Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Ударение.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.
Тема. Ударение.
Формы работы: речевая ситуация
Цель. Знакомить детей с ударением
Задачи. Знакомить детей с ударением; учить разбивать слова на слоги; выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме; проводить слого-звуковой анализ простейших слов.
Материал. Звуковые бусы для слов ирис, астра, мак, Маша, машина; цветы (картинки): астра, ирис, мак, цифры 1 и 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rr_udarenie.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.
Тема. Ударение.
Формы работы: речевая ситуация
Цель. Знакомить детей с ударением
Задачи. Знакомить детей с ударением; учить разбивать слова на слоги; выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме; проводить слого-звуковой анализ простейших слов.
Материал. Звуковые бусы для слов ирис, астра, мак, Маша, машина; цветы (картинки): астра, ирис, мак, цифры 1 и 2.
Ход НОД
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности | Зачитываю отрывок из пьесы Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться», вспоминая с детьми пройденный материал. Слониха привела своего Слоненка на урок к Сурку. Сурок. Как тебя зовут? Слоненок. Не знаю. Сурок. А где слоны живут? Слоненок. Не знаю. Сурок. А сколько тебе лет? Слоненок. Не знаю. Сурок. А что ты ел на обед? Слоненок. Не знаю. Слониха. Он знает. Он растерялся. Это простительно малышу. Разрешите, я сама его спрошу. Что ты ел на обед? Брю... Слоненок. ...ки... Слониха. Не *ки», а «кву». Слоненок. ...кву! Слониха. Правильно, брюкву! А что еще? Клю... Слоненок. ...кву! Слониха. Правильно, клюкву! А с чем? С бул... Слоненок. С булкой! Слониха. С какой? Слоненок. Со сдобной! Слониха. Вот видите, какой он у меня способный. |
Простановка цели детьми | После обсуждения ситуации выражаю уверенность, что дети в группе способны ответить на сложные вопросы Сурка. |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | — Какие слова слониха со слоненком произносили по слогам? Повторите их (брюк-ва, клюк-ва, бул-ка). Сколько в этих словах слогов? Докажите. Назовите гласные и согласные в первом слоге бул-, во втором слоге -ка, (Б-у-у-у-л-к-а-а.) А теперь самый сложный вопрос: могут ли согласные без гласных образовать слог? (Нет, ничего у них не получится, только бр-кв, кл-кв, а не брюк-ва, не клюк-ва). Слого-звуковой анализ слов. Поощряя ответы детей на вопросы Сурка, дарю им цветы (картинки): астру, ирис, мак. Далее работа продолжается в форме вопросов-заданий. — Назовите каждый цветок. (Мак, ирис, астра.) Что вы произнесли? (Слова.) Из чего состоит слово? (Из звуков.) Соотнесите количество звуков в слове ирис со звуковыми схемами-бусами. (Даны сразу три схемы для слов мак, ирис, астра.) Раскрасьте красным цветом бусинки-гласные звуки в схеме к слову ирис (первый и третий кружки). Введение понятия «ударение». Могут быть предложены следующие вопросы и задания: — Сколько слогов в слове ирис? (Два слога: и-рис.) (Воспитатель обращает внимание на слоги из одной гласной, напоминает, что без гласных слогов не бывает.) Далее проводятся упражнения в произнесении слов с подчеркнутым выделением ударного слога. (И-и-и-рис.) — Вы заметили, что слоги в слове звучат по-разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче. Вы слышите, как мой голос как бы тихонько ударяет по началу слова. Это слышится ударение. (И-рис.) Предлагаю детям выделить голосом другой слог. (И-рис.) Ударение слышится на втором слоге. Спрашивает, что получилось. (Получилось другое слово: вместо цветка появилась ириска.) — Определите, в какой части слова слышится ударение, куда падает ударение — на первый или второй слог. (Дети могут продемонстрировать ответ цифрами 1 или 2.) Слова для упражнений: шу-уба, ша-апка, ва-арежка, ча-ашка, ло-ожка, ча-айник, ле-ето, о-осень, зима-а, весна-а. Вывод: в каждом слове один из слогов произносится громче, сильнее другого; мы как будто ударяем голосом по этому слогу; он становится ударным. Слого-звуковой анализ новых слов. Знак ударения. — Придумайте слова, которые начинаются со слога ма-. (Ма-ша, ма-шина и др.) На какой слог падает ударение в этих словах? Соотнесите слово Маша со звуковой схемой. (Даны схемы разных слов.) Сколько здесь гласных? (Две.) Какая из них произносится с большей силой голоса? (Дается неверное ударение: Маша — Маша). Показываю знак ударения на своей схеме, дети ставят этот знак на своих схемах. Аналогичная работа может быть проведена и с другими словами. — Назовите слова, которые имеют в конце слог -на. (Малина, корзина, Нина.) На схемах выбранных слов дети ставят знак ударения. Обращаю внимание, что знак ударения всегда стоит над гласной буквой. (Ударение — это выделение голосом одного из слогов. Мы словно ударяем голосом по этому слогу и заставляем его звучать громче, сильнее, протяжнее. А звучать, петь, тянуться могут только гласные. |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | Подготовка к письму. Проведение волнистых линий, обведение овальных и круглых предметов, нарисованных пунктирной линией. |
Подведение итога | О чем мы сегодня говорили? Какой вывод мы можем сделать? Какое у вас настроение? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе. Тема: «Спешите делать добро».
Программное содержание:Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повсе...
Конспект занятий по речевому развитию для детей подготовительной группы №3 ГДОУ №53 города Санкт-Петербурга на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».
Образовательный задачи:1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.2. Учить аргументировать свои ответы.Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей.Во...
Конспект по области речевое развитие для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие на луну»
Цель: расширение и систематизирование знаний детей по лексической теме «Космос»...
Конспект по области речевое развитие для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие на луну»
Цель: расширение и систематизирование знаний детей по лексической теме «Космос»Задачи:Образовательные:продолжать учить совершенствовать грамматический строй речи(образование однокоренных с...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму.Тема. Сочетание звуков [jэ] и буква Ее...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Предложение. Дифференциация звуков а,о,у,ы,и,э
Познакомить с предложением. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах....
- Мне нравится (1)