Подготовленная среда в группе Монтессори по развитию речи, обучения письму и чтению.
статья по развитию речи

Карачкова Татьяна Николаевна

Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых умений. Выбор пособий и упражнений во многом зависит от возраста воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zona_russkogo_yazyka.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовленная среда в группе Монтессори по развитию речи, обучения письму и чтению.

Развитие речи – одно из основных направлений в обучении детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что правильное понимание и активная речь – залог умственного развития и полноценного овладения любым видом практической деятельности.

Система Монтессори до сих пор остаётся востребованной и популярной среди воспитателей и родителей. Один из факторов подобного успеха – одновременное совершенствование практически всех сторон детской личности.

Так, например, развитие речи у ребятишек идёт вместе со становлением других важнейших умений – точной моторики, сенсорики и навыков самообслуживания.

Рассмотрим подробнее особенности данной методики и её вклад в речевое развитие.

Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых умений. Выбор пособий и упражнений во многом зависит от возраста воспитанника.

Обучение письму и говорению требует длительной подготовки. Взрослым кажется, что эти действия элементарны, но для детей – это довольно сложно. Именно поэтому им необходима соответствующая подготовка как физическая, так и психологическая.

Для письма в первую очередь необходимо развивать мелкую моторику рук малыша. Наши руки уже привыкли держать ручку и выводить на бумаге буквы, но нежные маленькие пальчики ребенка не могут сразу освоить эту науку. Поэтому ребенка нужно готовить, развивать работу кистей и пальцев, ведь каждая буква требует от малыша больших усилий.

Развитие мелкой моторики напрямую зависит от высшей психической деятельности ребенка. Ученые давно доказали, что развитие, как письма, так и речи зависит от уровня развития кисти руки. С помощью наблюдений был сделан вывод, что от рождения и до шести лет ребенку необходимо развивать мелкую моторику. Чем чаще он будет работать руками, и развивать мелкую моторику, тем легче ему будет усвоить как письмо, так и говорение. Так же этот период является  сензитивным периодом для развития речи.

Основные принципы методики

Основные положения Монтессори-педагогики – максимальная свобода и минимальное вмешательство в учебный процесс. Кроме того, не следует забывать и о других принципах методики:

  • самостоятельность ребёнка в выборе игрового материала, длительности занятия;
  • учёт индивидуальных особенностей каждого малыша;
  • учитель не обучает, а направляет самостоятельную активность ребёнка;
  • разработка особой «обстановки развития», в которой ребёнок может и хочет проявить собственную индивидуальность.

Следует сказать несколько слов о разработке развивающей среды и её влиянии на реализацию других методических принципов. Основой среды являются самые обыденные предметы. Благодаря этой «обычности» и простоте, ребёнок стремится к самостоятельному познанию мира через опыты и действия.

Организация обучающих зон

Чтобы реализовать все образовательные и воспитательные задачи, пространство, в котором расположены дети, организуют  определённым образом. То есть делят на зоны, располагая в них дидактические материалы

  1. Зона реальной жизни. В этом пространстве ребёнок учится простым навыкам самообслуживания. К примеру, готовит еду, убирается, застёгивает пуговицы, сервирует стол. Причём все действия малыш выполняет серьёзно, словно взрослый.
  2. Сенсорная зона. В этой среде ребёнок познаёт свойства предметов с помощью слухового и зрительного анализаторов, обоняния и осязания. Работая с сенсорным материалом, развивают точную моторику, внимание и речь.
  3. Математическая зона. Ребёнок через игры с пособиями учится выполнять элементарные действия – складывать, вычитать, делить. Кроме того, происходит формирование пространственного мышления и логики.
  4. Языковая зона. В этом пространстве ребёнок знакомится с окружающим миром во всём его многообразии – с фауной и флорой, государствами и культурой, простейшими физическими процессами. Подобранные книжки и учебные материалы способствуют скорейшему развитию речевых навыков, формированию детского словаря, обучению грамоте и чтению.

