.
- От середины нижней губы к уголкам –
- На обеих губах, в средней части губ.
- Спиралевидные движения по верхней губе .
- Спиралевидные движения по нижней губе.
- Спиралевидные движения по средней части обеих губ
- Волнообразное движение по верхней, нижней и серединной части губ – 6 раз.
- Лёгкое пощипывание обеих губ ( 7 раз).
- Постукивание по верхней губе 5 – 7 раз.
- Спиралевидное поглаживание по верхней губе .
- То же по нижней губе.
- То же по обеим губам.
- Лёгкое пощипывание по средней части обеих губ.
Массаж мягкого нёба:
1). Двумя пальчиками массировать от передних резцов до середины ротовой полости, неглубоко. Пальцы обмотать марлей. – 5 раз.
2). Постукивание от резцов до середины твёрдого нёба. 5 раз.
3). Зигзагообразные движения 5 – 7 раз.
4). Спиралька, колечки – 5 раз.
5). Волна. 5 - 6 раз.
Все движения делать только к центру. Очень полезно дуто через трубочку в стакан с водой. Дать зевнуть ребёнку. Дать покашлять ребёнку. Надувать игрушки очень полезное упражнение.
Массаж языка:
1). Пошлёпать пальцами от кончика языка до его середины.
2). Поглаживать с двух сторон язык от кончика до середины языка. (Стимуляция), от середины к кончику ( расслабление).
3). Спиралька.
4). Волна.
5). Постукивание.
6). Пощипывание.
Специальные упражнения для укрепления общей моторики.
- упражнения проводятся от 15 минут перед артикуляционной гимнастикой.
Занятия физическими упражнениями лучше проводить без обуви либо в лёгких носках. Проводятся 5 стандартных упражнений :
- «Волчок.» - это упражнение поможет обрести равновесие и лёгкость. И. положение – стоя, руки развести в стороны, ладони вниз – сделать повороты туловища, ног по часовой стрелке в среднем темпе, положение рук не менять. (от 3 х раз)
- «Червячок.» Лёжа на коврике, руки вдоль тела, ладони вниз, сделать глубокий вдох и поднять голову и ноги, таз не отрывать от пола ( от 3 х раз).
- «Птичка.» - Хорошо устраняет застои в носовых пазухах, осуществляется массаж щитовидной железы. Исх. пол. – стоя на коврике на коленях, руки на поясе чуть – чуть отклонены назад, голова слегка опущена к груди, вдох прогнуться назад – выдох в исходное положение - от 3 х раз.
- «Стол.» - упражнение для укрепления иммунной системы . Исх. пол - сидя на полу ( на коврике), ноги слегка разведены, руки около бёдер, пальцы рук направлены вперёд, голова у груди - вдох поднять туловище , опираясь в пол руками и ногами, голову слегка откинуть назад, выдох - в исх. пол.
- «Собака.» - укрепляет организм, Исх. пол – лёжа , руками и носками ног опираться в пол, живот поднят над полом, голова откинута слегка назад, вдох, встать на вытянутые руки и ноги, голова внизу между рук – выдох ( от 3 х раз)
Существует несколько приёмов коррекции звукопроизношения:
- Подражание. Ребёнок видит положение речевых органов при произнесении того или иного звука и подражает правильной артикуляции взрослого.
- Механический приём. Логопедом используются различные зонды, но этот метод не очень нравится детям.
- Механическая постановка и подражание. Зондом держать артикуляционный орган и показывать правильное положение языка, губ пациенту.
- У Зеемана в его книге «Расстройства речи в детском возрасте» описан метод опоры на сохранные звуки.
- Физиологический. С опорой на артикуляционные упражнения. Детям предлагаются специальные упражнения, целью которых является обучение ребёнка разложить трудную артикуляционную позицию на более лёгкие.
Коррекция свистящих:
Гимнастика для мышц губ:
- Растянем губы в улыбку, зубы не видны. - 5 упражнений.
- «Забор.» - обнажить зубы — 5 упражнений.
- «Трубочка.» - губы вытянуть — 5 упражнений.
- Чередовать упражнения 2 и 3 — 5 упр.
- «Зайчик.» - обнажить верхние зубы, поднять верхнюю губу. 5 р.
- «Обиделся.» - выдвинуть вперёд нижнюю челюсть — 5 р.
- Чередование упр. 5 и 6 , с исх. пол.
- «Кривая ухмылка.» - подъем губы влево и вправо, поочерёдно. Затем, если есть гиперкинезы, то большее число с больной стороной — 5 , 6 раз.
- «Кролик жуёт .» - движение губ, как при жевании — 10 — 12 раз.
Гимнастика для языка:
- «Лопатка.» - высунуть широкий язык, подержать 6 сек. 5 раз.
- «Лопатка вперёд — назад.» - 5 движений.
- «Накажи язычок.» - шлёпать губами по языку — ПА — ПА — ПА — 1 мин.
- «Накажи язычок зубами.» - жевать язык зубами — ТА — ТА — ТА — 1 мин.
- «Песенка бабочки.» - петь — И - - 5 раз.
- «Орешек.» - упор языка за левую и правую щёки. - по 5 раз.
- «Помой щёчку.» - чистить языком справа и слева, язык внутри рта — 5 раз.
- «Вытолкни морковку.» - выталкивание морковки (кусочек, 1, 5 см) сначала в уголке рта, затем справа, слева — 5 раз с каждой стороны.
- «Песенка бабочки.» - ещё 1 раз. 5 упражнений.
- «Жевать боковые края языка.» - 5 раз.
- «Мостик.» -язык широкий, кончик языка упирается в нижние резцы. - 6 сек. 5 раз.
- «Тёрка.» - тереть зубами по поверхности языка. - 5 упр.
- «Построить мостик, разрушить.» - широкий мостик выгнуть. Опустить — 5 упражнений.
- «Катушка.» - язык в виде катушки, держать 6 сек. 5 упр.
- «Мостик вверху — внизу.» - движения языка вверх — вниз — 5 упр.
Выработка центральной воздушной струи:
- «Подуй на язык» - положить широкий язык, подуть, подставит ладонь и проверить , выдох должен быть холодным. - 5 раз.
- «Подуй в трубочку.» - поднять боковые края языка и подуть вперёд , если ребёнок не может поднять боковые края языка, то на середину языка положить спичку. - 5 упражнений.
- «Дуть на желобок.» . - язык «мостиком», посередине проходит желобок, дуть на желобок. - 5 раз.
- «Подуть в колпачок.» - положение языка №3 — дуть 5 раз.
(на постановку — 1 — 1, 5 месяца, звук взрослый не называет).
Краткий материал на закрепление свистящих звуков в потоке речи:
- Игра «Холодный ветер.» - ребёнок самостоятельно произносит звук –С -.
- Повторение обратных слогов:
АС – АС
ОС – ОС
УС – УС
ЫС – ЫС
ЯС – ЯС
ЁС – ЁС
ЮС – ЮС
ЕС – ЕС
3. Повторение слов - АС, БАС, КЛАСС, ПАС, ТАСС, АТАС, ВЛАС, КВАС, АСКЕТ, АСПИРИН, АСТМА, АСТРОЛОГ, АСФАЛЬТ.
- БОСС, КРОСС, НОС, ОТКОС, БАРБОС, РОС, ВОЛОС, ВОПРОС, ПОКОС.
- УС, ВКУС, ТРУС, ОБОЛТУС, МУСС, УКСУС, УКУС, ЗУЛУС, ТУЗ.
- ПЛЯС, ТРЯС, ПОЛЮС, ПЛЮС, ФЛЮС, ПЁС, ТЁС, НЁС, УНЁС, ОТНЁС, ПРИНЁС, УТЁС.
4. Повторение фраз - Павел любит вас. Я ем ананас. У меня в бутылке квас. Влас ел ананас. В аптеке аспирин.
Через 5 – 7 занятий переходить к закреплению звука в прямом слоге.
В промежутке брать слоги и слова со стечением согласных:
АСТА - АСТА – АСТА
АСТУ – АСТУ – АСТУ
АСНА – АСНА – АСНА
АСНО – АСНО – АСНО
АСКА – АСКА – АСКА
- Повторение слов – ПАСТА, БАСТА, ХВАСТА, ТЕСТО, МЕСТО, НЕВЕСТА, ЯСТВА, КАПУСТА, ДВА КУСТА, НАСТЯ, РАСТУ, НАСТИЛ, НЕТ ХВОРОСТА, НАСТАВЛЕНИЕ, НАСТАВНИК, НАСТОЙ, НАСТОЛЬКО, НАСТОЛЬНЫЙ, НАСТРОЧИТЬ, НАСТРОЙ, НАСТУПАТЬ, НАСТРОЙЩИК.
- Затем повторяются слова с прямыми слогами – СЫ - СЫ - СЫ и слова с этим слогом УСЫ, КОСЫ, ВОЛОСЫ, ЧАСЫ, КОСЫ, НОСЫ, ПОДНОСЫ, ВЕСЫ, МУССЫ, ОТКОСЫ, ВКУСЫ, БУСЫ, БАСЫ, ТРУСЫ, Хорошо поиграть в игру «Один – много.» - ус – усы, час - …., вес - …., коса - …, волос - …., откос - …., бас - …, поднос -…, трос - …
Затем идёт автоматизация звука – С – в середине слова .
- Примерные слова - ПОСЫЛКА, КОСЫНКА, ОБСЫПКА, ВЫСЫПАТЬ, ОТСЫПАТЬ, НАСЫПАТЬ, РАССЫПАТЬ.
Далее происходит автоматизация звука –С - в начальной позиции слога СЫ .
- Например : СЫН, СЫР, СЫЧ, СЫРНИК, СЫРОК, СЫРОЙ, СЫРОСТЬ, СЫВОРОТКА.
- Закрепление звука продолжаем в сочетаниях с СА – КОСА, РОСА, ЛИСА, КРАСА, КАССА, МАССА, КОЛЁСА, КОЛБАСА, ОСА, ПОЛОСА, АДРЕСА, ЧУДЕСА, затем закрепление звука – С - проходит в сочетаниях , когда слог СА – находится в середине слова – ГУСАК, ДОСАДА, ПИСАТЬ, УСАТЫЙ, КУСАТЬ, ПОСАДКА, КРАСАВИЦА, ОСАДА, МАССАЖ, РАССАДА. В дальнейшем проходит автоматизация – С - в словах, где слог СА находится в начале слова – САД, САМ, САЛО, САЙКА, САНИ, САХАР, САДИК, САЛАТ, САВАН.
- Закрепление продолжается в словах со слогом СО – КОЛЕСО, ЛАССО, ПРОСО, МЯСО, в словах, где СО в середине слова – НОСОК, ФАСОЛЬ, ЛЕСОК, ОСОКА, ПОЯСОК, ГОЛОСОК, БОСОЙ, РАССОЛ. Слог СО в начале слова – СОК, СОТЫ, СОМ, СОН, СОНЯ, СОВЫ, СОБОЛЬ, СОДА.
- Затем предлагаются слова со слогом СУ в начале слова – СУП, СУХ, СУК, СУДНО, СУМКА, СУЧЬЯ, СУНДУК, СУПЧИК. Закрепление продолжаем со словами, где слог СУ в середине слова ПОСУДА, ПЛЯСУН, НЕСУТ, РИСУНОК. В словах, где СУ в конце слов – НЕСУ, ПАСУ, ВЫНЕСУ.
Автоматизация звука – С - проходит примерно на 15 – 20 занятиях, затем нужно переходить к звонкому звуку из этой группы – к - З - .
Для постановки звука – З - мы предлагаем слегка постучать снизу по подбородку, ребёнок произносит звук – Д – а ему в этот момент предлагаем подуть на язычок, который расположен в виде «мостика.» , получается – З, другой вариант постановки – З , это произнося звук – Ы - высунув язык и снизу постучать по подбородку (ЫДА, ЫДЫ, ЫДО, ЫДЫ). Тоже мы проделаем и в сочетании с Г - ЗГА, ЗГО, ЗГУ, ЗГЫ, потом переходим к сочетаниям с Б – ЫЗБА, ЗБО, ЗБУ, ЗБЫ. Во время начального этапа автоматизации звуков рекомендуется звук не называть.
