Консультация для родителей "Игры в формировании лексико -грамматического строя речи"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Очень важно учить ребенка пониманию грамматических форм как можно раньше (с 3-4лет). В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. а современный ребенок должен овладеть системой родного языка уже к 4,5 – 5 годам. Если смысл грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе.
Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.
Когда же у ребенка имеется общее недоразвитие речи, формирование грамматического строя речи происходит с еще большими трудностями, темп усвоения более медленный, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и их комбинировании.
Поскольку в игре обучение идет успешнее, чем при использовании только дидактических методов и приемов, формировать грамматически правильную речь нужно в ходе специальных игр и игровых упражнений с наглядным материалом, которые подбираются с учетом возраста детей и видов логопедической работы.
Варьирование игр с привлечением разнообразного материала облегчает усвоение изучаемых грамматических форм при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию, способствует поддержанию интереса и внимания детей на протяжении всего занятия, более экономичному использованию учебного времени.
С помощью предлагаемых ниже игр даже в самых сложных случаях удается обеспечить коррекцию лексико-грамматической стороны речи дошкольников, преодоление аграмматизма.
МАГАЗИН ИГРУШЕК
Цель:
Учить детей практическому использованию в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ок-, -ечк-, -еньк-, -ик-, -очк-;
Упражнять в употреблении глагола хотеть, активизировать словарь детей по теме «Игрушки».
Наглядный материал: на ковролине пары картинок (силуэты) разного размера (большие и маленькие): пирамида – пирамидка, кукла – куколка, машина – машинка, флаг – флажок, матрешка – матрешечка, карандаш – карандашик, самолет – самолетик, пароход – пароходик, корзина – корзиночка, сумка – сумочка, шар – шарик, фонарь – фонарик.
Описание игры:
Взрослый предлагает детям поиграть «в магазин». Логопед – продавец, дети-покупатели.
Логопед или воспитатель, или взрослый создает разные ситуации, предлагая детям подходить по одному или парами, и сам подходит к «продавцу» за покупкой.
Например: « Я хочу купить мяч, а для своей сестренки – мячик», «Я хочу купить самолет, а для малыша в другой группе – самолетик».
И т.д.
НАКОРМИ ВЕЛИКАНА
Цель:
Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
Наглядный материал:
На ковролине плоскостные фигуры Великана и Кота в сапогах, силуэтные изображения продуктов питания: конфета – конфеты, яйцо-яйца, орех – орехи, сосиска-сосиски, пряник-пряники, котлета-котлеты, торт-торты, помидор-помидоры, огурец-огурцы, яблоко-яблоки, груша-груши, вишня-вишни, банан-бананы, лимон-лимоны и т.д.
Описание игры:
Кот в сапогах принес Великану продукты. Какие – перечисляет взрослый или ребенок, прикрепляя их изображения около фигуры Великана на ковролине.
Взрослый: «Что это?»
Ребенок: «Конфета, яйцо, орех, пряник, торт, сосиска, котлета, помидор, огурец и т.д.»
Великан не наелся и требует много еды. Взрослый просит ребенка помочь Коту в сапогах накормить Великана. Дети образуют существительные множественного числа от предложенных взрослым существительных единственного числа, обозначающих продукты питания.
- Что принёс Кот в сапогах?
- Конфеты, яйца, сосиски, пряники, торты, котлеты, бананы, яблоки и т.д. (Дети прикрепляют картинки к ковролину).
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
Цель:
Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных при помощи суффиксов: -чик-, -ик-, -ек-.
Наглядный материал:
«Волшебный сундучок», на ковролине пары силуэтно изображенных картинок: мяч-мячик, зонт-зонтик, шар-шарик, стул-стульчик, бант-бантик, торт-тортик, фонарь-фонарик, стакан-стаканчик, кувшин-кувшинчик, цветок-цветочек.
Описание игры:
1-ый вариант. Дети вынимают из «волшебного сундучка» пары картинок, прикрепляют их к ковролину и называют пары слов.
2-й вариант. «Кто самый внимательный?»
Цель: развитие слухового восприятия и слухового внимания.
взрослый: снимите с ковролина и возьмите себе ту картинку, которую я назову.
Взрослый тихо произносит слова: бант, тортик, стаканчик, кувшин, зонтик, цветочек, мяч и т.д.
ПУТАНИЦА
Цель:
Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, составлять с ними предложения, активизировать словарь по теме «Обувь, одежда».
Наглядный материал:
На ковролине две плоскостные куклы, отличающиеся по размеру: Даша и Дашенька. Коробка с набором одежды большого и маленького размера для кукол (по их силуэтам). Одежда на липучках прикрепляется к фигуркам кукол или к ковролину. Набор одежды и обуви: шарф – шарфик, платье – платьице, шапка – шапочка, куртка – курточка, сапоги – сапожки, халат – халатик, шуба – шубка, пижама – пижамка, ботинки – ботиночки, блузка – блузочка, трусы - трусики, кофта – кофточка, передник – передничек, сарафан – сарафанчик, майка – маечка, шорты – шортики, тапки – тапочки, юбка – юбочка, футболка – футболочка.
Описание игры:
Взрослый говорит, что в гости к детям пришли две куклы – Даша и Дашенька.
- Как вы думаете, какую куклу зовут Даша? (большую)
- А какую куклу зовут маленькую? (маленькую)
- Даша и Дашенька перепутали свою одежду. Помогите им разложить одежду
правильно и скажите, кому что подойдет. Какие вещи будем давать Даше?
(большие)
- А Дашеньке? (маленькие)
Дети достают вещи и прикрепляют их к куклам, затем к ковролину рядом с куклами, говорят: «Даше даю платье, а Дашеньке платьице» и т.д.
ЧТО У МАЛЬЧИКА В ЧЕМОДАНЕ
Цель:
Учить детей практическому употреблению существительных в винительном падеже.
Наглядный материал:
Силуэтное плоскостное изображение мальчика с двумя чемоданами в руках. Силуэты одежды и обуви: спортивный костюм, носки, шорты, пиджак, трусы, майка, футболка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии.
Описание игры: мальчик отправился в путешествие. Он собрал одежду и обувь и упаковал их в чемоданы.
Взрослый: Что у мальчика в чемодане?
Дети составляют предложения и прикрепляют картинки к ковролину.
Например: У мальчика в чемодане рубашка (спортивный костюм и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»
При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...
Консультация: Формирование лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР. Задыхина М.Н.
Современный ребёнок к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка; говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать расска...
Консультация для родителей «Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи»
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи детей....
Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и логопедам....
Консультация для родителей «Формирование лексико – грамматического строя речи у дошкольников»
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
Консультация для родителей: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Здесь представлены рекомендации родителям по формированию лексико-грамматических категорий у ребёнка старшего дошкольного возраста , а также игровые упражнения....