Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
презентация занятия для интерактивной доски по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Опыт моей работы показал, что большую часть знаний дети получают во время непосредственно организованной деятельности с логопедом и воспитателями. Успешное закрепление всех знаний происходит в игровой форме, поэтому я разработала игры по формированию лексико-грамматического строя речи детей, которые успешно применяю в своей работе.
Содержание Авторские игры : « Эрудит » « Деревце расти » « Ромашка » « Вперед по стрелкам к победе » « Беги по дорожке » « Куда спрятались козлята? » « Улитка »
Задачи: - закреплять знания детей, полученные ранее; - развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи детей, память, внимание, логическое мышление; - совершенствовать умение давать четкий ответ на конкретно поставленный вопрос; - развивать умение грамотно выражать свои мысли; - внимательно выслушивать собеседника, дополнять ответ, не перебивать, сдерживаться, не выкрикивать и обдумывать ответ; - умение отстаивать свою точку зрения; - развивать интерес к игровой деятельности.
Игра «Эрудит» Цель: Воспитывать культуру честного соперничества в играх – соревнованиях. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей, полученные ранее о временах годах и явлениях природы в разное время года, о диких животных и птицах наших лесов, деревьях и кустарниках, о Севере и т.д. Развивающие: Развивать интерес к игре, память, внимание, логическое мышление; связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Развивать умения давать четкий ответ на конкретно поставленный вопрос. Социальные навыки: Развивать умение грамотно выражать свои мысли. Внимательно выслушивать своих собеседников и дополнять ответ, не перебивать, сдерживаться, не выкрикивать, обдумывать ответ и отстаивать свою точку зрения. Оборудование: 4 серии карточек по четыре в каждой, оцененных от 1 до 4 Ход игры: Участники (2-4 человек) или 2 команды выбирают карточку (1-1, 3-4 и т.д.). Если ответ верный, начисляются баллы, если допущена ошибка, баллы не начисляются. Выигрывает тот, кто набрал больше баллов.
. Осень 1-1 Что такое осень? 2-1 После какого времени года наступает осень? 3-1 После какого времени года наступает осень и какое время года следует за осенью? 4-1 Назовите осенние месяцы по порядку. 1-2 Что происходит с деревьями осенью? 2-2 Почему перелетные птицы улетают в теплые края осенью? 3-2 Почему медведю, барсуку и ежу необходимо осенью нагулять жир? 4-2 Почему у животных происходит осенняя линька? 1-3 Какие периоды осени можно выделить? 2-3 Назовите признаки каждого периода осени. 3-3 Какие дары приносит людям и животным осенний лес? 4-3 Чем занимаются люди в огородах, полях и садах осенью? 1-4 Почему осенью природа не расцветает, а увядает, сохнет? 2-4 Что вам нравится в осени? 3-4 Что было бы, если б вслед за летом сразу наступила зима? 4-4 Прочтите стихотворение об осени.
Зима 1-1 Что такое зима? 2-1 За каким временем года наступает зима? 3-1 Назовите по порядку зимние месяцы. 4-1 Назовите праздники, которые люди отмечают зимой? 1-2 Какие изменения происходят зимой с растительным миром? 2-2 Как зимуют дикие звери и птицы? 3-2 Как зимуют домашние животные и птицы? 4-2 Что происходит с водоемами зимой? 1-3 Какой месяц самый снежный? 2-3 Почему говорят: «Много снега – много хлеба»? 3-3 Что такое «гололедица»? Почему она опасна? 4-3 Как люди одеваются зимой? Почему? 1-4 Какая техника помогает людям зимой? 2-4 Что изменяется в жизни людей зимой? 3-4 За что люди любят зиму? 4-4 Какие зимние игры, забавы вы знаете? Любите?
Весна 1-1 Какое сейчас время года? 2-1 За каким временем года наступает весна? 3-1 Какое время года наступает за весной? 4-1 Назови весенние месяцы. 1-2 Что происходит весной в природе с растениями? 2-2 Что происходит весной в природе с животными? 3-2 Что происходит весной в природе с птицами? 4-2 Что происходит весной в природе? Как одеваются люди? 1-3 Почему весной вся природа оживает? 2-3 Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти темные пятна называются… 3-3 Почему у животных весной начинается линька? (смена цвета шерсти) 4-3 Какие цветы растут ранней весной? 1-4 В белой шапочке стоит дед, Если дунешь – шапки нет. (одуванчик) 2-4 Под сугробом он растет, Снеговую воду пьет. (подснежник) 3-4 Он и мачеха, и мать, Как цветочек этот звать? (мать-и-мачеха) 4-4 Где цветок, там и медок. (объясни)
Дикие звери 1-1 Какие звери называются дикими? 2-1 Назовите хищных зверей наших лесов. 3-1 Назовите травоядных зверей наших лесов. 4-1 Назовите диких животных, которые похожи на домашних. 1-2 Какие животные строят себе жилище? 2-2 Как дикие животные защищаются от врагов? (конкретно) 3-2 Когда рождаются детеныши у большинства животных средней полосы? (конкретно у какого) 4-2 Почему возникла необходимость охранять диких животных? 1-3 Чем питается зимой белочка? 2-3 Почему медведь зимой сосет лапы по очереди? 3-3 Почему медведь зимой ложится в спячку? 4-3 Когда медведь просыпается после зимней спячки? Почему? 1-4 Загадайте загадку про зайца. 2-4 Загадайте загадку про медведя. 3-4 Загадайте загадку про белку. 4-4 Загадайте загадку про волка.