Автоматизация звука – З – в словах лучше начинается в игре «Один – много.» - ТАЗ – ТАЗЫ, КОЗА - …, СТРЕКОЗА - …., ГАЗ - …, РОЗА - …, ВАЗА - …,МОРОЗ - …, ГРОЗА - …, БЕРЁЗА - …, АРБУЗ - …., БЛУЗА - ..Далее предлагаем слова , где – ЗЫ – в середине слова – КОЗЫРЁК , МУЗЫКА, ПУЗЫРЁК, НАЗЫВАТЬ, ПОКАЗЫВАТЬ, ЯЗЫК, ПУЗЫРЬ, затем мы предлагаем слова , где слог ЗЫ в начале слов – ЗЫБЬ, ЗЫБУЧИЙ, ЗЫЧНО. Потом мы предлагаем на закрепление в словах сочетания со слогом ЗА , где слог в конце слова – ВАЗА, РОЗА, МИМОЗА, БЛУЗА, ПОЛЬЗА, БЕРЁЗА, ГЛАЗА, ГРОЗА, КОЗА, СТРЕКОЗА, потом слова с ЗА в середине слова – ФАЗАН, ЛИЗАТЬ, ВЛЕЗАТЬ, МОЗАИКА, РОЗАРИЙ, НАКАЗАТЬ, МАЗАТЬ, УКАЗАТЬ, слова с ЗА в начале слова – ЗАЛ, ЗАЯЦ, ЗАПАХ, ЗАПАД, ЗАВТРА, ЗАВТРАК, ЗАМОК, ЗАРЯ, ЗАВОД, ЗАБОР, ЗАГАР, ЗАБАВА, ЗАБЫТЬ, ЗАГАДКА, ЗАТЕЯ, ЗАБЫТЬ.
Предлагаем для постановки звук – Ц , он равен ТС, при его автоматизации необходимо учесть его фонематическую особенность. В начале ребёнок произносит АТ, ОТ , УТ, ЫТ, на следующем занятии к звуку – Т прибавляем – С - АТС, УТС, ЫТС… На третьем занятии мы формируем быстрое проговаривание ребёнком этих сочетаний и автоматизируем уже – Ц. Предлагаются слова с звукосочетаниями ЦК, ЦВ – КУЗНЕЦКИЙ, МОЛОДЕЦКИЙ, НОВОКУЗНЕЦК, ТКАЦКИЙ, НЕНЕЦКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, БРАТСКИЙ, ДЕТСКИЙ, ФЛОТСКИЙ, ЯКУТСКИЙ, ИРКУТСКИЙ, КАЛИНИНГРАДСКИЙ, далее слова с сочетаниями ЦВ – ЦВЕТ, ЦВЕТНОЙ, ЦВЕТОЧНИЦА, ЦВЕТОВОД, СОЦВЕТИЕ, ЦВЕТЫ. Потом можно закреплять –Ц – в обратных слогах - АЦ, ОЦ, УЦ, ЫЦ, ЯЦ, ЁЦ, ЕЦ, ЮЦ, ИЦ, в словах – МАТРАЦ, ПАЛАЦ, ПАЯЦ, БОЕЦ, ОТЕЦ, ЖНЕЦ, БОРЕЦ, ГОНЕЦ, КОНЕЦ, ЖИЛЕЦ, ПЕВЕЦ, РУБЕЦ, ГЛУПЕЦ, ДВОРЕЦ, УДАЛЕЦ, ОГУРЕЦ, ПЛОВЕЦ, БЕГЛЕЦ, КУЗНЕЦ, ЛЕДЕНЕЦ, МОЛОДЕЦ, НАКОНЕЦ, ПРОДАВЕЦ, ЧТЕЦ, ЧЕПЕЦ, ЧЕЧЕНЕЦ, ШПИЦ, ШПРИЦ, ПРИНЦ, ОРДИНАРЕЦ. ПЕХОТИНЕЦ, БЛИЦ, НИЦ.