Помимо непосредственно речевой зоны, остальные учебные пространства также помогают формированию языковых умений. Тренировка точной моторики через упражнения с бусинами, шнуровками, сенсорные игры ускоряют совершенствование речи.

Самым  увлекательным  средством  общения,  несомненно,  является

человеческая  речь.  Мария  Монтессори  уделяла  зоне  развития  речи  особое внимание.  «Речь  вызывает  то  изменение  окружающего мира,  которое  мы называем цивилизацией»,  писала она .

От года до трёх лет

С самыми маленькими учениками педагоги проводят многочисленные пальчиковые игры и гимнастику, которые обычно сопровождаются простыми стишками. Это помогает активизировать языковое развитие, расширить словарь и совершенствовать процесс запоминания информации.

Самые популярные материалы в этот период:

  • фигурки-вкладыши;
  • пособия для ощупывания;
  • книжки с максимально реалистичными изображениями;
  • звуковые коробочки
  • карточки с изображением домашних и диких животных, фрукты и овощи.

Последнее пособие, которым пополнила предметно-развивающую среду, представляет особый интерес. Перед обучением грамоте Монтессори предлагала выполнять упражнения для различения звуков. С этой целью нужно подготовить небольшие предметы и игрушки, которые раскладываются в коробку с отделениями. На каждом ящичке клеится буковка, обозначающая определённый звук, который имеется в игрушках. Например, в ячейках с буквой «К» находятся следующие предметы: куб, кошка, колбаса, кекс, кроссовки, ключ, кукуруза.

От трёх до семи лет

Овладеть чтением для ребёнка гораздо сложнее, нежели научиться писать. Вот почему Монтессори предлагала сначала обучить детей графомоторным навыкам, причём делать это нужно уже с трёх лет. Однако важное отличие данной методики в том, что автор отказалась от первоначального выведения печатных букв и ввела понятие так называемого «спонтанного письма».

По мнению Монтессори, для ребёнка выведение округлых линий гораздо естественнее, чем рисование «рубленных» печатных букв. При спонтанном письме дети 4-5 лет, ещё незнакомые с алфавитом, уже самопроизвольно изображают прописные буквы и даже слова.

Согласно методике Монтессори, стандартная зона развития речи должна включать следующие материалы и упражнения для овладения письмом и чтением:

  • наборы карточек для расширения словаря;
  • металлические вкладыши;
  • звуковые игры;
  • шершавые буквы;
  • подвижный алфавит;
  • книжки;
  • пособия для раскрашивания;
  • обводка слов и изображений;
  • переписывание коротких слов;
  • карточки со словами, антонимы и синонимы
  • карточки с предложениями.

М.Монтессори пишет о том, что в раннем возрасте далеко не все дети выражают спонтанное желание учиться письму и чтению. А так как их не только не принуждают к этому, но даже не просят делать того, что им нежелательно, никоим образом не насилуя их волю, то некоторые дети к 6 годам так и не умеют читать и писать. Но, по наблюдениям Ю.И.Фаусек, почти все нормальные дети, получив возможность пользоваться специальным дидактическим материалом Монтессори, "с легкостью и приятностью" к пяти годам пишут и читают и делают это хорошо.

Помимо разнообразных пособий и учебных материалов, вся атмосфера вокруг ребёнка должна быть заполнена пониманием и любовью. Это поможет малышу развиваться свободно и гармонично. Педагогам и родителям необходимо уметь выслушивать детей, поощрять их высказывания. А если сами взрослые разговаривают грамотно и обладают большим словарным запасом, то и ребёнок совсем скоро разовьёт эти качества, буквально «впитав» их из окружающей среды.

В этих благоприятных условиях специально-подготовленной Монтессори-среды ребёнок получает возможность реализовывать данный ему от природы потенциал и легко и непринуждённо формировать крепкий фундамент для всего дальнейшего освоения языком, как устным так и письменным.

