Игровой практикум для родителей
материал
Правовое просвещение родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_praktikum_dlya_roditeley_znaete_li_vy_prava_detey.docx | 23.43 КБ |
konsultatsiya_polovoe_vospitanie.docx | 43.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой практикум для родителей
«Знаете ли вы права детей?»
Составила:
Чернянская Г.С.
педагог-психолог
ЦЕЛЬ: Правовое просвещение родителей.
Задачи:
Уточнить знания родителей о правах ребёнка. Развивать правовое мировоззрение родителей.
Ход практикума
Психолог: Уважаемые родители! понимая, что дети – самое дорогое, что есть в обществе, государство наделило правами не только взрослых, но и детей.
Под правами человека подразумеваются ряд правил человеческого поведения, с помощью которых государство обеспечивает защиту чести, достоинства и свободы каждого гражданина.
Следовательно, установленные государственной властью права, запрещают или разрешают нам вести себя определенным образом в разных жизненных ситуациях.
1. Игра «Разрешается – запрещается» (Слайд 2)
А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка, мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами «разрешается» или «запрещается».
(ведущий по порядку читает стихи)
1. «Куда пойдем мы в воскресенье: на каток или в кино?»
Вот семья вопрос решает - выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются.
Ребенку мнение сказать, конечно,
(разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка строго
(запрещается)
3. С мамой дети должны жить, не грустить и не тужить.
Это ..
(разрешается).
4. Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это …
(запрещается).
5. Рисовать и петь учиться, если заболел - лечиться,
Это –
(разрешается).
6. Много трудится ребенок, но мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа , конечно, …
(запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить -
Это …
(разрешается).
Психолог: Молодцы! Вы отлично справились с первым заданием.
2. Обсуждение ситуаций (Слайд 3)
А теперь давайте назовем права детей на примерах героев детских сказок. Попробуйте определить, какие права были нарушены? Можете пользоваться подсказкой из буклета.
Слайд 4.
- Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Чего лишили эту девочку? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
Слайд 5.
- Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше)
Слайд 6.
- Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
(Ребенок имеет право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его жилища, право хранить в тайне свою переписку, телефонные переговоры, личные данные).
Слайд 7.
- Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какую статью Конвенции она нарушает?
(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Также нарушается право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии)
Слайд 8.
- Когда мачеха из сказки "12 месяцев"отправила падчерицу в лес, какое право девочки она нарушила? (Право ребенка на жизнь и здоровье)
Слайд 9.
- Вы помните, что произошло с Каем из сказки "Снежная королева"? (Его увезла Снежная королева.) Какое право Кая нарушила Снежная королева?
(право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии)
Слайд 10.
- Чего пытались лишить Буратино кот и лиса?
(Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества). Какое право они пытались нарушить?
(Ребенок имеет имущественные права. К ним относится право на получение содержания от своих родителей. Ребенок имеет право собственности на доходы, которые он получил лично, на имущество, подаренное ему, переданное в наследство либо приобретенное на его личные средства).
- Вспомните, куда шел Буратино с монетами? (Покупать азбуку, чтобы пойти в школу.) Какое свое право он хотел реализовать? (право на образование).
Слайд 11.
Какое право Красной Шапочки нарушил волк?
(Право ребенка на жизнь и здоровье)
Замечательно.
3. Рисование смайликов
Психолог: Людей, которые соблюдают права детей, и, которые нарушают права детей, можно различить даже по выражению лица.
В Статье 5 Конвенции говорится: "Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению". Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Перед вами лежит круг из бумаги, нарисуйте лицо такого человека.(Смайлик. Слайд 12)
А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге. (Смайлик. Слайд 13)
А как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Психолог: Уважаемые родители, давайте всегда помнить, что самый большой грех – это обижать ребенка. Потому что он беззащитный, и не может так же ответить взрослому. Давайте сохранять свою частичку доброты. Добрый человек тот, кто любит детей. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Как говорится в пословице: "Доброе слово лечит, а худое - калечит".
Поэтому давайте запомним портрет доброго человека и постараемся всегда смотреть на свое лицо со стороны.
4. Обязанности ребенка (Слайд 14)
Психолог: Как известно, права не существуют без обязанностей. Ребенок должен знать не только о своих правах, но и об обязанностях. Что же такое обязанность в детском понимании? Обязанность – это то, что дети должны делать, чтобы быть полезным себе и окружающим.
Ребенок должен хорошо понимать, что окружающие тоже имеют права, которые нельзя нарушать
"Твои права кончаются там, где начинаются обязанности»
Мама имеет право на отдых, значит, ей нужно помогать. У товарища есть право на защиту от жестокого обращения, — его нельзя обижать. Обозначенный круг посильных обязанностей должен формироваться у ребенка с самого раннего детства. Убрать свои игрушки после игры, налить кошке воды, отнести со стола посуду после еды, — обязанности несложные и выполнимые. Главное, чтобы они исполнялись регулярно и с минимальной степенью принуждения.
5. Обязанности ребёнка (Слайд 15)
Психолог: с возрастом круг обязанностей будет расширяться. Но происходить это должно постепенно, чтобы ребенок мог справиться с их увеличением без напряжения. Пусть лучше ребенок имеет одну хорошо исполняемую обязанность, чем несколько выполняемых изредка. Он должен чувствовать ответственность за свое дело. Ведь воспитание чувства ответственности – одна из самых важных задач в педагогике.
Об обязанностях написано в главном законе нашей страны - "Конституции Российской Федерации". Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
6. Кроссворд
Психолог: Завершая нашу встречу, предлагаем вам совместно решить кроссворд на повторение сегодняшней проблемы. (слайды с 16 по 27)
- Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть ……(право)
- Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (образование)
- У взрослых право на работу,
А у детей есть на …… (забота)
- У всех есть право на ……,
Я маму так свою люблю.
Люблю братишку сорванца
И очень я люблю отца. (семья)
- Вот, к примеру, право :..
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (жизнь)
7. Итог
Как хорошо, что есть права! | Едва на свете появился Права на счастье и улыбки, Права на игры и желанья, Права на знание и смех, Права на то, чтоб быть ребенком Права на то, чтоб быть ребенком Права лечиться, заболев, Но есть один большой урок - |
Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога
«О половом воспитании дошкольников»
Не будет преувеличением сказать, что судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей. Тема эта сложная и неоднозначная, но надеюсь, что эти материалы помогут родителям найти ответы хотя бы на часть детских вопросов.
- Мама, а как ты узнала, что у меня должен быть именно мой папа?
- А когда у кошки рождаются котята, то у нее тоже есть котик-человек?
- А у кошек и собак тоже бывает любовь?
- А папа может родить?
Эти и похожие «неудобные» вопросы маленький ребенок может поставить людям, к которым он чувствует доверие, в любой неподходящий момент, даже без очевидного повода. Это может произойти на многолюдной улице или в переполненном общественном транспорте.
Отношение родителей к половому воспитанию дошкольников.
Переоценка в педагогике многих норм, которые ранее казались незыблемыми, затронула и эту деликатную проблему. Сегодня приходит осознание, что половое воспитание дошкольников необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Задавая специалистам вопрос на данную тему: «Надо ли разговаривать с детьми на «взрослые темы»? Кому, когда и как? Можно получить такой ответ: «Разговаривать с ребенком на «взрослые темы» следует только в том случае, если это его действительно интересует и он не может самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Проявлять же инициативу и самим начинать говорить с ребенком на эти темы - огромная ошибка. Все надо делать вовремя!
Когда ребенок обращается к родителям с вопросами на половые темы, уклоняться от ответа не стоит. Важно найти слова, которые открыли бы ребенку эту сторону жизни, доступно рассказать о серьезных и очень важных вопросах взаимоотношений людей. От того, насколько удачными будут эти первые объяснения, будет зависеть дальнейшее мировосприятие ребенка, этот вывод совпадает с позицией отчественных психологов А. Зуськовой и Н. Смирнова. Они считают: «Если родители не боятся любых детских вопросов, всегда находят правдивый ответ, делают это в доступной для ребенка форме, не унижая его достоинства, они могут рассчитывать на постоянный контакт с малышом и на то, что те примут их советы и помощь».
Что интересует малышей?
Специалисты отмечают, что именно в дошкольном возрасте интерес ребенка непременно сосредотачивается на проблемах пола. Детские вопросы можно классифицировать следующим образом:
- Ребенка 2-3 лет интересует собственное тело, половые органы, он выясняет признаки различия между мужчиной и женщиной;
- 3-4-летний малыш хотел бы узнать, откуда берутся дети, кто их приносит, откуда взялся он сам;
- В 5-6 лет в центре внимания ребенка вопрос, как дети попадают в мамин живот, как они оттуда выходят и как растут и развиваются;
- В 6-7 лет центр внимания смещается на роль отца в рождении детей; на то, почему дети бывают похожими на своих родителей.
Такая любознательность обусловлена тем, что дошкольник не только наблюдает события - он хочет понять их сущность. Ему интересно узнать, что вокруг происходит и почему именно так, а не иначе. Ребенка все волнует, на все он стремится получить ответ. Поэтому и беспокоит взрослых бесконечными вопросами: «Откуда я взялся?», «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?», «Как я появился на свет?» И т.п. Прав Януш Корчак, известный польский педагог, утверждая: «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. Поэтому нам так трудно найти общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение говорить с ними».
К сожалению, в литературе для родителей половые темы стыдливо обходят.
Коммуникация взрослого с дошкольником на половые темы
Вне всякого сомнения, дошкольники должны получать ответы на свои вопросы вообще и в частности по половой тематике в интимной, доверительной беседе с ближайшими родственниками: матерью или отцом, бабушкой или дедушкой. Так оно и бывает в большинстве морально здоровых семей, где отношения между детьми и взрослыми строятся на взаимной любви, духовном единстве поколений, где понимают, что любые вопросы ребенка продиктованы стремлением понять непонятное, неизведанное. Родители там не унижают сына или дочь подозрениями в болезненном интересе и распущенности, и не смущаются «пикантностью» темы, а интеллигентно и доходчиво помогают ребенку понять разные стороны жизни. Однако, к сожалению, не во всех семьях царит атмосфера любви, согласия и взаимопонимания. Не все родители имеют и соответствующее образование или желание приобрести нужные знания.
Поэтому на вопрос полового характера дети часто слышат от взрослых ответ: «Еще мал, вырастешь - узнаешь!», который не только не гасит детский интерес к этой теме, а, наоборот, становится определенным катализатором, подогревая ее. Ведь недосягаемое, таинственное почти всегда усиливает интерес. Популярная среди старших поколений версия о «капусте и аисте» полностью себя дискредитировала. Представьте, что почувствует ребенок, узнав правду. Оказывается, взрослые его обманули, и попробуйте доказать потом, что это - единственная озвученная тобой неправда. А ответа: «отстань», «не мешай мне со своими дурацкими вопросами», «я занят, потом», «будешь спрашивать глупости, накажу» вызывают только отчуждение ребенка от взрослого, приводят к потере детского доверия.
Атмосфера готовности ответить на все без исключения вопросы ребенка, умение тактично объяснить самые сложные из них - важное условие эффективного общения с дошкольником. Зато антипедагогические попытки обходить острые углы, руководствуясь соображением: «Нам этого не рассказывали», «Придет время, и сами узнают» и т.п., к сожалению, часто наносят вред. Придет время ... А если оно придет слишком поздно и испортит ребенку жизнь? А если узнает в циничной форме?
Врач, психолог, публицист Владимир Леви считает, что «святой ложью» в половых сообщениях взрослые могут психически покалечить ребенка, и приводит пример, когда родители, стремясь защитить «детскую чистоту», придумали для своего сына сказку о том, что «в лесу бывают такие цветочки, прекрасные, из которых вырастают маленькие человечки», в которую парень верил до 12 лет и при этом горячо любил родителей. К тому моменту, пока соседский парень в грубой форме не «просветил» его по этому вопросу. И вот печальный результат - психическое расстройство у ребенка и отчуждение от родных.
Чтобы знания, которые касаются пола, не обрастали «уличными комментариями», важно создать атмосферу доверия. Взрослые должны быть готовы к вопросам на половые темы от детей. Вспомним Оскара Уайльда: «Неприличных вопросов не существует - существуют неприличные ответы». Ведь дошкольнику не нужны конкретные рассказы о физической и эмоциональной стороне половых взаимоотношений. Кстати, ребенок об этом и не спрашивает. Надо только удовлетворить любопытство малыша на уровне его понимания.
Например, Рудольф Нойберт в книге «Что я скажу своему ребенку» пишет, что на вопрос «Почему я мальчик, а сестренка - девочка?», Следует ответить сыну, что он родился таким, как папа, а дочь - как мама. Если малыш спрашивает: «Где берутся дети?» - Следует ответить: «Дети появляются и живут в теле матери». На вопрос «Как я вырос?» - Ответить: «Из крошечного зернышка, которое всегда было в животе у мамы». В случае, когда малыш спрашивает: «Как рождаются дети?», Можно использовать такую возможную форму ответа: «Из специального отверстия, которое при рождении становится большим».
Конечно, процесс удовлетворения детской заинтересованности очень индивидуален. Одному ребенку достаточно поверхностной информации, а другой, того же возраста, не успокоится, пока не получит более подробный ответ на свой вопрос. Все зависит от его уровня развития и воспитанности, того, что именно и как спросил ребенок, был этот вопрос случайным или возник как результат навязчивого, неотступного интереса. Естественное поведение взрослых, обычный тон разговора - одно из самых легких и одновременно самых сложных условий общения с ребенком при этом. Часто бывает, что взрослый, услышав вопрос ребенка, теряется, смущается. А дети - тонкие психологи: они сразу чувствуют неуверенность или неадекватность поведения взрослого. Глубокий вздох, длинная пауза, озадаченность или подчеркнутая многозначность вроде «Как хорошо, что ты наконец об этом спросил!» дают ребенку основание для вывода, что в этой теме есть что-то необычное, недозволенное. С этого момента здоровый познавательный интерес превращается в предвзятую любознательность: ребенка теперь будет интересовать не сам факт появления младенца, а почему взрослые так странно сникают, говоря об этом.
Если же до четырех-пяти лет ребенок не обращается к близким родственникам с вопросами на половую тему, то это не значит, что такие мысли даже не приходят ей в голову. Дело в том, что хотели того взрослые или так получилось случайно, но у ребенка могло сложиться впечатление, что эта тема запрещена. Возможно, когда он впервые проявила интерес к «деликатной» проблеме, панический крик матери «Чего это ты вдруг спрашиваешь о ТАКОМ?» навсегда отбил у малыша желание быть откровенным с ней и подтолкнул к мысли о недопустимости обсуждения с родителями этой темы вообще. В таком случае ребенок может надеяться получить необходимую ему информацию от воспитателя. Он может поставить косвенный вопрос или только намекнуть или пошутить на эту тему, чтобы проверить его реакцию.
Половое воспитание - дело обыденное
Авторы научно-публицистических очерков, посвященных проблемам воспитания детей в семье, Г. Медведев и А. Надъярный считают, что «с большим успехом проблема половой грамотности решается тогда, когда постепенно, систематически, незаметно для себя дети получают необходимые знания по вопросам пола и размножения, рассеянные среди сведений самого разнообразного характера, главным образом бесполого материала».
Например, если дома или в детском саду есть животные, за которыми дети ухаживают и наблюдают, у них появляется возможность естественно ознакомиться со всеми сторонами их жизни: кормлением, спариванием, рождением малышей и их вскармливанием. Правдивая информация в ответ на детские вопросы и объяснения взрослым этих процессов формируют в малышей понимание того, что в животном и растительном мире существует закон продолжения рода, которому подчиняется все живое. Это единственно правильная и относительно безопасная система полового воспитания, которая помогает избежать и ханжеских умолчаний, и в какой-то степени отвлекает необходимость специальных, можно сказать, опасных бесед на подобные темы. Воображение ребенка искажает не объективный правдивый рассказ, а неосведомленность, что создает информационный вакуум и почву для домыслов.
В последнее время появилось много литературы, назначение которой - познакомить малышей с вопросами рождения детей. Взрослые должны осмотрительно и вдумчиво подходить к выбору таких книг. Вне всякого сомнения, проще купить специальную энциклопедию и молча вручить ее малышу для самостоятельного изучения. Что, собственно, и делает большинство мам и пап. Однако некоторые издания излишне информативны, а трехлетнему малышу много вещей действительно еще рано знать. Кроме того, сам по себе этот вопрос деликатный и очень важно, и о нем, пусть даже с помощью иллюстраций, поведают близкие люди. Ведь картинки в книжке не передадут ощущение любви, не раскроют смысла зарождения человеческой жизни. Поэтому не стоит оставлять ребенка наедине с такой книгой. Лучше рассмотреть, почитать ее вместе. Беседа по содержанию таких изданий требует от взрослых большого такта и умения, чтобы не привнести в половую реляцию чего-то «особенного», «постыдного», чтобы не перейти тонкую грань между необходимым и излишним.
Именно в дошкольном возрасте ребенок должен получить иммунитет от скабрезности и циничности при общении на половые темы, научиться в будущем самостоятельно, из литературных источников черпать необходимые каждому человеку знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой практикум для родителей и детей группы «Я и мой ребенок»
Цель: гармонизация отношений между родителем и ребенком, получение ребенком эмоционального опыта близких телесных отношений с матерью; налаживание физического контакта между родителями и детьми, разви...
Игровой практикум для родителей с экологической направленностью "Прогулка в лесу"
Игры, движения , приемы можно использовать дома , на прогулке, на даче. Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников является деятельность на воздухе.Природа-нессякаемый источник радос...
Игровой практикум для родителей с экологической направленностью "Прогулка в лесу"
Игры, движения , приемы можно использовать дома , на прогулке, на даче. Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников является деятельность на воздухе.Природа-нессякаемый источник радос...
Игровой практикум для родителей с экологической направленностью "Прогулка в лесу"
Игры, движения , приемы можно использовать дома , на прогулке, на даче. Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников является деятельность на воздухе.Природа-нессякаемый источник радос...
Игровой практикум для родителей
Для привлечения родителей в игровую деятельность детей, разработан практикум....
Игровой практикум для родителей на тему "В детском саду ваш ребенок "тихоня", а дома "дикарь"
На ранних этапах эмоционального развития ребенка родители трепетно и осторожно ухаживают за ним, все делают по расписанию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах ухода. В...
Игровой практикум для родителей «Растим детей здоровыми»
Игровой практикум для родителей «Растим детей здоровыми»...