Формирование оптико-пространственных представлений и развитием мелкой моторики, как метод подготовки к обучению письму
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Формирование оптико-пространственных представлений и развитием мелкой моторики, как метод подготовки к обучению письму
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование оптико-пространственных представлений и развитием мелкой моторики, как метод подготовки к обучению письму,
у детей 5-7 лет в рамках ФГОС.
Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Хорошо развитая пространственная ориентация, четкие представления о форме и размере предметов, позволяют ребенку обойтись без проблем, которые в противном случае могут возникнуть уже в младших классах школы.
Современный учебный процесс предусматривает работу с графическими моделями, структурно — логическими схемами, символическими опорами, для понимания которых необходимо хорошее знание пространственных и временных отношений. Усвоение пространственных отношений требует времени. Так что начинать обучение надо как можно раньше. А начинают с малого: с режима дня, воспитания собранности, организованности, ответственности, конечно, инициативы в рамках поставленных временных ограничений. Ориентация в пространстве и ориентация во времени — важнейшие условия не только для успешного обучения, но и для успешной адаптации к любым жизненным ситуациям. Познание ребенком пространства и ориентировка в нем — процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Его основой должно быть, прежде всего, накопление знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях. Восприятие пространства не ограничивается лишь накоплением чувственного опыта. С возрастом развивается стремление к более точному определению пространственных отношений, численному их выражению. Чисто сенсорный опыт восприятия пространства перестраивается в логическое его познание посредством измерения. Большое значение для формирования механизма вторично сигнальной регуляции пространственного различения имеет словарная работа и воспитание культуры речи, как на специальных занятиях, так и в играх детей, в их повседневной жизни. Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например, на листе бумаги.
Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Помимо развития оптико-пространственных представлений, одним из направлений готовности к школе является развитие графо-моторных навыков. Как отмечала Марионилла Максимовна Кольцова «движение пальцев рук имеет особое значение, так как оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка». А письмо — это сложный навык, включающий тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого оптико-пространственного восприятия и произвольного внимания.
Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, овальный и т. д.), по величине и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Профилактика должна быть направлена на преодоление отставания в развитии речи и мышления. Усвоение ребенком словесных обозначений различных пространственных признаков чрезвычайно важно, поскольку знание названий помогает ему обобщить эти признаки и абстрагировать их от конкретных предметов. Ребенок, умеющий абстрагировать от конкретных предметов понятия формы и величины, может ответить на вопросы о том, что бывает круглым, толстым, тонким и т. д.
Недостаточная сформированность пространственных представлений и графо-моторных навыков выражается в ряде типичных ошибок, по-разному проявляющихся в различных видах учебной деятельности, в поведении детей:
- в поведении: пространственные ошибки при выполнении правил расположения предметов и требований педагога, связанных с направлением движения ребенка (вперед, назад, в сторону);
- в чтении: пространственное неразличение сходных по форме букв и т. д.;
- в письме: неумение соотнести букву и линии тетради, т. е. ориентироваться в пространстве листа тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону;
- в арифметике: ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2) несформированность пространственных представлений, неумение ориентироваться на листе бумаги;
- в рисовании: неумение расположить рисунок на пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке;
- в гимнастических упражнениях: неправильное направление движения при перестроении под команду, трудности переключения с одного направления движения на другое и т. д.
Основные этапы работы по формированию пространственных представлений
1. Ориентировка на собственном теле, дифференцирование правых и левых его частей.
Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки.Рекомендуются следующие виды заданий:
- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет ее сам, а дети повторяют. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Обратить на это внимание и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха, брови. Учащихся следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела. Затем ученикам предлагаютсяболее трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо.
2. Ориентировка в окружающем пространстве.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у учащихся представлений о правой и левой стороне тела, а также на речевых обозначениях правой и левой руки.Эта работа проводится в следующей последовательности:
а) Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.
Сначала логопед дает задание определить пространственные соотношения предметов,находящихся сбоку от ребенка:
- перечисли предметы, находящиеся справа и слева;
- положить предмет справа или слева от себя;
- повернуть голову вправо или влево;
- наклонить голову к правому плечу или к левому.
б) Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.
Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой, например, тетрадь и положить ее около левой руки.Задать вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?» Далее детям предлагаетсязадание по инструкции логопеда: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – слева или справа.
в) Определение объектов и предметов в пространстве.
- Стоя в колонне по одному, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
- Расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
- Сидя за столом, определить его правый и левый края.
- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
г) Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
- Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.
- Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.
д) Определение правых и левых сторон живых и неживых объектов, находящихся напротив.
- Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем роли меняются.
е) Определение направлений в пространстве.
- Определить след правой и левой ноги (по рисунку).
-Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый из членов семьи.
ж) Графическое воспроизведение направлений.
Предварительно детейпросят показать рукой в воздухе направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.
- Расположить карточку со стрелкой, ориентируясь на заданные направления.
- Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+»: от первой точки – снизу, от второй – сверху, от третьей – слева, от четвертой – справа.
- Обозначить на строке четыре точки. От одной из них провести стрелку вниз, от другой – вверх, от третьей – вправо, от четвертой – влево.
- Графические диктанты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования.
Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования....
Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к письму.
Работа предназначена для воспитателей и родителей старших дошеольников....
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму».
Консультация содержит рекомендации, направленые на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима для развития речи, а так же подготовки рук к письму....
консультация для педагогов "Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования"
значение рисования в развитие мелкой моторики рук у детей....
Мастер - класс для родителей "Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к письму"
В мастер-классе вы познакомитесь с играми и упражнениями направленными на развитие мелкой моторики рук ребенка при подготовке к письму. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"102695...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки и подготовки руки к письму для детей старшего дошкольного возраста
В пособии пообраны пальчиковые игры для развития мелкой моторики по темам...