Перелетные птицы 1-1 Какие птицы прилетают к нам весной первыми? 2-1 Где находят грачи корм ранней весной? 3-1 Как называют места, где большое скопление гнезд грачей? 4-1 На каких птиц очень похожи грачи? 1-2 Какие виды птиц прилетают последними? 2-2 Каких птиц называют перелетными? 3-2 Что заставляет птиц делать осенне-весенние перелеты? 4-2 Какие птицы улетают первыми? 1-3 Назовите водоплавающих птиц. 2-3 У какой птицы дом на шесте? 3-3 Какие птицы строят гнезда ближе к воде и почему? 4-3 Какая птица подбрасывает яйца в чужое гнездо? 1-4 Чем отличаются птицы водоплавающие от тех, которые живут в лесу? 2-4 Чем отличаются птицы водоплавающие от болотных? 3-4 Чем отличается лебедь от утки? 4-4 Чем отличается жаворонок от грача?
1-1 Чем дерево отличается от кустарника? 2-1 Какие деревья вы знаете? 3-1 Чем деревья отличаются от кустарников? Чем похожи? 4-1 Какие кустарники вы знаете? 1-2 Какие деревья растут у нас на участке? 2-2 На какие виды можно разделить деревья по особенностям листьев? 3-2 Для чего дереву нужны корни? 4-2 Почему лиственным деревьям необходимо сбросить листву на зиму? 1-3 Какие деревья называются вечнозелеными? Почему? 2-3 Какие деревья называются медоносами? 3-3 Зачем семенам многих деревьев нужны крылышки? 4-3 Как можно узнать сколько лет дереву? 1-4 Почему леса надо охранять? 2-4 Что было бы, если из городов убрать все деревья? 3-4 Люди каких профессий заботятся о лесе и зеленых насаждениях? 4-4 Какие деревья часто сажают в городе? Деревья и кустарники
Север 1-1 Назовите животных Севера. 2-1 Назовите зверя, который живет во льдах. Где? 3-1 Назовите зверя, который добывает корм копытами? 4-1 На чем ездят люди по тундре? 1-2 Чем питаются белые медведи? 2-2 Чем питаются олени? 3-2 Почему белые медведи не живут в лесу? 4-2 Охарактеризуйте погоду на Севере в долгую полярную ночь. 1-3 Чем занимаются жители Севера? 2-3 Какие деревья растут на Севере и почему? 3-3 Как называют людей, которые занимаются разведением оленей? 4-3 Как называют сани, в которые запрягают оленей и собак? 1-4 Как называют обувь, сшитую из оленьих шкур? 2-4 Как называют жилье человека, сделанное из оленьих шкур? 3-4 Какую одежду носят жители Севера? (верхняя одежда) 4-4 Почему оленеводы не строят себе дома из кирпича, дерева в тундре?
Природные явления 1-1 Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (листопад) 2-1 Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (дождь) 3-1 При повышении температуры воздуха до 0º и выше, снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется… (оттепель) 4-1 Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это? (снежинки) 1-2 Большие кучи снега, оставшиеся после метели. Что это? (сугроб) 2-2 Сильная метель со снегом и ветром называется снежная… (буря) 3-2 Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти темные пятна называют… (проталины) 4-2 Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега. Становится очень скользко. Что это? (гололед) 1-3 На крышах домов можно увидеть сосульки, образовавшиеся во время оттепели. Когда тепло одолеет, капельки начнут падать. Капли звонко капают. Это явление называют… (капель) 2-3 Покров влажного или замерзшего снега на ветвях, стволах деревьев и т.д. Что это? (наледь) 3-3 Осенью, все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий непод-вижный лед – забереги. О начале какого периода в жизни реки говорит появление заберегов? (ледостав) 4-3 Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (туман) 1-4 Сильный дождь с молнией и громом, а иногда и градом. Что это? (гроза) 2-4 Если ночью намного холоднее, чем днем, водяной пар, соприкасаюсь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (роса) 3-4 Сильный дождь с крупными каплями. Что это? (ливень) 4-4 Яркая вспышка электрического света прочертила ломаную линию по небу. Что это? (молния)
Игра «Деревце расти» Цель: Расширение словарного запаса. Оборудование: силуэт дерева, листочки вырезанные из картона. Задание: придумать родственное слово от существительного на каждое правильное слово прикрепить листочек к дереву. Ход игры: Слова, как листья на дереве. Надо знать как растет дерево, чтобы появился на дереве листочек надо назвать слово-родственник к заданному слову. Дети называют слова- родственники к словам: зима, лед, снежинка, холод, облако, мороз, вода и т.д. Например, лед – ледник – ледовый – подледный – ледяной – ледышка – ледышка – заледеневший – ледокол – ледоруб – гололед. Называя каждое слово, ребенок берет на липучке листочек и приклеивает его к дереву. Выигрывает тот, у кого на дереве больше листочков.
Игра «Ромашка» Цель: Формировать навык правильно образовывать глаголы с помощью приставок и использовать их в речи. Понимать их значение и составлять с этими глаголами предложения. Оборудование: Таблички «рисовать», «работать», «плыть», «учить» и т.д. Таблички с приставками «над-», «пере-», «раз-», «вы-», «на-», «до-», «от-», «при-». Задание: Образовать новые слова-родственники от данного слова при помощи приставок. Например, работать – переработать – разработать – доработать – отработать – наработать – подработать. Ход игры: Ребенок подбирает к данному слову, обозначающему действие, подходящие приставки и подставляет их вокруг данного слова в виде ромашки. Читает слова. Составляет предложение. Называет общую часть у всех полученных слов.
Игра «Вперед по стрелкам к победе» Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (согласование имен существительных с местоимениями). Оборудование: Таблички со словами: он, она, оно, они. Картинки с изображением имен существительных, стрелки, карточка с надписью «Победа». Задание: Выложить картинки вокруг соответствующих табличек он, оно, она, они. После выполнения задания поставить стрелку к табличке «Победа». Ход игры: На полу или на столах разложены таблички со словами: он, она, оно, они. Детям раздаются картинки с изображением предметов – имена существительное. По команде ведущего «Вперед по стрелке, к победе!» - дети выкладывают слова-картинки соответственно вокруг табличек: он, оно, она, они, мысленно соотнося свои картинки с табличками. Чья команда быстрее справится (выложит все картинки) ставится стрелка к карточке в центре с надписью «Победа». Карточки: пуговица, рыба, радуга, болт, молот, кегли, коньки, бублики, пальто, зеркало, пылесос.
Игра «Беги по дорожке» Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные, отвечая на вопросы: Чей?, Чья?, Чье?, Чьи?; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Описание работы: воспитатель просит ребенка глазами или при затруднении пальчиком бежать по дорожке, начиная сверху. Например: дорожка ведет от белочки к фартучку. Воспитатель просит отвечать ребенка чей фартучек – беличий фартучек. Аналогично с остальными картинками. 1 этап – ребенок допускает ошибки, требует помощи воспитателя. 2 этап – ребенок выполняет задания воспитателя, допуская грамматические ошибки, но сам их исправляет или при помощи воспитателя. 3 этап – ребенок выполняет все задания воспитателя, самостоятелен и инициативен.
Игра «Куда спрятались козлята» Цель: 1. Расширение словарного запаса. 2. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов: в, на, по, с, под, над). 3. Согласование числительных и существительных. 4. Упражнять в составлении предложений, отвечая на вопрос воспитателя. 5. Развивать зрительное внимание. Оборудование: Игровое поле. Задания: 1. Помочь маме козе найти козлят. 2. Составить предложения о каждом из козлят, используя предлоги и согласовывая существительные с числительными. Например: Первый козленок спрятался в кустах. И т.д.
Игра «Улитка» Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже). Упражнять детей в составлении предложений с данным словом. Развитие зрительного внимания. Оборудование: игровое поле, фишки, кубик с разным количеством точек на гранях. Ход игры: Вариант 1. Играющий бросает кубик и продвигается на соответствующее количество клеточек попутно называя предметы. Выигрывает тот, кто первым доберется до флажка. Вариант 2. Играющий с помощью кубика попадает на соответствующую клеточку, называет предмет и подбирает к нему одно или несколько определений. Вариант 3. Играющий бросает кубик и, попав на нужную клеточку, составляет предложение с данным словом. Затем ребенок продвигается вперед на столько клеточек, сколько слов в его предложении. Если предложение будет составлено неверно, он остается на месте. Если ребенок не сможет составить предложение, он возвращается на прежнюю позицию.
ММ Мы играем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Занятие предназначено для детей с общим недоразвитием речи, является интегрированное по типу, обобщающим по теме "Птицы". Грамматические категории, отрабатываемые ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИE ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМЕ «СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ. ЖИВОТНЫЕ»
Занятие по активизации глагольного словаря....
Практико-ориентированный материал для педагогов «Игры для развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
Представляю вашему вниманию карточки на развитие лексико-грамматического строя речи. Материал систематизирован по направлениям: предметный словарь (словообразование, употребление существительных в раз...
Совместный проект по развитию тактильной чувствительности и формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палочка»
ВведениеАктуальная проблема проекта На первичной диагностике у детей подготовительной группы выявлены нарушения лексико-грамматического строя речи. Предложение простое, нераспр...