Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей 4-5 лет
картотека (средняя группа)
Полезные игры с мамой на формирование лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_formirovanie_leksiko_grammaticheskogo.doc | 390 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры
на формирование лексико-грамматического строя речи
детей 4-5 лет
«Поиграем с мамой»
Один и много
Цель: образование множественного числа существительного (трудные формы)
Методические указания:
В этой игре ребёнок должен обязательно сопровождать речь жестом. Показывай и называй
Это ухо, а это ... (уши). Это рот, а это ... (рты).
Это лев, а это ... (львы).
Это пень, а это ... (пни).
Это брат, а это ... (братья).
Это сестра, а это ... (сестры).
Это пальто, а это ... (пальто).
Почитаем вместе
Цель: употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Я сейчас буду читать то, что здесь написано, а ты помоги мне, пожалуйста. Когда я покажу тебе картинку — назови то, что ты на ней увидишь.
На птичьем дворе много (уток), (гусей) и (кур).
На веревке много (полотенец), (простыней).
На рынке много (капусты), (яблок), (моркови), (огурцов).
На столе много (чашек) и много (блюдец)
Бабушка связала много (шарфов) и (носков).
Мы почистили много (сапог) и (ботинок).
У кого – кто
Цель: употребление существительных — названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.
Методические указания. Игра проводится в два этапа. На первом этапе ребёнок знакомится с животными, у которых названия детёнышей не вызывают затруднений. На втором этапе задача усложняется — «родители» и «дети» называются по-разному.
Задание можно выполнить дважды. Первый раз ребёнок называет детёнышей только в единственном числе (первый столбик), второй — в единственном и множественном числе.
Посмотри на картинки и скажи
Вспомни, как зовут детёнышей этих животных.
У собаки — ... (щенок). А это? (Щенята.)
У коровы — ... (телёнок). А это? (Телята.)
У свиньи — ... (поросёнок). А это? (Поросята.)
У курицы — ... (цыплёнок). А это? (Цыплята.)
Что в магазине?
Цель: согласование прилагательного с существительным во множественном числе.
Методические указания. Начинает игру взрослый. Он даёт ребёнку образец ответа.
Ответь на вопрос.
У меня красное яблоко, а в магазине? В магазине красные яблоки.
У меня зелёный огурец, а в магазине? (В магазине зелёные огурцы.)
У меня тёплая куртка, а в магазине? (В магазине тёплые куртки.)
У меня новый самокат, а в магазине? (В магазине новые самокаты.)
У меня воздушный шар, а в магазине? (В магазине воздушные шары.)
У меня вкусный пряник, а в магазине? (В магазине вкусные пряники.)
У меня меховая шапка, а в магазине? (В магазине меховые шапки.)
У меня интересная книга, а в магазине? (В магазине интересные книги.)
Большой и маленький
Цель: согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.
Я буду говорить о большом предмете, а ты — о маленьком.
Цветок красный, а цветочек красненький.
Яблоко сладкое, а ... (яблочко сладенькое).
Чашка синяя, а ... (чашечка синенькая).
Ведро синее, а ... (ведерко синенькое).
Морковь вкусная, а ... (морковочка вкусненькая).
«У меня и у куклы».
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Ход игры: взрослый показывает пару предметных картинок с изображениями девочки и куклы.
Взрослый: «Кого вы видите на картинках?»
Дети. Девочку и куклу.
Взрослый: «Сравните их по размеру».
Дети. Девочка большая, а кукла маленькая.
Взрослый: «Обратите внимание на обувь девочки и куклы.»
Дети: «У девочки обувь большая. У куклы обувь маленькая.»
Взрослый: «Послушайте, как я назову обувь куклы, чтобы было понятно, что она маленькая: у девочки сапоги, а у куклы сапожки.»
Ребенок: «У девочки туфли. У куклы туфельки.У девочки тапки. У куклы тапочки.У девочки кроссовки. У куклы кроссовочки. У девочки ботинки. У куклы ботиночки.»
«Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: взрослый называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.
Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие) – кожаные, белые.
Шляпа (какая) – черная, большая…
Туфли (какие) – осенние, красивые…
«Кто где живёт?»
Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Лиса живёт в норе.
Медведь зимует в… .
Волк живёт в … .
Белка живёт в … .
Ёжик живёт в … .
"Спрячь мячик"
Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций.
Оборудование: мяч
Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.
«Чего не стало?».
Цель: развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных).
Ход игры: на столе корзина с овощами.
Взрослый: «Что это?» ( Овощи.)
Дети рассматривают и называют их.Обратить внимание детей на то, что овощи имеют разную форму, что они разные на ощупь.
Потом оставить на столе только 4 овоща. Назовите их и запомните. (Помидор,
Огурец, лук, редиска.)
«А теперь крепко закройте глаза. Проверим, как вы запомнили, что лежит на столе.»
Взрослый убирает со стола помидор и спрашивает, чего не стало.
(Не стало помидора.)
Упражнение повторяется 3-4 раза, каждый раз с новым набором овощей.
«Что в корзинке?»
Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.
Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.
«Расскажи о животном»
Цель: расширение и уточнение словаря. Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде).
Ход игры:
Перед ребёнком картинки с изображением домашних животных.
Взрослый: «Кто на них изображен?»
Дети: «Домашние животные.»
Взрослый задаёт вопросы:
-Кто сможет сказать о животном, какое оно? Какой размер животного, цвет, рога? Подумай, какая корова, если у нее есть рога?»
Ребёнок: «Корова большая, рогатая, коричневая».
Аналогично рассказывают о козе (какого она размера, цвета? Какая она, если у нее есть борода)?
Ребенок: «Коза небольшая, белая, бородатая».
Аналогично рассказывают о кошке (какого она размера и цвета. Какая кошка, если у нее есть усы)?
Ребенок: «Кошка маленькая, рыжая, усатая».
Аналогично рассказывают о собаке (какая собака, если ее шкура покрыта пятнами, если у нее длинные уши? Какая она по размеру)?
Ребенок: «Собака небольшая, пятнистая, ушастая».
"Кто чем питается?"
Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.
Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").
«Кто какую пользу приносит?»
Цель: расширение и уточнение представлений о домашних животных. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, памяти. Совершенствование синтаксического строя речи, умения строить простые предложения из 3-4 слов.
Ход игры: взрослый показывает картинки домашних животных и предметные картинки
(мышь, коробка молока, дом, клубок шерсти)
Сейчас вы вспомните, какую пользу приносит человеку каждое из домашних животных, которых вы назвали, соедините линией животное с одним из предметов и расскажете, почему вы так сделали.
Дети по очереди берут фломастер и проводят линии от фигурки животного к одному из предметов.
1-йребёнок. Корова дает молоко.
2-й ребенок. Собака охраняет дом.
3-й ребенок. Кошка ловит мышей.
4-й ребенок. Коза дает шерсть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Авторские игры...
Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....
Игры для формирования лексико-грамматического строя речи детей
Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше (с 3—4 лет). В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. ...
Консультация для родителей "Игры в формировании лексико -грамматического строя речи"
Консультация для родителей...
Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда”
Подборка игр позволит воспитателю с легкостью подготовиться к занятию и выручит на открытом уроке....
Использование фонарика в логопедических играх по формированию лексико – грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраст с ОНР
Дидактическая игра "Волшебные карточки" Лексическая тема: "Новый год"...
Логопедические игры по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшей и подготовительной группы: «Слова, обозначающие признаки предметов»
Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить п...