Затем можно переходить к автоматизации – Ц- в прямых слогах. С ЦЫ – КУЗНЕЦЫ, ПТИЦЫ, ПЕВЦЫ, ОТЦЫ, ОГУРЦЫ, МОЛОДЦЫ, БОЙЦЫ, ЖИЛЬЦЫ, МЕЛЬНИЦЫ, НОЖНИЦЫ, РУКАВИЦЫ, УЛИЦЫ,КОНЦЫ, ПЛОВЦЫ, ДВОРЦЫ, ЗАЙЦЫ, ПУГОВИЦЫ, КОЛХОЗНИЦЫ, ЛУКОВИЦЫ, ПАЛЬЦЫ, БОЛЬНИЦЫ. Затем закрепляем звук –Ц – в середине слова и начале слова – МИЛИЦИЯ, АВИАЦИЯ, АКАЦИЯ, ЛЕКЦИЯ, ПОРЦИЯ, ЦЫП, ЦЫГАН, ЦИРК, ЦИФРА, ЦИРКУЛЬ, ЦИНК, ЦИНГА, ЦИЛИНДР, ОВЦА, ПЫЛЬЦА, КУРИЦА, ЯЙЦА, УЛИЦА, МЕЛЬНИЦА, ВОДИЦА, ПЕВИЦА, ДЕВИЦА, ТЕПЛИЦА, ГРАНИЦА, ТЕПЛИЦА, БОЛЬНИЦА, ПШЕНИЦА, РУКАВИЦА, КОЛХОЗНИЦА, КОЛЬЦА, КАШИЦА, КОЖИЦА, ГОРНИЦА, ПЯТНИЦА, УМНИЦА, КОННИЦА, КУЗНИЦА, ЛУКОВИЦА, МЕРЦАТЬ, ЦАПЛЯ, ЦАРЬ, ЦАРАПИНА, ЦАРЕВНА.
Гимнастика для постановки шипящих звуков:
- «Поздоровайся с носом.» - закрыть широким языком верхнюю губу — 5 упр.
- «Оближи верхнюю губу.» - язык внутрь рта, лакательные движения, медленно — 5 упр.
- «Поцелуй верх. губу» - 5 упр.
- «Лесенка.» - широкий язык на верхней губе, за верхней губой, за верхними зубами. - 5 упр.
- «Помой зубки.» - языком помыть верхние зубки. - 5 упр.
- «Поцелуй зубки.» - языком целовать верхние зубки — 5 упр.
- «Фокус.» - сдувать кальку с кончика носа — язык поднят вверх — 5 упр.
- «Подуй на чёлку.» - теплая струя воздуха на нос. - 5 упр.
- «Удержи кусочек.» - на широком языке удержать кусочек хлеба. - 6 сек. - 5 упр.
- «Чашечка.» - широкий язык двигать вперёд и в рот — 5 упр.
- «Подуй на чашечку снаружи и внутри.» - 5 упр.
Примерный конспект развивающей игры .
Тема «Автоматизация звука –С – во фразовой речи на основе изучения транспорта детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ОНР.»
Коррекционно – образовательные цели . Закрепление представлений детей о транспорте. Расширение словаря и его активизация по данной теме. Примерный словарь (транспорт, грузовик, самосвал, троллейбус, автобус, поезд, метро, станция, корабль, лодка, катер, пассажир, руль, шофёр, водитель, остановка, ездить, лететь, перевозить, управлять ,тормозить, останавливаться, пассажирский, грузовой, воздушный, водный, наземный, подземный.). Совершенствовать навык слогового анализа слов. Автоматизация звука –С- в словах и фразах по теме «Транспорт.»
Коррекционно – развивающие цели . Развитие зрительного внимания и восприятия. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.
Коррекционно – воспитательные цели .Формирование у детей инициативности, доброжелательности, взаимопонимания, ответственности за свои поступки.
Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, картинка – игра «Город.» Магнитные картинки с изображением транспорта, его деталей со звуком – С-. Звуковые линейки с машинкой. Палочки для составления предложений и счёта слов в предложении. Бумажные парашюты с кармашками, набор картинок, в названии которых есть звук – С- . Плакаты с отсутствующей буквой С в словах
.
Предварительная работа. Экскурсия на улицу в близи детского сада, наблюдение за транспортом на улице. Заучивание пальчиковой гимнастики «Транспорт.»
Процесс игры – мероприятия:
1.Организационный момент. (Развитие диафрагмального дыхания, движений общей моторики, координации движений).
Логопед предлагает выполнить упражнения с движениями:
- я буду называть транспорт, а если вы услышите названия воздушного транспорта, поднимите руки вверх и двигайте ими из стороны в сторону, произнося на одном выдохе - С – С – С – (вначале проводятся обучающие упражнения ).
- если вы услышите, что я называю наземный транспорт, выполняйте упражнение «Поворот руля.», одновременно произносите на одном выдохе – «АС – АС – АС.»
- услышав названия водного транспорта, произнесите на одном выдохе – «СА – СА – СА.»
2. Игра « Собери самолёт.»
Логопед предлагает детям взять из контейнера детали самолёта.
