Методические рекомендации логопеда для родителей по коррекции стертой формы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

       Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации логопеда для  родителей по коррекции стертой формы  дизартрии.

        Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др. Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлен на:

- развитие сенсорных функций;

- уточнение пространственных представлений;

- формирование конструктивного праксиса;

- развитие высших корковых функций;

- формирование тонких дифференцированных движений рук;

- формирование познавательной деятельности;

- психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

       Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.

        Родители начинают общаться с младенцем, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным условием формирования потребности ребенка в общении. Основные рекомендации родителям, имеющим ребенка раннего возраста: как можно больше разговаривать с ним, читать малышу книги, рассказывать потешки, описывать все, что делают; не допускать сюсюканья при общении; говорить четко и выразительно. Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода и зависит от многих факторов – времени обнаружения дефекта, выбора хорошего специалиста, настойчивости и терпения родителей.

    Несмотря на речевые дефекты дети понимают, что отличаются от других и начинают комплексовать, часто используют жесты вместо слов или просто предпочитают молчать, а родители не уделяют этому внимания.

      Результат - такое поведение входит в привычку, вызывая дефицит словарного запаса и нарушение связности речи.

Родителям следует уделять особое внимание общению с ребенком. Но работу в домашних условиях можно проводить только после консультации с неврологом и логопедом.

Задачи, которые стоят перед родителями в работе со своим ребенком:

1. Выработка мотивации.

2. Контроль за выполнением заданий и речью детей.

3. Заинтересованное участие в коррекционной работе, проводимой логопедом, и ее результатах.

       Родители детей с дизартрией должны учитывать, что речевое развитие ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство его в развитие создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях значительно сокращает сроки логопедической работы.

Для развития речи и коррекции дизартрии в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Гимнастика для щек и губ:

- надуть губы и щеки;

- надуть щеки поочередно;

- втянуть щеки (между зубов);

- сымитировать сосательные движения;

- вибрация губами.

2. Гимнастика для нижней челюсти:

- открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;

- прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и

пытается вытащить, постепенно наращивая силу.

3. Гимнастика для языка:

- облизывание губ;

- упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы

ребенок его рассасывал.

4. Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки.

Так как развитие артикуляционной моторики находится в тесной связи с развитием тонких движений пальцев рук, необходимо совершенствовать ручную умелость. У детей с дизартрией часто наблюдается нарушение движений пальцев и кистей рук, они не могут самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистей рук и связывать их с игровой деятельностью ребенка и его повседневной жизнью. Например:

-Действовать с крупными предметами, затем с мелкими.                                                                         - Правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их (подбирать игрушки, предметы, разные по размеру, форме, весу).

- Перекладывать предметы с одного места на другое, раскладывать на плотном листе бумаги, ориентируясь на их контуры, заранее нанесенными взрослым.

- Группировать игрушки или предметы по размеру (цвету, весу).

- Раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна по небольшим

коробочкам или мешочкам.

- Нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку.

- Передвигать косточки на счетах.

- Вырезать из бумаги картинки по контуру и раскрашивать их.

- Сжимать резиновую губку или теннисный мячик.

- Лепить из пластилина.

- Собирать мозаику.

- Заниматься конструированием.

   Родители должны с вниманием относиться к самым незначительным успехам ребенка, положительно оценивать его усидчивость, старание. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:

- На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.

- Кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно приподнимает нужные пальцы (если сразу не удается выполнить упражнение, взрослый придерживает рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными).

- Плотно складывает обе ладони вместе и постукивает пальцами друг о друга (мизинец о мизинец, безымянный о безымянный и т. д.). Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надевать тонкую резинку небольшого диаметра.

- По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три: выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).

- Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.

- «Отстреливание» ватного шарика (шашки и др.) одним, двумя, четырьмя пальцами.

      Дети с дизартрией могут испытывать трудности в еде и самообслуживании. Им нужно помогать в меру, иначе может пострадать развитие их самостоятельности (с помощью бинта изменить ручку ложки, кружки, сделать ее более толстой; закрепить посуду на подносе). При обучению питью сначала используют резиновую трубку для втягивания жидкости. Ребенок захватывает трубку ртом, затем нужно слегка потянуть ее к себе, чтобы она удерживалась одними губами. Для укрепления и развития челюстных мышц очень полезно во время еды надевать на голову ребенка (под челюсти) эластичный резиновый жгутик. С помощью этого жгутика во время жевания происходит усиленная гимнастика мышц, что способствует выработке правильного звукопроизношения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия воспитателя с семьей

Предложенные, рекомендации по формированию навыков ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении, для администрации и педагогов детского сада. Из чего следует, что родители должны уделять больше в...

Проект "Речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на стимуляцию процесса речевой и психической деятельности детей со стертой дизартрией посредством использования речедвигательной ритмики....

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Методическая разработка «Использование нейромячиков в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

В методической разработке представлена серия игр и упражнений  с нейромячиками (кинезиологическими мячами), направленных на развитие ориентировки в пространстве, мелкой моторики, фонематического ...