Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда”
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Подборка игр позволит воспитателю с легкостью подготовиться к занятию и выручит на открытом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_formirovanie_leksiko.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда”
Дидактическая игра «Один –много»
Цель: Формировать представление о множественном числе существительных, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами посуды.
Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; учит их подбирать к словам определения и действия, согласовывать их.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — кастрюля, а у вас — кастрюли, тарелка- тарелки т. д.
Сковорода … Вилка…Тарелка… Чайник…Чашка…Блюдце…Нож…
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: Формировать представление об образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Нож- ножик… Вилка-вилочка… чашка-чашечка…. И т.д.
Дидактическая игра «Дом посуды»
Цель: Актуализация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Оборудование. Магнитная доска, магниты, предметные картинки с изображениями посуды.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в «магазин» и размещает на магнитной доске предметные картинки с изображениями посуды. Он объясняет детям, что «купить» посуду сможет тот, кто сумеет сказать, какая она по материалу: из металла — металлическая, из стекла — стеклянная, из фарфора — фарфоровая, из дерева — деревянная. Дети «покупают» посуду, образовывая словосочетания: металлическая кастрюля, деревянная доска, и т. п. Побеждает тот, кто «покупает» наибольшее количество предметов посуды.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: Формировать представление детей в подборе слов противоположных по значению.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует картинки, на которых изображены пары посуды к примеру большая кастрюля и рядом маленькая ложка, тяжелая сковорода и легкий нож, высокий кувшин и низкая чашка. Дети подбирают противоположную пару и говорят ответ воспитателю.
Дидактическая игра “Чего не стало?”
Цель: Формировать представление о формах родительного падежа единственного и множественного числа.
Ход игры: Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не стала? (Не стало кастрюли, чашки. Нет ложки, тарелки, ножа)
Дидактическая игра “Что где?”
Цель: формировать представление о правильном употреблении пространственных предлогов: В-На-Под-Около, тем самым обучать правильному использованию разных падежных форм.
Ход игры: Воспитатель раскладывает игрушечную посуду на стол перед детьми (тарелку, блюдце, ложку), сковородку кладет под стол, чашку ставит в шкаф. Воспитатель спрашивает детей применяя элементы игры при помощи куклы-где находятся предметы? Дети отвечают на вопросы воспитателя, тем самым формирую представления о правильном употребление пространственных предлогов в активной речи. Игра повторяется несколько раз.
Дидактическая игра «А что в мешочке?»
Цель: формировать представление детей о предметах, их отдельных частях и основных свойствах.
Ход игры: Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож. Все эти предметы можно назвать одним словом — посуда. Запускайте руку в мешочек и не вытаскивая называйте предмет, его отдельные части и их основные свойства.
Дидактическое упражнение «Что это?»
Цель: Формировать представление о составлении коротких рассказов по опорным картинкам.
Оборудование: картинки с разными предметами посуды.
Это кастрюля. В ней можно сварить суп. Это тарелка. В нее можно положить еду. Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот. Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его. Это нож. Им можно резать хлеб. Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий»
Цель: формировать представления о подборе глаголов, обозначающих действия. Воспитатель спрашивает о самых разных предметах и явлениях, а дети называют действия.
-Что можно делать ложкой? (кушать, стучать, играть).
-Для чего нужна кастрюля? (готовить, варить, играть)
Дидактическая игра “Закончи предложение”
Цель: формировать представление о подборе глаголов, обозначающих окончание действий.
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает.
- Мама взяла чашку и ...(налила себе чаю, стала пить чай, пошла пить чай). -- Костя взял ложку и…(стал есть суп, стал стучать , стал мешать сахар).
- Бабушка взяла кастрюлю и …(налила в нее воды, стала варить суп, поставила на плиту)
Незавершенность предложений взрослый показывает интонацией.
Дидактическая игра “Накорми”
Цель: формировать умение образовывать повелительную форму глагола.
В гости к ребенку на машине приезжает игрушки: мишка, мышка. Игрушки очень голодные. Хочешь, чтобы мишка покормил мышку с ложки? Надо попросить его: “Мишка покорми мышку”! А сейчас попроси мишку, чтобы он постучал ложкой об стол. А теперь мышке скажи, чтобы она налила себе чаю, взяла ложку.
Можно давать мышке и мишке разные задания: приготовить суп, разлить суп по тарелкам и т.п.
Дидактическая игра “Скажи, какой”
Цель: формировать представление об основных признаках предметов (согласование существительных с прилагательными).
Воспитатель достает из коробки предметы, называет их: “Это чашка”. Ребенок называет признаки: “Она белая, маленькая, с ручкой”. – “Это кастрюля”. - “Она большая, глубокая, серая” и т.д.
Дидактическая игра “Какая посуда”
Цель: формировать представление детей о разнообразии признаков внешнего вида объекта.
Взрослый говорит, что посуду считают старомодной, некрасивой и посуда очень огорчается. Надо ей помочь и рассказать какая она красивая, чистая, нужная.
-Что это? (Чашка), Какая она? (белая с цветочком). А для чего она нужна? (пить с нее чай, сок, молоко). Давай вместе расскажем про нашу чашку.
Воспитатель начинает: “Наша чашка… (самая нужная вещь)”. Без нее… (мы бы не могли пить чай, сок, молоко, какао)
Работу выполнила
Воспитатель младшей группы №2
Рогачева О.С.
ГБДОУ№44 Василеостровского района
г. Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.
для детского сада...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»
Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...
паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников
паспорт к дидактической игре "Алаас" формирование лексико-грамматической речи у старших дошкольников...
Методическая разработка логопеда-дефектолога. Тема: "Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования.
Методическая разработка логопеда-дефектолога. Тема: "Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования"....
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...
Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи
Дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема “Посуда&rdquo...
Конспект по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий на основе лексической темы «Ателье»
Совершенствовать умение грамматически правильно составлять пяти-семисловные предложения....