Логопедические игры по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшей и подготовительной группы: «Слова, обозначающие признаки предметов»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отвечать на поставленные вопросы. Материал предназначен для работы логопедов, воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priznaki._metod._razrabotka.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1373»
(ГБОУ Школа № 1373)
Логопедические игры по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшей и подготовительной группы:
«Слова, обозначающие признаки предметов»
Составитель:
учитель-логопед
Андреева О.Н.
Москва
Пояснительная записка.
Нарушение грамматического строя речи является одним из ведущих факторов ОНР.
Упражнения по подбору признаков предметов являются неотъемлемой частью логопедического занятия у детей с ОНР.
Дидактические игры помогут разнообразить логопедические занятия; способствуют обогащению лексики ребёнка и коррекции грамматического строя речи детей с ОНР; развивают логическое мышление, воображение.
Дети осуществляют игровые действия, которые маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной.
Дидактические игры могут быть использованы в работе учителей-логопедов, воспитателей, учителей дефектологов, а также могут быть полезны для родителей.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: обогащение словаря детей словами признаками, противоположными по значению (словами-антонимами).
Оборудование: натуральные предметы, картинки с изображением предметов, мяч.
Игра с мячом проводится после предварительной работы с натуральными предметами и картинками.
Логопед: Красный мяч большой, а синий маленький; зелёный шарф широкий, а жёлтый узкий; сахар сладкий, а лимон кислый; луна видна ночью, а солнце утром; огонь горячий, а лёд холодный; тополь высокий, а шиповник низкий; чай горячий, а мороженое холодное; круг большой, а кружок маленький; шкаф высокий, а тумбочка низкая; камень тяжёлый, а пух лёгкий; редька горькая, а груша сладкая; мишка большой, а медвежонок маленький и т.п.
Далее, детям предлагаются следующие вопросы:
-Если суп не горячий, то он какой?
-Если в комнате не светло, то в ней как?
-Если сумка не тяжёлая, то она какая?
-Если нож не тупой, то он какой?
Логопед бросает мяч ребёнку и называет прилагательное, а ребёнок слово с противоположным значением.
Большой-маленький; весёлый-грустный; грязный-чистый; тяжёлый-лёгкий; широкий-узкий; твёрдый-мягкий; плохой-хороший; быстрая- медленная; трудолюбивая-ленивая, сухой-мокрый; пасмурный-солнечный; длиннолапый-коротколапый; длинноногий-коротконогий; длиннохвостый-короткохвостый; остроклювый-тупоклювый.
Подарки от Барбоскиных
Цель. Развитие умения узнавать предмет по его признакам.
Оборудование. Барбоскины (игрушки)), коробка или корзина с игрушками, муляжами (фруктами, животными, учебными принадлежностями, спортивным инвентарём).
Ход игры. Учитель - логопед рассказывает: « Барбоскины: Роза, Лиза, Гена, Дружок и малыш пришли к нам в гости и принесли подарки. Они просят вас угадать, что это за подарки». Учитель, не вынимая игрушки из коробки, описывает их, называя признаки каждого предмета в отдельности
(«круглый, резиновый, разноцветный, прыгучий; деревянный, длинноносый, озорной, непослушный, добрый»). Отгадавший получает право поиграть с этой игрушкой после занятия. После описания одной или двух игрушек ведущим становится ребёнок.
Назови такой же
Цель. Развитие умения соотносить предмет и его признак.
Ход игры. Учитель – логопед называет предмет и один из его признаков.
Оборудование: фишка отличника.
Дети перечисляют другие предметы, имеющие такой же признак.
Например:
Горячий чай. Горячий суп. Горячий морс. Горячая картошка. Горячие щи. Горячее мясо. Горячий бульон. Горячий лоб. Горячая кастрюля. Горячая батарея.
Лимон жёлтый. Груша тоже жёлтая. Жёлтые носки. Жёлтая чашка. Жёлтая репа. Жёлтая футболка.
Цыплёнок пушистый. Воротник тоже пушистый, шапка тоже пушистая, снег тоже пушистый, белка пушистая.
Высокий дом. Высокий забор. Высокая гора. Высокий столб. Высокий мужчина. Высокая мама. Высокий шкаф.
За каждое правильное соотнесение предмета и указанного признака ребёнок получает фишку отличника.
Лото « Найди меня »
Цель. Развитие умения соотносить предмет и его признак, ставить вопрос к словам, обозначающим признаки предметов.
Оборудование. У каждого ребёнка карточка- лото с тремя картинками ( лиса, книга, дерево, мяч, стол, флаг, снег, ёжик, стакан, арбуз, девочка, гвоздь, река, ландыш, варежки, лес, дом, огурец) и три фишки; у учителя-логопеда (ведущего) маленькие карточки со словами: деревянный, резиновый, шёлковый, пушистый, хитрая, интересная, высокое, колючий, стеклянный, спелый, аккуратная, железный, глубокая, душистый, тёплые, дремучий, кирпичный, солёный.
Ход игры. Логопед читает по карточке слово. Дети находят у себя на картинках предметы, которым соответствует данное слово и поднимают руку. Отвечающий называет предмет, ставит вопрос « какой?», «какая?»,
« какое?» или « какие?» и называет признак.
Например: « Варежки (какие?) тёплые».
Все, имеющие данную картинку, кроме допустившего ошибку, закрывают её фишкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл карточку.
«Что из чего сделано»
Цель. Активизация слов, обозначающих признаки предмета по материалу.
Оборудование. Набор предметов: бумажная лодка, деревянный кубик., пластмассовый кубик, пластмассовый стакан, стеклянный стакан, гвоздь, картонная коробка, плюшевый мишка, шерстяные варежки, хрустальная ваза, шоколадное яйцо, золотая медалька.
Ход игры. Первоначально детям даётся объяснение: если какой-нибудь предмет сделан из стекла, то он стеклянный, из бумаги- бумажный, из дерева - деревянный, из кирпича- кирпичный, из бревна – бревенчатый, из железа-железный и т.п. Далее, работа проводится непосредственно на предметах. Учитель-логопед показывает бумажную лодку и спрашивает :
« Из чего сделан этот предмет? Лодка сделана из бумаги. Она какая? – спрашивает логопед.
Ребёнок отвечает:
-Бумажная.
Правильно ответивший получает золотую медальку.
Учитель спрашивает, какие предметы с таким же признаком знают дети. Ребёнок назвавший предмет получает медальку.
После отрабатывания материала непосредственно на предметах, можно переходить к закреплению материала по картинкам и непосредственно в игре с мячом.
Игра с мячом «Чей хвост»
Цель: развитие умения правильно употреблять притяжательные местоимения; активизация и обогащение словаря детей.
Оборудование: предметные картинки с изображением животного и его хвоста: лиса – лисий хвост; волк-волчий хвост; медведь-медвежий хвост; заяц-заячий хвост; ёж-ежиный хвост; осёл-ослиный хвост ( лошадь, корова, баран, овца, коза, петух, утка и т.п).
Ход игры. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи притяжательных прилагательных достигается путём неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. Хорошим игровым методом является игра с мячом.
Логопед бросает мяч ребёнку и спрашивает: «Чей хвост у лисы». Ребёнок перебрасывает мяч логопеду и говорит : «Лисий» и т. п. Для развития связной речи проводится работа по составлению предложений с притяжательными прилагательными.
«Расскажи-ка»
Цель: Развитие умения характеризовать предмет по заданным признакам.
Составление рассказа о предмете по предложенному наглядному плану.
Оборудование: картинно-наглядный план, золотые медальки.
Ход игры.
Ребёнок характеризует предмет по одному заданному признаку (цвету, форме, вкусу) или по всем признакам.
Можно разделить детей на команды. Ребёнок из первой команды говорит: « Вишня (какая?) сочная»; ребёнок из второй команды говорит: «Вишня (какая?) красная» и т. д.
Каждый правильный ответ оценивается золотыми медальками.
«Времена года»
Цель: Развитие умения характеризовать предмет по заданным признакам и согласование названия признака с названием предмета.
Оборудование: картинки времен года.
Ход игры: Дети делятся на 2 команды. Логопед показывает картинку с определённым временем года, а дети из разных команд по очереди подбирают по одному признаку. Выигрывает та команда, которая подобрала как можно больше признаков. Вариантом игры может служить подбор предмета к признаку. Например: Логопед: морозная; дети – зима и т. п.
Снежинки
К занятию по заучиванию стихотворения И. Сурикова « Зима»
Цель: Упражняться в подборе определений, сравнений.
Ход игры. Учитель-логопед показывает детям снежинки, вырезанные из бумаги, предлагает поиграть.
- Больше снежинок будет у того, кто подбёрёт больше сравнений, красивых образных выражений –слов, чтобы расссказать о снеге, зиме, о деревьях.
-Какой снег в ясный морозный день? На что он похож?
-Каким становится снег, когда начинается оттепель? С чем его можно сравнить?
-Как можно сказать о деревьях зимой, какие они? На кого деревья похожи? Что с ними происходит, что они делают?
-Какое солнышко в ясный солнечный день? Как сказать, что делает солнышко в ясный солнечный день?
Расскажи про зайчика
Цель: Развитие умения характеризовать одушевлённый предмет по заданным признакам и согласование названия признака с названием предмета.
Оборудование: картинка зайчика (лисы, медведя, белки).
Ход игры. На доске картинка «Заяц». Логопед даёт задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение «характер».
Логопед бросает мяч одному из детей. Ребёнок поймавший мяч говорит слово отвечающее на вопрос « Какой?». « Какой заяц?» и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:
« Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый, быстроногий, трусливый).
« Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).
«Какое у зайца может быть настроение?» (весёлое, грустное, весеннее, озорное, печальное).
«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, маленькие, беззащитные, сытые, голодные, продрогшие, согретые, милые, спящие, длинноухие).
Лето
Цель: Развивать умение придумывать слова-признаки по лексической теме: «Лето».
Ход игры. Придумать, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», « Какое?», « Какие?».
Солнце (какое?).., небо, облака, трава, листья, воздух, погода, дождь, день, ночь.
Литература:
1.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Книга для учителя - М.: Просвещение, 1991.
2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во « СОЮЗ», 2001.- 224 с.; ил.
3. Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О.С.Ушаковой.-М. Издательство Института Психотерапии, 2001.-240 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и уровня познавательной активности с детьми подготовительной группы по лексической теме «Раз, два, три, четыре – много мебели в квартире»
В данном материале отображена совместная коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда и учителя-дефектолога по лексической теме "Мебель"...
Сценарий логопедического праздника, посвященного Дню логопеда «Скоро в школу» для детей старшей и подготовительной групп.
С помощью речи мы общаемся друг с другом, спрашиваем, советуем, помогаем. Разговаривать, общаться на земле могут только люди. Этому искусству вы учитесь на занятиях с нами, с логопедами.Мы приглашаем ...
Использование фонарика в логопедических играх по формированию лексико – грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраст с ОНР
Дидактическая игра "Волшебные карточки" Лексическая тема: "Новый год"...
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и уровня познавательной активности с детьми подготовительной группы по лексической теме «Мебель»
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и уровня познавательной активности с детьми подготовительной группы по лексиче...
Формирование связной речи у детей старшей и подготовительной группы
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно....
Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Подготовительная группа): "Увлекательное путешествие"
Конспект по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР (Подготовительная группа): "Увлекательное путешествие"...
Презентация к логопедическому занятию по развитию связной речи для детей старшей и подготовительной групп «Моя Якутия», приуроченного ко Дню государственности РС(Я)
Презентация к логопедическому занятию по развитию связной речи для детей старшей и подготовительной групп «Моя Якутия», приуроченного ко Дню государственности РС(Я). Элементы презентации м...