Игровой практикум для родителей
методическая разработка на тему
Для привлечения родителей в игровую деятельность детей, разработан практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_praktikum_dlya_roditeley.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой практикум для родителей.
Цель: Научить родителей играть с детьми, создавая для этого необходимые условия.
Задачи:
- Убедить родителей в том, что игра – это развлечение, и важнейший источник знаний для дошкольника;
- Объяснить мамам и папам, что только умеющий играть ребенок сможет в будущем найти в работе интерес и будет выполнять ее с желанием.
Предварительная работа: Проведение и анализ анкеты «Нужна ли игра ребенку и зачем?»
Оборудование: Картинки домашних животных; разрезные картинки домашних животных; картинки овощей и фруктов; вырезанные листья клена, березы, рябины; шапочки-маски лягушки, собаки, кошки, мышки, эмблемы комариков; одежда для бабушки, внучки, дедушки; атрибуты к сюжетно-ролевой игре; строительный материал.
Тематика занятий игрового практикума
Тема | Название игры | Цель игры |
Оглашение результатов анкеты. Особенности детской игры. Виды игр. |
| |
Дидактическая игра – что это? Настольно-печатная игра. | «Парные картинки» «Собери картинку» «Чего не стало?» | Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь. Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. Упражнять в узнавании и назывании фруктов и овощей; развивать зрительную память, внимание. |
Подвижные игры. | «Такой листок – лети ко мне» «Комарики и лягушка» | Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев: рябина, береза, клен). Закреплять знания, что лягушка питается комарами; учить выполнять действия по слову взрослого; вызывать чувство радости от совместных действий. |
Сюжетно-ролевая игра. | Магазин фруктов и овощей | Расширять представления детей о том, какие действия выполняет продавец и покупатель в магазине; учить правильно произносить названия фруктов и овощей; способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. |
Театрализованные игры. | «Репка» (русская народная сказка) | Заинтересовать детей в выполнении предложенной роли; развивать речь; вызвать положительные эмоции. |
Строительные игры. | «Постройка клумбы для цветов», «Скворечник», «Зоопарк» (клетки для животных) | Учить сооружать постройки по примеру взрослого, правильно располагая детали; продолжать учить обыгрывать постройки. |
Сегодня мы с вами рассмотрим что такое игра и ее значение в жизни ребенка, какие виды игр вообще существуют в педагогики и непосредственно поиграем. Так как, я работаю в экологическом направлении, все предложенные игры будут экологическими. Сейчас вам расскажу какие же задачи преследует экологической воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Задачи экологического воспитания.
- Уточнять представления детей о растениях (трава, деревья);
- Учить рассматривать комнатные растения (выделять листья и цветы);
- Учить наблюдать за домашними животными (кошка с котятами, собака с щенками);
- Знакомить с домашними птицами;
- Учить отмечать характерные признаки домашних животных (кошка мурлычет, собака лает);
- Учить различать и называть диких животных (медведь, заяц, лиса), выделяя их характерные особенности;
- Учить различать по внешнему виду и вкусу наиболее распространенные овощи и фрукты;
- Учить наблюдать за природными явлениями;
- Формировать бережное отношение к окружающей природе.
Эти задачи решаются с помощью различных методов: наблюдений, бесед, рассматривание иллюстраций, картин, чтение художественной литературы, продуктивных видов деятельности и игр.
В зависимости от возраста задачи усложняются.
Особенности детской игры.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени отведенным на игру, а тем, что игра удовлетворяет основные потребности ребенка дошкольника:
- Стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослого (подражание взрослому);
- Потребность в познании окружающего мира;
- Потребность в активных движениях;
- Потребность в общении.
Игра также несет в себе социальный характер. Она связана с миром взрослых, дети отражают окружающую социальную среду. Образное отражение реальной жизни зависит от впечатлений и системы ценностей. Но окружающая ребенка действительность чрезвычайно разнообразна, а в игре ребенок отражает лишь отдельные ее стороны: сферу человеческой деятельности, сферу труда и отношений между людьми.
Игра социальна и по способу ее осуществления. Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается взрослым человеком, который учит малыша играть, знакомит со способами игровых действий.
Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность дающую дошкольнику свободу выбора, возможность себя реализовать, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу получить опыт взаимодействия. Именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.
Виды игр.
Все игры можно разделить на две группы:
- Творческие игры:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные
а) игры ряжение (для малышей)
б) игры-драматизации
в) режиссерские;
- игры со строительным материалом
а) по образцу
б) по чертежу и схеме
в) по иллюстрации
г) по замыслу.
В этих играх ребенок проявляет выдержку, инициативу, самостоятельность, творчество.
- Игры с правилами:
- дидактические
а) настольно-печатные;
б) словесные;
в) игры с предметами
- подвижные
а) сюжетные
б) игры-забавы
в) с элементами спортивных игр
г) бессюжетные.
Это игры с готовым содержанием и фиксированными правилами.
Дидактическая игра - что это?
Основной особенностью дидактической игры является то, что она является обучающей игрой. Дидактические игры создаются взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Но для детей образовательное значение дидактической игры открыто не выступает. А реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций (анализа, синтеза), представляющих собой основу обучения.
Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи, но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Активное участие, выигрыш в дидактической игре зависит от того насколько ребенок обладает знаниями, умениями, навыками.
Дидактические игры можно разделить на 3 группы:
- игры с предметами
- настольно-печатные
- словесные
Игры с предметами и словесные игры используются в более старшем возрасте, мы более подробно рассмотрим настольно-печатные игры. Они помогают уточнить, расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. К настольно-печатным играм относятся парные картинки, лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, пазлы, игры типа лабиринт (ст. дошк. возраст). Даже с самым маленьким ребенком можно играть в простые настольные игры, например, в лото. Подберите лото с такими картинками, на которых изображены известные детям предметы: игрушки, бытовые предметы или домашние животные (хорошо, если это будут изображения взрослых животных и их детенышей). Рассмотрите вместе картинки, сообща назовите, что на них нарисовано. Покажите малышу, как можно совмещать карточки с картинками на карте. Затем поиграйте вместе. Не ругайте малыша за непонятливость. Эта непростая для него игра требует сосредоточения и умения действовать по представлению.
Подвижные игры.
Подвижная игра относится к играм с правилами т.е. ребенок должен выполнять правила установленные в игре иначе игры как таковой не получится. Во время игры взрослый формирует двигательные умения и навыки детей. Подвижные игры играют важную роль в развитии ребенка. Игры способствуют развитию физических качеств. Так же во время игры решаются задачи нравственного воспитания, например, коллективизм. Игры содействуют воспитанию волевых качеств: выдержки, смелости, решительности, умению справиться с негативными эмоциями. Подвижные игры помогают ребенку расширить и углубить знания об окружающей действительности.
Таким образом, подвижная игра является одним из важных средств всестороннего развития личности ребенка.
Сюжетно-ролевая игра.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. В сюжетно-ролевой игре ребенок проявляет самостоятельность, он воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию которое разыгрывает. Игра несет и творческий характер. Он определяется наличием замысла реализация которого определяется активной работой воображения. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет ребенку радость и удовлетворение.
К трем годам эта игра занимает уже достаточно большое место среди любимых занятий малышей. Они с удовольствием подражают игровым действиям взрослых: кормят, причесывают кукол и игрушечных животных, купают их в ванночке, пеленают, укладывают спать, катают в колясочке, строят для них домики и пр. Подберите соответствующие наборы игрушек. Помните, что в такие игры нужно играть не только с девочками, но и с мальчиками. Сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка. Она является средством познания окружающего мира, способствует развитию образного мышления и воображения. В игре ребенок в условных обстоятельствах действует "как мама", "папа", "бабушка" или "дедушка", что дает ему возможность почувствовать себя свободным и всесильным, как взрослые. Для того, чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в нее малыша, организуя совместные игры.
Разыгрывайте перед ребенком небольшие сюжеты с куклами и животными, показывайте игровые действия с ними. Одновременно с этим вовлекайте малыша в свою игру: попросите помочь покормить, причесать куклу и пр.; распределяйте с ним игровые действия. Например, можно сказать: "Давай покормим куклу. Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем".
Старайтесь сделать игру интересной для малыша. Для этого сами играйте с увлечением. Вместе с ребенком одушевляйте кукол и животных: придумайте для них имена, обращайтесь к ним с вопросами, отвечайте за них, комментируйте свои действия и действия персонажей. Вовлекайте ребенка в разговор с куклами, задавайте ему вопросы от лица кукол и животных, инициируйте его ответы или отвечайте за него.
Помогайте малышу переносить игровые действия на разных кукол и животных, постепенно расширяйте круг игровых ситуаций и игрушек (например, если ребенок кормит только одну куклу, скажите, что мишка тоже хочет кушать, покормите его вместе).