- Соберите из деталей, которые вы взяли самолёт, объясните, что вы поставили.
Дети – я прикрепил к самолёту салон.
- я прикрепил к самолёту пропеллер.
- я прикрепил к самолёту крылья.
- я прикрепил к самолёту хвост.
3. Игра «Грузовой самолёт.» Логопед раздаёт детям звуковые линейки и картинки с изображением различного транспорта . Логопед просит детей найти звук –С – в названиях этого транспорта (картинки с изображением транспорта, в названии которого есть звук – С - автобус, троллейбус, самолёт, самосвал)
4. Специальная артикуляционная гимнастика для звука – С ( смотри коррекционные упражнения для свистящих ).
5. Игра «Город.» ( Расширение представлений о транспорте. Уточнение и активизация словаря по данной теме. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.)
Логопед предлагает детям рассмотреть игру – картинку «Город.», объяснить , что видно в городе из самолёта, сосчитать слова в предложении о любом виде транспорта , выложить схему предложения палочками:
- Автобус едет по шоссе. L _ _ _. (4 слова в предложении.)
- Самосвал везёт песок. L _ _.
- Самолёт скоро приземлится. L _ _ .
- Игра для развития мелкой моторики « Самолёт.»
(автоматизация – с – в чистоговорках.)
Самолёт летит (большой палец согнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые пальцы.)
Самолёт гудит (сложить руки в виде трубочки).
- У – У – У- самолёт я жду ( сложить ладони у груди).
- У – У – У - улететь хочу. (руки в стороны).
7. Игра – упражнение «Парашюты.»
Логопед объясняет детям , что у каждого ребёнка свой парашют, и дети должны спустить на своём парашюте только те предметы, в названии, которых есть звук –С- ( собака, лошадь, сумка, сундук, сабля, лодка, санки, коса, колесо, кукла).
8.Игра – загадка «Отгадай и дорисуй.»
Логопед предлагает детям дорисовать недорисованные рисунки, но сначала отгадать, что на них нарисовано ( 5 рисунков – загадок):
- Четыре братца уговорились гоняться,
Как ни бегут , друг друга не догонят.
(колёса)
- Железная птица в небе кружится, по сигналу пилота на землю садится.
(самолёт)
- Чудо – дворник перед нами
Загрёбущими руками
За одну минуту сгрёб преогромнейший сугроб.
(снегоуборочная машина)
- Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом, носит обувь из резины,
И питается бензином.
(автобус)
- Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведёт,
Мы стоим глазам не верим:
Все стоят, она идёт.
(эскалатор в метро).
(Дети отгадывают загадки, называют транспорт и определяют его вид, например – Метро – это подземный вид транспорта.)
- Игра «Кто чем управляет.» (Развитие грамматического строя речи.)
Логопед объясняет, что лётчик, который управляет самолётом заболел и твердит, что он работает водителем автобуса, помогите лётчику разобраться в названиях профессий на транспорте.
- Логопед спрашивает у детей, выставляя картинки с изображением транспорта
- кто управляет автобусом? – (автобусом управляет водитель)\
- кто управляет самолётом? –
- кто управляет самосвалом? –
- кто управляет кораблём? –
- кто управляет ракетой? –
10. Логопед говорит: « Ну вот наш самолёт приземлился в аэропорту, а нас встречаю различные плакаты, но в них куда – то потерялась буква – С, помогите прочитать в аэропорту эти плакаты, исправьте ошибки.»
Слова на плакатах - . ОКИ , .УВЕНИРЫ, .ПОРТ, . ОРТ.
11. Итог занятия. Положительная оценка детей.
Автор – составитель логопед ГДОУ № 67 Фрунзенского района Санкт –Петербурга Людмила Ивановна Белова .
Конспект совместной деятельности логопеда и детей в средней группе для детей с диагнозом ОНР.
Тема «Насекомые.»
Коррекционно – образовательные цели: 1. Формировать представления детей о внешнем виде и образе жизни насекомых. 2. Уточнить и расширить словарь детей по теме «насекомые» (бабочка, жук, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы). 3. Формировать обобщающее понятие «насекомые.» 4. Совершенствовать грамматический строй речи ( образование и употребление существительных в косвенных падежах).