Образовательное пространство, основанное на принципах педагогики ММонтессори, согласуется с современной философией  образования, приобретает инновационный характер.  Поэтому для себя я поставила задачу разработать и апробировать на практике новый развивающий материал ,  с помощью которого детям будет  легче расширять и пополнять  знания о крае в котором мы живём, основываясь на метод М.Монтессори.

Таким образом, в успешно функционирующей аутентичной Монтессори-среде создаётся богатая языковая среда и подпитывается желание ребёнка говорить. Богатая языковая среда создаётся разнообразной речью педагога, ясным неспешным произношением слов, точными названиями окружающих предметов, упражнениями для расширения словарного запаса, поэзией и песнями. Желание говорить поддерживается внимательным и уважительным отношением к ребёнку, к его попыткам выразить себя, беседами педагога с ребёнком, свободой общения с другими детьми и педагогом.

Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создать условия спонтанного, интуитивного на этой стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенка его строгую логику и оригинальную красоту. Детские сады и школы Монтессори есть во всем мире. Они похожи и не похожи друг на друга, но всегда остаются по своей сути мультикультурными, принимающими облик той страны, где находятся, и тот язык, на котором говорят дети и их родители. Это связано с принципиальной идеей Марии Монтессори о природосообразности развития человека, о проживании каждым ребенком сенситивных фаз развития независимо от социокультурного контекста.

Во многих детских садах Монтессори России в сенситивный период развития языка, то есть от 0 до 6-7 лет, дети осваивают при поддержке родителей основы языка общения и педагоги занимаются расширением кругозора и развитием речи .

Для успешного формирования речи у ребёнка требуется соблюдение следующих условий:

  • нормально функционирующие органы слуха и речи
  • языковая среда
  • желание говорить (поддерживаемое общей атмосферой доверия, участия, интереса к ребёнку и тому, что он говорит)

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами.

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!». В своей статье мы обратим внимание на методы развития речи по системе Монтессори в дошкольном периоде.

Образовательное пространство, основанное на принципах педагогики ММонтессори, согласуется с современной философией  образования, приобретает инновационный характер.

Самым  увлекательным  средством  общения,  несомненно,  является

человеческая  речь.  Мария  Монтессори  уделяла  зоне  развития  речи  особое внимание.  «Речь  вызывает  то  изменение  окружающего мира,  которое  мы называем цивилизацией»,  писала она .

Для данной среды она предложила следующие материалы: наборы

карточек для расширения словаря; металлические фигуры вкладыши; звуковые игры; шершавые буквы (прописные); подвижный алфавит; карточки для чтения с маленькими предметами, с предметами из окружающей среды, материалы для чтения слов с одной сложностью.

Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделила, например, шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет: сензитивный период развития речи, сенсорного развития, восприятия и установления порядка («сензитивный период аккуратности»), освоения мелких предметов, освоения движений и действий, развития социальных навыков. Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде.

· «Языковая зона». Сюда входит материал для расширения словарного запаса - классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха - наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму - металлические рамки - вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов - большой подвижный алфавит; материал для чтения - серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.

В настоящее время многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия "монтессорианские дети" раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Итак, педагогика Марии Монтессори - образец подлинно гуманистической педагогической системы. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

Развитие устной и письменной речи в группе Монтессори

Больше чем 50 лет назад благодаря Ю.И. Фаусек, было доказано, что для успешного овладения речью самым важным фактором для ребенка является правильное физиологическое развитие. В первую очередь для ребенка важно тренировать мелкую моторику и мускулатуру.

На занятиях в группах Монтессори весь дидактический материал направлен на развитие мелкой моторики, на тренировку мышц, а также на накапливание большого жизненного опыта и словарного запаса у детей. Все предметы, с которыми играет ребенок в группе Монтессори, развивают пальцы рук, дети слышат, как педагог называет эти предметы, запоминают эти слова. То есть за одно занятие ребенок накапливает немаленький багаж знаний. Большой объем информации требует выхода, и вскоре появляется спонтанное письмо.

Одно из постоянных упражнений– это штриховка. Штриховка развивает мелкую моторику и побуждает ребенка к спонтанному письму. Таким образом, дети учатся правильно держать карандаш в пальцах и регулировать силу нажатия, а также выполнять ровные штрихи, что подготавливает его к написанию букв. Мария Монтессори, как и ее последователи во многих странах мира, утверждала, что обучая ребенка правильно пользоваться письменными принадлежностями и развивая его мелкую моторику, можно способствовать появлению самопроизвольного письма. Яне раз наблюдала, как малыш сам начинал выводить буквы  даже не приступив к изучению алфавита. То есть для обучения ребенка письму и говорению, необходимо просто создать необходимую среду, где ребенок самостоятельно будет усваивать нужную информацию и применять ее на практике. Если просто знакомить их с очертаниями букв, учить пользоваться карандашом– детей не придется дополнительно обучать письму. Они освоят эти умения интуитивно. С практикой ребенок  учится писать все ровнее и красивее, он осваивает умение контролировать ручку и выводить ровные линии. Они вполне могут переписывать предложенный им текст и составлять предложения из отдельных букв. Тем не менее, когда ребенок осваивает письмо, он еще не понимает значение букв, он лишь может сопоставить звук и его графическое изображение. Читать ребенок пока еще не готов.

В своей практике я использую метод наблюдения и диагностики, который позволяет отследить уровень  развития  сенсорных способностей.

Инновационный опыт направлен на развитие индивидуальности ребенка и находит свое выражение в системе методов и приемов, создающих условия для самообучения, самовоспитания и саморазвития ребенка, на развитие творческого потенциала детей, проявление активности в получении знаний, воспитывает любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, то есть позволяет сформировать психологические показатели готовности к школе.

Направлен на  обогащение образовательной ситуации в современном образовании в соответствии с требованиями ФГОС, на формирование здорового психически, физически, нравственно, адекватно оценивающего свое место и предназначение в жизни человека. Надежность опыта обеспечивается стабильно высокими  показателями по    итогам педагогической диагностики. Это позволяет говорить об эффективности педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Таким образом, в успешно функционирующей аутентичной Монтессори-среде создаётся богатая языковая среда и подпитывается желание ребёнка говорить. Богатая языковая среда создаётся разнообразной речью педагога, ясным неспешным произношением слов, точными названиями окружающих предметов, упражнениями для расширения словарного запаса, поэзией и песнями. Желание говорить поддерживается внимательным и уважительным отношением к ребёнку, к его попыткам выразить себя, беседами педагога с ребёнком, свободой общения с другими детьми и педагогом.

В этих благоприятных условиях специально-подготовленной Монтессори-среды ребёнок получает возможность реализовывать данный ему от природы потенциал и легко и непринуждённо формировать крепкий фундамент для всего дальнейшего освоения языком, как устным так и письменным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МОНТЕССОРИ - ПЕДАГОГИКИ.

Одна из  особенностей Монтессори-метода меня привлекает, как специалиста коррекционной педагогики:  по наблюдению Ю. И. Фаусек, почти все нормализованные дети, получив возможность пользовать...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте).

Занятие  предусматривает решение задач одновременно как по развитию речи, так и по обучению грамоте. Игровые упражнения и задания помогают совершенствовать умения детей составлять по сюжетным кар...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте)

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна пришла» (развитие речи, обучение грамоте)Цель:— совершенствовать умение составлять по картинкам предложение, связывая их по смыслу в рассказ;—...

«Использование элементов методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»

В работе представлены некоторые аспекты использования методики М. Монтессори в развитии речи и подготовке к чтению и письму детей дошкольного возраста...

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Программа Марии Монтессори (Развитие речи, навыки письма и чтения)

В концепции Монтессори развитие языка происходит благодаря природным качествам ребенка.Монтессори предполагает, что за это отвечает впитывающий разум, особая ментальная сила, помогающая саморазвитию р...