Развитие тонкой моторики при обучении письму
консультация (подготовительная группа)
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. При обучении письму большую роль играет развитие тонкой моторики. Чем лучше ребенок умеет мастерить, рисовать, вырезать, тем легче он овладевает навыками письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tonkoy_motoriki_igraet_bolshuyu_rol_pri_obuchenii_pismu.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие тонкой моторики играет большую роль при обучении письму
Уровень развития речи и развитие мышц пальцев руки тесно связаны друг с другом. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Именно поэтому тренировка пальцев рук ребёнка не только подготавливает руку к письму, но и способствует развитию его речи, повышению уровня интеллекта.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. При обучении письму большую роль играет развитие тонкой моторики. Чем лучше ребенок умеет мастерить, рисовать, вырезать, тем легче он овладевает навыками письма. Поэтому необходимо начинать с развития моторных навыков: научить малыша лепить из пластилина фигурки, нанизать бусинки на ниточку, делать аппликации, собирать мозаику. Очень хорошо, если ребенок займется шитьем. Полезны и занятия рисованием, особенно раскрашиванием. На занятиях по подготовке к школе дети учатся правильно сидеть за столом, располагать перед собой тетрадь, держать ручку. Под руководством учителя пробуем в воздухе над тетрадью рисовать элементы букв. Это упражнение способствует развитию координации движений. Начальные навыки письма — освоение направлений движения ручки: рисование линий вверх, вниз, вправо, влево. Дети рисуют узоры по клеткам и закрашивают их цветными карандашами. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – обведение картинок по пунктирным линиям. Эти задания очень нравятся детям, т.к. тренируют мелкие мышцы руки, делают ее движения сильными и координированными.
Вот несколько упражнений для развития мелкой моторики руки:
1.Упражнения с карандашом
Положите карандаш на стол. Ребёнок большим и указательным пальцем плавно вращает карандаш каждой рукой отдельно.
Одной рукой ребёнок держит карандаш, а указательным и средним пальцами другой руки «идёт по карандашу».
Катание карандаша. Карандаш зажимается ладошками обеих рук и катается между ними. Вспомните, как катают всем известную «колбаску» из теста.
2. Упражнения с бусами
Очень хорошо развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. При выполнении такого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусинок.
Перекладывание бусинок пинцетом.
Вам потребуется: пинцет, чашка с бусинами, пустая чашка.
Ребёнок берёт пинцет и, аккуратно захватывая бусы из чашки, переносит их в другую посуду.
Упражнение можно усложнить, если перекладывать бусинки в ёмкость с ячейками. Когда форма окажется заполненной, с помощью пинцета бусины перекладываются обратно в чашку. Бусин должно быть ровно столько, сколько ячеек в форме.
Кроме тренировки координации пальцев руки, это упражнение развивает концентрацию внимания и тренирует внутренний контроль.
3. Упражнения с пластилином
Пластилин – прекрасный материал для занятий. Лепка очень хорошо способствует развитию мелкой моторики.
Для начала полезно просто помять пластилин в руках, раскатать по – разному: колбаской или шариком.
Обратите внимание! Ребёнок со слабым тонусом в руках и плечевом поясе очень быстро начнёт пользоваться весом тела для разминания пластилина – будет наваливаться всем телом. Раскатывая шарик между ладонями, маленький ученик будет стараться зафиксировать локти на столе, иначе он быстро устанет. В таком случае не выполняйте упражнения с пластилином за столом, а посадите ребёнка на табурет перед собой и покажите ему действия: скатать шарик между ладонями, сделать это перед собой, над головой, сдавить этот шарик между ладонями, скатать между ладонями колбаску, сдавить её между ладонями и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние занятий бисероплетением на развитие тонкой моторики старших дошкольников для подготовки руки к письму».
Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто...
Конспект занятия в предшкольном классе по развитию речи и обучению грамоте и письму на тему «Звуко-буквенный калейдоскоп»
Занятие проведено в соответствии с современными требованиями ГОСО РК к содержанию данного типа занятий и с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.Воспитатель провёл занятие ...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Ударение.
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема. Ударение.Формы работы: речевая ситуацияЦель. Знакомить детей с...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее...
Подготовленная среда в группе Монтессори по развитию речи, обучения письму и чтению.
Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых у...
Формирование оптико-пространственных представлений и развитием мелкой моторики, как метод подготовки к обучению письму
Формирование оптико-пространственных представлений и развитием мелкой моторики, как метод подготовки к обучению письму...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Предложение. Дифференциация звуков а,о,у,ы,и,э
Познакомить с предложением. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах....