Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Предложение. Дифференциация звуков а,о,у,ы,и,э
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Познакомить с предложением. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_predlozhenie_zvuki_aoieyt.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.
Тема. Предложение. Дифференциация звуков а,о,у,ы,и,э
Формы работы: речевая ситуация
Цель. Познакомить с предложением. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах.
Задачи:
Образовательная:Закрепить соотношение звук — буква.упражнять детей в умении делить слова на слоги;учить членить предложения на слова;учить выделять на слух предложения из высказывания;
Развивающая:развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения;развивать фонематическое восприятие (гласные звуки);развивать мыслительные операции: анализ, синтез, конкретизация.
Воспитательная:воспитывать чувства взаимопомощи; совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника; воспитывать организованность, самостоятельность; воспитывать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности
Материал.
Панно букв [а, о, у, ы, и, э];коробка;картинка кот;длинная полоска из бумаги; 3 короткие полоски.
Раздаточный: 1 длинная полоска из бумаги; 3 короткие полоски; картинка дом, нос, книга, бусы, раскраска.
Ход НОД
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности | Посмотрите, ребята, что это? (коробка) -В этой коробке, что-то лежит. (потресу коробкой тихонько). -Вы хотите узнать, что там? |
Простановка цели детьми | -Тогда нужно будет выполнить задания, а в конце вы узнаете, что же там лежит. Я пока что отложу коробку и приступим к заданиям. |
Совместная работа и самостоятельная работа с детьми по нахождению средств деятельности | - Посмотрите, что вы видите на панно? (буквы) - а кто может произнести эти звуки? [а, о, у, ы, и, э] - как можно назвать все звуки? (гласные). - как вы узнали, что звуки гласные? (при их произнесении воздушная струя не встречает преград). - Вы правильно сказали, что звуки [а, о, у, ы, и, э] гласные и определили, что при их произнесении воздушная струя не встречает преград. Вот первое задание называется «Найди гласный звук». - Работать будете парами. У вас на столах лежат картинки. На одной картинке изображены предметы, названия которых — односложные слова (с одним гласным звуком): дом, рак. -Вам надо взять картинку, в названии которой слышится один гласный звук. Нужно произнести слово, протягивая гласный звук, и назвать его. (Например, в слове лу-у-у-к — гласная [у]). -, что у вас изображено на картинке? Отвечайте полным ответом (на картинке у нас изображён дом) - произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (до-о-о-м) - правильно, в слове дом «О» протягивается. -Ребята, кто тоже выбрал слово дом? поднимите карточки. - А кто выбрал др. карточку? -, а вы какую картинку выбрали? (нос). - произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (но-о-ос) - правильно, в слове нос «о» протягивается. А теперь, на другой картинке изображены предметы, названия которых — двусложные слова (с двумя гласными звуками): бусы, книга. - Вам нужно взять картинки, произнести слово, найти гласные звуки и назвать их. (Например: в слове лу-у-у-ужа-а-а-а — два гласных звука — [у] и [а].) -, какую картинку выбрали? ( бусы) - произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (бу-у-сы-ы) - правильно, в слове «бусы», 2 гласных звука протягивается. «У», «Ы». - А кто выбрал др. карточку? -, а вы какую картинку выбрали? (книга). -, произнеси слово, так чтобы гласный звук протягивался. (кни-и-га-а) - правильно, в слове «книга» 2 гласных звука протягивается «И», «А». Следующее задание называется «Измени слово». Ребята, слушайте следующее задание. Вам надо взять картинки со стола с односложными словами и изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. (например: кот—котик). -, какую картинку ты выбрал? (нос) - как ты изменил слово (нос), чтобы слышались два гласных? (носик) -произнеси, чтобы тянулись гласные. ( но-о-ос-и-ик) - Ребята, правильно изменил слово? (да) - Кто так же изменил? А кто выбрал другую картинку? - Коля, а ты какую картинку выбрал? (дом) - произнеси, чтобы тянулись гласные. (до-о-оми-и-ик) - правильно, и слово дом, тоже можно было брать. Ребята, мы сейчас работали с отдельными словами. — Слова (произносимые сами по себе) нам ни о чем не говорят, не рассказывают. Например: слово дом. Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый); где он стоит (в городе или деревне, в лесу или на берегу реки); кто в нем живет и т. п. Для того чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чем-то, они должны подружиться друг с другом. Например: Рабочие построили новый дом. Из дружных слов получилось предложение. Только с помощью предложений мы можем сообщать другим различные сведения. - Ребята, скажите, что вы узнали о доме в этом предложении? - Кто построил дом? (рабочие). - Какой это дом? (новый) Предложения мы будем обозначать длинной полоской бумаги. (показ бумажной полоски). Следующее задание называется «Составь предложение». Ребята, вам нужно будет составить предложения, взяв за основу слова кот. -Артем, какое ты оставил предложение? (кот лакает молоко) Кто составил предложения педагог дает длинные полоски бумаги. Давайте встанем около своих столов и разомнёмся "Я мороза не боюсь". Я мороза не боюсь, (шагаем на месте) С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши). Подойдет ко мне мороз (присели), Тронет руку, тронет нос (показываем руку, нос) Значит надо не зевать (хлопки в ладоши), Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте). Присаживаемся за столы. Следующее задание нужно найти предложений из высказываний на слух. А) — Предложения тоже умеют дружить. Так получаются рассказы, В рассказах одно предложение от другого отделяется паузой (короткой остановкой). Послушайте коротенький рассказик из трех предложений. Маша и Петя живут в большом городе. (Пауза) Они ходят в детский сад. (Пауза) В детском саду они играют и занимаются. - Повторите первое предложение. (Маша и Петя живут в большом городе). - О чем оно вам рассказало? (Маша и Петя живут в большом городе. Они ходят в детский сад. В детском саду они играют и занимаются.) б) — Послушайте другой рассказик; выложите столько полосок бумаги, сколько в нем предложений. Петя пошел гулять. (Пауза) Во дворе он нашел котенка. (Пауза) Мальчик взял котенка домой. Сколько полосок бумаги вы выложили? (3). - правильно, нужно было выложить 3 полоски. - повтори первое предложение (Петя пошел гулять.) - повтори второе предложение (Во дворе он нашел котенка.) - повтори третье предложение (Мальчик взял котенка домой.) - Правильно, вы выложили столько полосок, сколько предложений. Следующее задание нужно выделить слова из предложения. Слушайте внимательно, я произношу предложения, а вы должны определить в них количество слов. Слово- будет обозначаться короткой линией на полоске бумаги. | — —• | Я буду говорить предложения, а вы говорить сколько коротких полосок вы выложили на длинную полоску. - слушайте внимательно предложение (Мальчик надувает шарик.) - , сколько полосок ты положили? (з) - правильно, в предложении «Мальчик надувает шарик» 3 слова. - а теперь послушайте сле-ее предложение (Дети рисуют.) - правильно, в предложении «Дети рисуют.» 2 слова. Отложите полоски на край стола. |
Подведение итога | - что вы сегодня узнали нового на занятии? (если мы говорим про одно слово, то нам ни о чем не говорит, не рассказывает, мы не сможем определить цвет, величину) - что было легко вам выполнить? (определить, что [а, о, у, ы, и, э] гласные). - что было сложным? (определять сколько слов в предложении) - что вам понравилось на занятии? (составлять схемы предложений). Ребята, мы выполнили все задания теперь мы можем узнать, что там лежит. (Открываю коробку). Тут наши буквы, о которых мы говорили в начале занятия. Вы можете выбрать себе любую букву и раскрасить дома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе. Тема: «Спешите делать добро».
Программное содержание:Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повсе...
Конспект занятий по речевому развитию для детей подготовительной группы №3 ГДОУ №53 города Санкт-Петербурга на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».
Образовательный задачи:1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.2. Учить аргументировать свои ответы.Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.Во...
Конспект по области речевое развитие для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие на луну»
Цель: расширение и систематизирование знаний детей по лексической теме «Космос»...
Конспект по области речевое развитие для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие на луну»
Цель: расширение и систематизирование знаний детей по лексической теме «Космос»Задачи:Образовательные:продолжать учить совершенствовать грамматический строй речи(образование однокоренных с...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Ударение.
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема. Ударение.Формы работы: речевая ситуацияЦель. Знакомить детей с...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее...