Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей 4-5 лет
картотека (средняя группа)

Булатова Эльвира Юрьевна

Полезные игры с мамой на формирование лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_formirovanie_leksiko_grammaticheskogo.doc390 КБ

Предварительный просмотр:

Игры

на  формирование  лексико-грамматического строя речи

детей 4-5 лет 

«Поиграем с мамой»

Один и много

Цель: образование множественного числа существительного (трудные формы)

Методические указания: 

В этой игре ребёнок должен обязательно сопровождать речь жестом. Показывай и называй

Это ухо, а это ... (уши). Это рот, а это ... (рты).


hello_html_4e5bcc63.jpgЭто лев, а это ... (львы).


hello_html_113e0d30.jpgЭто пень, а это ... (пни).


hello_html_m7002d384.jpg

hello_html_7ca7f22b.jpg


Это брат, а это ... (братья).


hello_html_1e0feb92.jpg            hello_html_1e0feb92.jpg                Это сестра, а это ... (сестры).



         


hello_html_72e59717.jpg hello_html_m24e03c0b.jpg

Это пальто, а это ... (пальто).

Почитаем вместе

Цель: употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Я сейчас буду читать то, что здесь написано, а ты помоги мне, пожалуйста. Когда я покажу тебе картинку — назови то, что ты на ней увидишь.


hello_html_m7368da15.jpg



На птичьем дворе много (уток), (гусей) и (кур).

hello_html_3ccc5970.jpg

На веревке много (полотенец), (простыней).


hello_html_d5f6afe.jpg


На рынке много (капусты), (яблок), (моркови), (огурцов).

hello_html_m5c5632e5.jpghello_html_45a453ea.jpghello_html_m5c5632e5.jpghello_html_45a453ea.jpg

hello_html_m5c5632e5.jpghello_html_45a453ea.jpghello_html_m5c5632e5.jpghello_html_45a453ea.jpghello_html_45a453ea.jpghello_html_m5c5632e5.jpg

На столе много (чашек) и много (блюдец)

hello_html_m5582f3ec.jpg

Бабушка связала много (шарфов) и (носков).

hello_html_m763fe8a8.jpghello_html_ma032ddc.jpg

Мы почистили много (сапог) и (ботинок).

У кого – кто

Цель: употребление существительных — названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Методические указания. Игра проводится в два этапа. На первом этапе ребёнок знакомится с животными, у которых названия детёнышей не вызывают затруднений. На втором этапе задача усложняется — «родители» и «дети» называются по-разному.

Задание можно выполнить дважды. Первый раз ребёнок называет детёнышей только в единственном числе (первый столбик), второй — в единственном и множественном числе.

Посмотри на картинки и скажи

 Вспомни, как зовут детёнышей этих животных.


hello_html_3424ae21.jpghello_html_129131d0.jpg

У собаки — ... (щенок). А это? (Щенята.)


hello_html_m31880736.jpghello_html_m7c734e2c.jpg

У коровы — ... (телёнок). А это? (Телята.)

hello_html_m21ec594a.jpghello_html_2b6259b1.jpghello_html_m56fca177.jpg

У свиньи — ... (поросёнок). А это? (Поросята.)

hello_html_58b89950.jpghello_html_m6dd7c9da.jpg

У курицы — ... (цыплёнок). А это? (Цыплята.)

Что в магазине?

Цель: согласование прилагательного с существительным во множественном числе.

Методические указания. Начинает игру взрослый. Он даёт ребёнку образец ответа.

Ответь на вопрос.

У меня красное яблоко, а в магазине? В магазине красные яблоки.

У меня зелёный огурец, а в магазине? (В магазине зелёные огурцы.)

У меня тёплая куртка, а в магазине? (В магазине тёплые куртки.)

У меня новый самокат, а в магазине? (В магазине новые самокаты.)

У меня воздушный шар, а в магазине? (В магазине воздушные шары.)

У меня вкусный пряник, а в магазине? (В магазине вкусные пряники.)

У меня меховая шапка, а в магазине? (В магазине меховые шапки.)

У меня интересная книга, а в магазине? (В магазине интересные книги.)

Большой и маленький

Цель: согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.

Я буду говорить о большом предмете, а ты — о маленьком.

Цветок красный, а цветочек красненький.

hello_html_38062468.jpgЯблоко сладкое, а ... (яблочко сладенькое).

Чашка синяя, а ... (чашечка синенькая).                

Ведро синее, а ... (ведерко синенькое).

hello_html_m1d49454b.jpgМорковь вкусная, а ... (морковочка вкусненькая).

«У меня и у куклы».

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры: взрослый показывает пару предметных картинок с изображениями девочки и куклы.

Взрослый: «Кого вы видите на картинках?»

Дети. Девочку и куклу.

Взрослый: «Сравните их по размеру».

Дети. Девочка большая, а кукла маленькая.

Взрослый: «Обратите внимание на обувь девочки и куклы.»

Дети: «У девочки обувь большая. У куклы обувь маленькая.»

Взрослый: «Послушайте, как я назову обувь куклы, чтобы было понятно, что она маленькая: у девочки сапоги, а у куклы сапожки.»

Ребенок: «У девочки туфли. У куклы туфельки.У девочки тапки. У куклы тапочки.У девочки кроссовки. У куклы кроссовочки. У девочки ботинки. У куклы ботиночки.»

                                                   «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: взрослый называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.

Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие) – кожаные, белые.

Шляпа (какая) – черная, большая…

Туфли (какие) – осенние, красивые… 

                                              «Кто где живёт?»

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

"Спрячь мячик"

Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций.

Оборудование:  мяч

Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.

«Чего не стало?».

Цель: развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных).

Ход игры: на столе корзина с овощами.

Взрослый: «Что это?» ( Овощи.)

Дети рассматривают и называют их.Обратить внимание детей на то, что овощи имеют разную форму, что они разные на ощупь.

Потом оставить на столе только 4 овоща. Назовите их и запомните. (Помидор,

Огурец, лук, редиска.)

«А теперь крепко закройте глаза. Проверим, как вы запомнили, что лежит на столе.»

Взрослый убирает со стола помидор и спрашивает, чего не стало.

(Не стало помидора.)

Упражнение повторяется 3-4 раза, каждый раз с новым набором овощей.

«Что в корзинке?»

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

«Расскажи о животном»

Цель: расширение и уточнение словаря. Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде).

Ход игры:

Перед ребёнком  картинки с изображением домашних животных.

Взрослый: «Кто на них изображен?»

Дети: «Домашние животные.»

Взрослый задаёт вопросы:

-Кто сможет сказать о животном, какое оно? Какой размер животного, цвет, рога? Подумай, какая корова, если у нее есть рога?»

Ребёнок: «Корова большая, рогатая, коричневая».

Аналогично рассказывают о козе (какого она размера, цвета? Какая она, если у нее есть борода)?

Ребенок: «Коза небольшая, белая, бородатая».

Аналогично рассказывают о кошке (какого она размера и цвета. Какая кошка, если у нее есть усы)?

Ребенок: «Кошка маленькая, рыжая, усатая».

Аналогично рассказывают о собаке (какая собака, если ее шкура покрыта пятнами, если у нее длинные уши? Какая она по размеру)?

Ребенок: «Собака небольшая, пятнистая, ушастая».

"Кто чем питается?"

Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").

«Кто какую пользу приносит?»

Цель: расширение и уточнение представлений о домашних животных. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, памяти. Совершенствование синтаксического строя речи, умения строить простые предложения из 3-4 слов.

Ход игры: взрослый показывает картинки домашних животных и предметные картинки

(мышь, коробка молока, дом, клубок шерсти)

Сейчас вы вспомните, какую пользу приносит человеку каждое из домашних животных, которых вы назвали, соедините линией животное с одним из предметов и расскажете, почему вы так сделали.

Дети по очереди берут фломастер и проводят линии от фигурки животного к одному из предметов.

1-йребёнок. Корова дает молоко.

2-й ребенок. Собака охраняет дом.

3-й ребенок. Кошка ловит мышей.

4-й ребенок. Коза дает шерсть.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....

Игры для формирования лексико-грамматического строя речи детей

Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше (с  3—4 лет). В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. ...

Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда”

Подборка игр позволит воспитателю с легкостью подготовиться к занятию и выручит на открытом уроке....

Логопедические игры по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшей и подготовительной группы: «Слова, обозначающие признаки предметов»

Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить п...