Коррекционно – развивающие цели. Развивать у детей связную речь. Развивать зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Коррекционно – воспитательные цели: Формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование – Тетради № 2 по числу детей, контейнер с цветными и простыми карандашами, предметные картинки, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, предметы для наборного полотна.
Ход совместной деятельности логопеда с детьми:
- Организационный момент. Дыхательное упражнение – «Сдуй бабочку с цветка.» - сильный выдох, следить, чтобы дети не надували щек. 3 раза.
- Установка цели деятельности детей – «Сегодня мы отправляемся загород.» Игра «Поезд.» - работа над силой голоса ( произнесение звука – у - с разной силой голоса, при приближении к «станции» голос усилить. )- у у у УУУУУ.
- Логопед объясняет детям , что поезд остановился, нужно выйти на «полянку» и поискать насекомых. Игра «Кто , где спрятался?» - на цветке (кто?) – дети …бабочка на цветке, на траве (кто?) - дети….муравей на траве, кто на дереве (кто?) – дети …. Стрекоза на дереве.
- Игра на развитие зрительного внимания «Кого не стало?» - детям предлагается изображение 4 –х насекомых, и одно насекомое убирается, дети закрывают глаза, чтобы взрослый смог убрать изображение одного насекомого, дети определяют и называют исчезнувшее насекомое.
- Игра «Чего не хватает.» предлагается изображение бабочки. На котором не хватает усов, на другом изображении той же бабочки не хватает лапок, затем – крыльев. Дети называют чего не хватает у бабочки.
- Игра –артикуляционные упражнения. Сели дети на полянке отдохнуть и увидели мишку, который показывал детям дорогу, мишка предложил показать дорогу, если дети выполнят упражнения для язычка : дети под руководством логопеда с игрушечным мишкой выполняют перед зеркалом несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.
- Мишка обрадовался, что дети так хорошо знают и выполняют артикуляционную гимнастику. Мишка предлагает детям игру «Посмотри и расскажи.» Детям предлагается мнемо – таблица.
? | |
1 часть – название насекомых, 2 часть - где чаще видят, 3 часть – как передвигается, 4 часть – в какое время года появляется.
- Затем мишка предлагает поиграть с бабочкой «
- « Что за бант у нашей Ани? Это бабочка – краса. (дети ходят по кругу, изображая полёт бабочки). Кружит, вьется над цветами, где ,как мёд блестит роса. (Присесть, затем встать.)» Нищева Н.
- Работа в тетради №2. Вопрос к детям, кого нужно раскрасить в тетрадях – дети «бабочку»,дети раскрашивают бабочку и дорисовывают усики бабочке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Произнесение звуков изолированно. Игры на формирование фонематического слуха. Дифференциация звуков в слогах. Дифференциация звуков в словах. Дифференциация звуков во фразе.
С – С - С
З – з - з
Игра « Хлопни – топни». С З З С З С З С З з с
Игра в мяч «Скажи наоборот» СА СО СУ СЫ ЗА ЗО ЗУ ЗЫ
Заменить звук - С на -З , какое слово получится? косы козы
сайка зайка
суп зуб
Молодец!
Назови лишнее слово!
Отлично!
Закончи фразу словом со звуком –С или - З. У Сони болит … Она ест горячий …
Отгадайте загадку – « Чудеса! Чудеса – загорелись небеса! Стали алы облака, стала розовой река.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии
Материал может использоваться в практике работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью дизартрии...
Коррекция просодии у детей дошкольного возраста с дизартрией
Доминирующий клинический диагноз у детей с проблемами речи – дизартрия, который представляет собой не только патологию звукопроизношения, но и просодической стороны речи. Так как все струк...
Диагностика стертой формы дизартрии у детей дошкольного возраста
Стертая дизартрия характеризуется неярко выраженным нарушением звукопроизношения, обусловленным недостаточной иннервацией органов артикуляции. Часто стертая дизартрия остаетс вне поля зрения специалис...
Консультация для родителей на тему: "Значение медикаментозной терапии при коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста"
В своей практике я часто сталкиваюсь с ребятами, которые страдают таким нарушением, как дизартрия. Под дизартрией понимают расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центра...
Значение медикаментозной терапии в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста.
Значение медикаментозной терапии в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста не просто велико - оно огромно! Контингент группы компенсирующей направленности для детей с ТНР составляют дети, в а...
Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...
Значение логоритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста
Значение логоритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста...