Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) по теме
Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Немалая роль в нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. Знакомство ребенка с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности.
Свою деятельность по использованию фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольника начала два года назад.
Своих малышей я в первую очередь знакомлю с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития.
Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Через стихотворные формы я вызываю у малышей интерес к художественному слову, приучаю их вслушиваться, вникать в суть произведения. Ведь малые поэтические формы народного творчества способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, закладывая в раннем возрасте основы гармонического развития ребенка. Русский народный фольклор использую во время умывания, раздевания и игры с детьми.
Мои наблюдения показали, что дети стали намного добрее, активнее, прекрасно играют в народные игры, поют колыбельные песенки, сочиняют сказки, заметно изменились взаимоотношения детей. Чтобы воспитание и обучение носило целенаправленный характер, мною тщательно продуман наглядный и практический материал. Совместно с родителями я создала уголок старинного русского быта, обстановку русской избы.
Непременным условием для успешного обучения и воспитания является предметно – развивающая среда. Игровая комната оборудована с учетом возрастных особенностей детей, широко использую речевые, пальчиковые, подвижные игры и т.д.
Я убеждена в необходимости продолжения осуществления развивающего обучения и воспитания детей средствами малых фольклорных форм. Работу не прекращаю, развиваю и дополняю. Постоянно возникают новые идеи, наработки.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Стараюсь вместе с родителями наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, обогащаю среду, в которой он растет, расцветает всеми цветами радуги, закладываю предпосылки высоких человеческих начал.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки –коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки - у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Хотелось бы остановить ваше внимание на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если вы взрослые с ранних лет приучаете беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда помогайте построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подскажите новое игровое действие, покажите их, предложите дополнительный игровой материал к сложившейся игре.
Если у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_folklora_v_razvitii_rebyonka.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Немалая роль в нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. Знакомство ребенка с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности.
Свою деятельность по использованию фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольника начала два года назад.
Своих малышей я в первую очередь знакомлю с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития.
Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Через стихотворные формы я вызываю у малышей интерес к художественному слову, приучаю их вслушиваться, вникать в суть произведения. Ведь малые поэтические формы народного творчества способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, закладывая в раннем возрасте основы гармонического развития ребенка. Русский народный фольклор использую во время умывания, раздевания и игры с детьми.
Мои наблюдения показали, что дети стали намного добрее, активнее, прекрасно играют в народные игры, поют колыбельные песенки, сочиняют сказки, заметно изменились взаимоотношения детей. Чтобы воспитание и обучение носило целенаправленный характер, мною тщательно продуман наглядный и практический материал. Совместно с родителями я создала уголок старинного русского быта, обстановку русской избы.
Непременным условием для успешного обучения и воспитания является предметно – развивающая среда. Игровая комната оборудована с учетом возрастных особенностей детей, широко использую речевые, пальчиковые, подвижные игры и т.д.
Я убеждена в необходимости продолжения осуществления развивающего обучения и воспитания детей средствами малых фольклорных форм. Работу не прекращаю, развиваю и дополняю. Постоянно возникают новые идеи, наработки.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Стараюсь вместе с родителями наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, обогащаю среду, в которой он растет, расцветает всеми цветами радуги, закладываю предпосылки высоких человеческих начал.
Любовь Зайцева
воспитатель МБДОУ «Солнышко»
28.10.13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...
Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» - Ипкаевой Лилии Маратовны
В данном материале говорится о роли фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Подробно описана актуальность и перспективность, своебразие и новизна, оптимальность и эффективность испол...
«Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Дополнительное образование " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.
Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....
Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.
Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....
Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»...
Методическая разработка "Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
quot;Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста"...