Постепенно вводите в игру предметы-заместители, например, используйте вместо ложки палочку, вместо хлеба кубик, вместо яблочка или яичка шарик и пр. Это будет способствовать развитию воображения ребенка, поможет сделать игру более содержательной.
Организуя игровое общение, соблюдайте важное правило: не превращайте игру в занятие. Избегайте поучающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ребенка ненавязчиво, не прерывайте ее, а подключайтесь к ней, поощряя игровую инициативу ребенка.
Театрализованные игры.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения события жизни, измененные детской фантазией становятся сюжетом игры.
Своеобразие этих игр в том, что они строятся на основе литературного произведения; сюжет игры, роли, поступки героев определяются текстом произведения; наличие сюжета, ролей сближает игру с играми с готовыми правилами, но правила менее устойчивы и мало определены т.к. возможно совмещение разных литературных источников; можно вводить новые действующие лица; свободно передавать содержание.
Игра драматизация большое внимание оказывает на речь ребенка, ребенок усваивает богатства языка, его выразительные средства, различные интонации соответствующие характеру героев и их поступкам.
Начало работы над игрой драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало ребенка, вызвало чувства и переживания. Сюжет дожжен быть занимательно развивающим.
Рассказывая ребенку сказку, не забывайте разыграть перед ним ее сюжет. Например, при чтении "Курочки Рябы" покажите, как дед зовет на помощь бабку, как они бьют яичко, как плачут; рассказывая "Репку", изобразите, какая она выросла большая, и как персонажи сказки тянули ее из земли. Старайтесь, чтобы ваш голос и мимика были выразительными. Побуждайте ребенка содействовать вместе с персонажами. Слушание с опорой на действие помогает ребенку лучше понять речь взрослого, осознать смысл происходящего, пережить вместе с персонажами их чувства, выразить им сочувствие.
Показывайте ребенку небольшие спектакли с персонажами настольного театра. Для таких игр можно использовать кукол и животных, которые надеваются на руку или на пальцы. Малыш с удовольствием будет наблюдать, как вы разыгрываете сценки из сказок или стишков.
Строительные игры.
Особенностью игр со строительным материалом является то что:
- в основе лежат конструктивные умения, способности;
- для конструктивных умений необходимо специальное обучение;
- строительные игры как и другие виды детской игры приближены к созидательной, продуктивной человеческой деятельности.
- так же в основе строительных игр лежит развитие мышления, пространственного воображения, творческих умений;
- служат формированию моральных качеств личности, воспитанию нравственных чувств (заботу о людях, птицах, животных);
- в процессе конструирования дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, кирпичик);
- Способствуют воспитанию первоначальных навыков работы в коллективе.
В сооружении постройки и заключается игра. Не забывайте после сооружения постройки обязательно обыграть ее с ребенком.
Виды строительного материала:
- Специально созданный материал (напольный, настольный, конструкторы, наборы типа «юный строитель», «строим сами».
- Природный материал (песок, снег, глина, вода)
- Подсобный (доски, ящики, коробки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой практикум для родителей и детей группы «Я и мой ребенок»
Цель: гармонизация отношений между родителем и ребенком, получение ребенком эмоционального опыта близких телесных отношений с матерью; налаживание физического контакта между родителями и детьми, разви...
Игровой практикум для родителей с экологической направленностью "Прогулка в лесу"
Игры, движения , приемы можно использовать дома , на прогулке, на даче. Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников является деятельность на воздухе.Природа-нессякаемый источник радос...
Игровой практикум для родителей с экологической направленностью "Прогулка в лесу"
Игры, движения , приемы можно использовать дома , на прогулке, на даче. Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников является деятельность на воздухе.Природа-нессякаемый источник радос...
Игровой практикум для родителей с экологической направленностью "Прогулка в лесу"
Игры, движения , приемы можно использовать дома , на прогулке, на даче. Одной из форм воспитания экологической культуры дошкольников является деятельность на воздухе.Природа-нессякаемый источник радос...
Игровой практикум для родителей на тему "В детском саду ваш ребенок "тихоня", а дома "дикарь"
На ранних этапах эмоционального развития ребенка родители трепетно и осторожно ухаживают за ним, все делают по расписанию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах ухода. В...
Игровой практикум для родителей «Растим детей здоровыми»
Игровой практикум для родителей «Растим детей здоровыми»...
Игровой практикум для родителей ясельной группы
Игровой практикум для родителей ясельной группы на тему "Как учить цвета с детьми"...